Экологические знания учащихся на занятиях элективного курса «Химия и охрана среды Кубани»

Разделы: Химия


Серьёзной проблемой для нашего края, да и для всей планеты, является загрязнение её атмосферы. Исчезает вокруг городов чистый воздух, реки превращаются в сточные канавы, повсюду груды мусора, свалки, искалеченная природа – такова бросающаяся в глаза картина безумной индустриализации мира.

Основная угроза окружающей среды Кубани – интенсивно развивающееся производство. Сегодня экологическое состояние экосистем в пределах Краснодарского края вызывает серьёзную тревогу, порожденную неэффективным размещением и использованием в них производственных сил.

Кто же в ответе за природу? Порой несправедливо главной виновницей называют химическую отрасль промышленности края. С детских лет человек должен осознать всю ту опасность, что нависла над Землёй и опровергнуть сложившееся мнение. Если каждый позаботится об экологии в своей области, городе, крае, то это коснется и России, и Европы, и всей планеты в целом. Именно для этого в МБОУ – СОШ №3 и был создан элективный курс “Химия и охрана среды Кубани”, аналогов которому на сегодняшний день нет в Краснодарском крае. Реализация авторской программы элективного курса предполагает последовательное воздействие на личность школьника с целью развития экологических, интеллектуальных и деятельных аспектов поведения в окружающей среде, осознания зависимости существования человека от наличия природных ресурсов и качества окружающей среды своего региона, то есть у учащихся должно быть сформулировано биоцентрическое мышление.

Я лично считаю, что тогда экологический кризис пойдёт на спад, когда с юных лет в сознание каждого человека будут закладываться понятия об охране окружающей среды и экологии. Пусть не на всей планете, а хотя бы в своём регионе.

Содержание курса “Химия и охрана среды Кубани” основано на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации: глобальном потеплении климата, истощении стратосферного озонового слоя, кислотных дождях, накоплении в почве тяжёлых металлов, нефтяных загрязнениях. При изучении теоретического материала обсуждаются и исследуются эти жизненно важные аспекты с экологических и валеологических позиций, рассматривается воздействие вредных веществ на организм человека и способы защиты от этих воздействий.

Особое внимание уделено химическому эксперименту, выполнение которого способствует формированию у учащихся навыков работы с веществами, является источником знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию, приближены к жизни, в ходе их выполнения учащиеся исследуют жизненно важные объекты: воздух, воду, пищу. На занятиях факультатива используется местный материал, организуются экскурсии на природу, в лаборатории химического и резинового заводов, на водоочистную станцию.

Элективный курс предусматривает использование современных образовательных технологий. Для реализации экологических знаний учащихся апробирована технология проектной деятельности, которая помогает решить одну из наиболее актуальных проблем современности – сохранение и укрепление здоровья нации.

Для этого я прежде всего выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников:

а) экологические проблемы;

б) организация рационального питания;

в) вопросы медицины и т.д.

Затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них и конкретизируем его:

а) загрязнение воды, воздуха, потепление климата и др.;

б) состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья, и др.;

в) употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме и т.д.

После этого предлагаю учащимся найти выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбиваю класс на группы. Каждая из них прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии: учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблеме. На обобщающем занятии, который мы проводим в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп. По итогам обсуждения их выступлений выявляем лучший способ решения предложенной проблемы. Исследование путей уменьшения содержания углекислого газа в атмосфере в рамках проблемы “Атмосферные изменения, их влияние на состояние здоровья” провожу  при изучении темы “Природные ресурсы и их охрана” (атмосфера и человек). Сначала я ознакомила учащихся с причинами увеличения содержания диоксида   углерода в атмосфере и последствиями этого процесса. Снижение содержания этого - вещества в атмосфере не представляет опасности для здоровья, повышение же концентрации небезразлично для организма.

При содержании в воздухе 3-4 % углекислого газа человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс замедляется, а при концентрации 10 % могут наступить потеря сознания и смерть. Именно по содержанию углекислого газа оценивают чистоту воздуха в жилых и общественных помещениях..Итоги работы факультатива обобщаются на конференциях и семинарах, на которых учащиеся проявляют свои способности и раскрывают в себе такие таланты, о которых раньше и подумать не могли. Самым ярким и запоминающемся оказалось занятие “Антропогенное влияние в Краснодарском крае”, проходящие в форме суда. Действующими лицами были сами учащиеся, чудесным образом преобразившиеся в представителей судебной власти страны. Это и председатель суда, и секретарь суда, и адвокаты, и прокурор, и свидетели, и, конечно же, обвиняемые. Участники пытались разобраться в том, как влияет загрязнение атмосферы Кубани на жизнь людей и кто в ответе за это. Ни один ученик не остался в стороне от обсуждаемых проблем, каждый был вовлечён в процесс суда и с огромным интересом пытался найти истину. Я провела опрос среди всех участников данного мероприятия и все без исключения сказали, что смогли задуматься о действительно важных проблемах загрязнения нашего любимого края, и попытались найти ответы на волнующие их вопрос. В крае очень много проблем, которые связанны с экологией. И это знают все. Но далеко не каждый человек сможет не только задуматься над этим, но и предложить решение данной проблемы.

На занятиях элективного курса “Химия и охрана среды Кубани” его участники активно обсуждают проблему загрязнения края и пытаются решать её на локальном уровне. Знания, связанные с экологией Кубани заставляют детей задуматься над услышанным, оглянуться вокруг себя и проанализировать увиденное.