Урок обобщения знаний с кейс-технологией

Разделы: География


Тип урока: обобщение знаний по теме “Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс России”

Формы организации учебной деятельности: групповая работа с применением метода обучения - кейс-технологии.

Методы обучения: работа с кейсом и его приложениями, словесно-наглядный метод, создание проблемной ситуации.

Цель урока: выявить основные проблемы АПК России, их причины, выработать пути их решения для формирования у учащихся чувства ответственности за будущее страны.

Задачи урока:

I. Формирование познавательных навыков обучающихся:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о структуре и закономерностях развития АПК России.
  • Отработка способов постановки и решения проблем творческого и поискового характера, навыков смыслового чтения.
  • Формирование умений анализировать, прогнозировать и делать выводы.

II. Формирование регулятивных навыков обучающихся:

  • Формирование навыков совместного планирования, обсуждения и оценивания самостоятельной работы.

III. Формирование коммуникативных навыков:

  • Общения и взаимодействия с партнёрами по совместной деятельности.
  • Согласовывать действия в группе.
  • Организации и планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Умения следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, свертывание информации);
  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Материалы и оборудование: кейс, интерактивная доска, презентация, интерактивная карта АПК России, атласы и учебник географии для 9 класса.

Этапы урока

I. Организационный момент.

Деятельность учителя и обучающихся: определение темы урока, постановка цели.

II. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа по изученной теме “Территориальная организация АПК России”. Деятельность учителя и обучающихся: дети отвечают на вопросы учителя, дополняют своих одноклассников.

III. Работа с кейсом.

Организационная деятельность учителя:

1. Рекомендации по взаимодействию и распределению предстоящей работы между участниками в группах.

2. Выдача кейса. Доведение до учеников плана – графика работы над кейсом.

3. Разъяснение критериев оценки работы над кейсом.

Организационная деятельность обучающихся:

1. Самостоятельно делятся на 3 группы.

2. Распределяют обязанности в группе.

3. Знакомятся с планом – графиком работы с кейсом.

Промежуточная деятельность учителя:

1. Предварительный просмотр результатов работы групп.

2. Внесение замечаний и предложений, корректировка деятельности.

4. Отслеживание, оценка и анализ познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных навыков обучающихся.

Промежуточная деятельность обучающихся:

1.Формулировка проблемы.

2.Выбор лучших решений с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого.

5.Определение способа публичного выступления.

IV. Презентация и экспертиза результатов работы групп обучающихся.

Итоговая деятельность учителя:

1. Анализ представленных группами работ и корректировка выводов.

2. Подведение итогов дискуссии.

Итоговая деятельность обучающихся:

1.Участие в публичной презентации.

2.Выслушивание выступления других групп, участие в дискуссии.

3.Выработка общего решения.

V. Рефлексия.

1.На каком этапе работы вам было трудно?

2.Чувствовали ли вы себя комфортно, работая в группах?

3. Какие чувства переживали?

4. Какой вид работы был для вас наиболее интересен?

Текст кейса

Обладая наибольшей площадью среди всех стран в мире и наиболее плодородными землями в Европе, Россия, в плане продовольствия является ключевым рынком для множества стран Европы, Азии, Америки и даже Австралии. После 2008 года мясной импорт в Россию стал падать при продолжающемся интенсивном росте внутреннего производства. Импорт мяса и мясопродуктов в Россию в 2012 году составил 2,69 млн. тонн, что равнялось лишь 36 % от российского производства этой продукции. Это очень важный рынок сбыта, зарубежные производители готовы руками и ногами отстаивать свое право поставлять нам продукты питания. В 2013 году снижение импорта мяса в Россию при одновременном росте внутреннего производства продолжилось. В конце октября 2013 года ФТС сообщила, что с начала года в Россию было импортировано 1,25 млн. тонн мяса, что на 13 % меньше, чем за прошлогодний период. Импорт говядины снизился на 16 % — до 431 тыс. тонн, свинины — на 15 %, до 479 тыс. тонн, мяса птицы — на 6 %, до 343 тыс. тонн. В свою очередь, Минсельхоз сообщил, что за первые девять месяцев года производство скота и птицы составило 8,12 млн. тонн, что на 6 % больше прошлогоднего показателя.[1]

Информационные справки

Потребление молока в России.

Перестройка экономической системы СССР уже в 1990 привела к снижению потребления молока, а радикальная реформа в России вызвала быстрое и резкое падение среднего уровня потребления - до 216 кг на душу населения в 2000 г. Вплоть до настоящего времени не происходит повышения темпов роста сельскохозяйственного производства.

На потребление молока повлиял рост розничных цен. При этом закупочные цены выросли гораздо меньше. Поскольку приватизация перерабатывающей промышленности отрезала село от рынка, производство молока стало убыточным и начало свертываться. Спад потребления молока происходил неравномерно, так что одни регионы оказались затронуты им гораздо сильнее, чем другие. Например, в Москве, где потребление было несколько выше среднего по России, в 1996 г. оно упало ниже среднего, но затем положение выправилось. Приморский край испытал очень глубокий спад потребления – в 3,6 раза с 1990 по 1999 г., причем в последние годы этот спад продолжается. [2]

Потребление мяса в России.

В структуре питания в России мясо и мясные продукты занимают по своей важности примерно такое же место, как молоко. В 1990 г. они давали 15 % калорийности среднего суточного рациона, к 1996 г. их доля снизилась до 13,5 %. Уровень потребления мяса, свойственный развитым промышленным странам, был достигнут в РСФСР в 60-е годы. В 1955 г. он составлял около 40 кг, в 1960 г. около 50 и в 1970 г. около 55 кг на душу. В 1989-1990 гг. этот уровень составлял около 70 кг. После 1990 г. потребление мяса в России стало быстро сокращаться, признаков стабилизации этого спада не наблюдается. Значительная часть поступающего в Россию по импорту мяса не соответствует стандартам качества. Правительство намерено к 2020 г. заместить 65% импортного мяса, 30% молочной продукции и 30% импортных овощей.

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил “дорожную карту” по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. В нее включены мероприятия по повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель и совершенствованию ветеринарного и фитосанитарного контроля. 7 августа 2014 года Дмитрий Медведев подписал постановление о введении запрета на импорт некоторых видов продуктов из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Речь идет, в частности, о поставках говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и плодоовощной продукции. “Цель наших усилий — увеличить производство собственной сельхозпродукции, снизить зависимость России от импортных поставок продовольствия”, - сказал премьер-министр в одном из выступлений. [3]

Ситуация в АПК Воронежской области.

Производство молока в Воронежской области в 2003 г. снизилось относительно 1990 г. на 48,7%, это больше, чем в целом по РФ (39,9%). Производство мяса по Воронежской области за тот же период сократилось на 59,7%, а по России на 56,5%. По данным Воронежстата, животноводы области в 2013 году произвели 372,2 тыс. тонн мяса, что на 122,8% больше, чем в 2012 году. Производство молока, возросло на 1,8% - до 755,7 тыс. тонн.

Население, исходя из своих физиологических потребностей, относительно стабильно потребляет определённый набор продуктов питания даже при резком повышении цен на них и снижении реальных доходов. Улучшить продовольственное обеспечение Воронежской области и страны в целом, насытить внутренний рынок доступными по цене для населения качественными продуктами питания можно только на основе восстановления и развития отечественного агропромышленного комплекса и, прежде всего его базовой отрасли – сельского хозяйства. [4]

Сельское хозяйство Вологодской области может обеспечить население практически всеми жизненно-необходимыми продуктами питания. Увеличение ресурсов продуктов животноводства произошло за счет роста объемов производства мяса на 2,9 %, молока – на 3,0 процента. Ресурсы продуктов животноводства формируются в основном за счет собственного производства. Основными производителями продукции животноводства остаются сельхозпредприятия. На их долю приходится 66,3 % мяса, 74,5% – молока. Пищевая промышленность области, перерабатывающая местное и привозное сырье, является важной составной частью агропромышленного комплекса. Ведущие ее отрасли мясо-молочного направления, что соответствует сельскохозяйственной специализации области. На пищевых предприятиях производится почти весь ассортимент молочных продуктов. [5]

Приложения к кейсу

№1. График “Динамика соотношения двух показателей, импорта мяса и мясопродуктов в Россию и производства мяса и мясопродуктов в России, в 1990-2013 гг., в %” (Источник: http://newsruss.ru)

№2. Таблица “Производство основных продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий) в 2011-2013 гг.” (Источник: http://www.gks.ru/ Росстат)

№3. Таблица “Потребление основных продуктов питания в России (на душу населения кг/год)” (Источник: http://www.rg.ru/ Российская газета)

№4. Диаграмма “Плотность сельского населения вблизи региональных столиц” (Источник: http://www.strana-oz.ru/ Отечественные записки)

№5. Таблица “Производительность труда в сельском хозяйстве отдельных стран мира” (Источник: Зайцев А.А. Межстрановой анализ отраслевой производительности труда. - М.: Институт экономики РАН, 2014)

№6. Таблица “Санитарные и экологические нормы в животноводстве” (Источник: http://b-energy.ru/ Зеленая энергия)

Вопросы к кейсу

  1. Сформулируйте проблему.
  2. Может ли отечественный сельскохозяйственный рынок быть импортонезависимым?
  3. Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, необходимо для обеспечения страны продовольствием.
  4. Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
  5. Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
  6. Как правильно спланировать ведение сельского хозяйства в регионах России?
  7. Как введение санитарных и экологических норм может увеличить продуктивность животноводства?
  8. Нужно ли России поддерживать отечественный агропромышленный комплекс?

Источники информации

  1. http://newsruss.ru/ Внешнеторговая статистика
  2. http://istmat.info/ Проект “исторические материалы”
  3. http://www.newsru.com/ Экономика
  4. http://www.lerc.ru/ Центр исследования региональной экономики
  5. http://www.grandars.ru/ Энциклопедия экономиста