Тип проекта: управленческий.
Актуальность.
Современный этап развития системы образования Российской Федерации характеризуется наличием конкуренции между образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные услуги. Сегодня меняется роль детского сада в жизни ребёнка. Детский сад - это второй социальный институт после семьи, где осуществляется социализация ребёнка, где продолжается процесс становления личности. Меняется стиль отношений между детским садом и семьёй. Сегодня семья выступает заказчиком услуг по образованию и воспитанию детей. И к педагогам предъявляются высокие требования. Педагоги должны учитывать заказ семьи и быть её союзником. Они должны работать так, чтобы, с одной стороны, не пренебрегать педагогическим опытом и традицией, а с другой стороны, быть всегда на волне инноваций.
Особая миссия появляется у детского сада, когда детский сад находится в сельской местности. Современное село сегодня не может создать семье условия аналогичные городским и поэтому детский сад должен быть не только местом пребывания детей и их дошкольного образования, а быть центром, в котором занимаются не только ребёнком, но и семьёй, а педагоги занимаются детьми не в одиночку, а вместе с родителями.
Когда ДОУ предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень его качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа. По словам Т.Н. Пискуновой имидж общеобразовательного учреждения “эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения”. Структура имиджа, по её мнению, складывается из семи представлений:
- Об образе руководителя (персональные физические особенности, социальные характеристики, профессиональные характеристики, представление о неосновной деятельности).
- О качестве образования (соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, содержание обучения, форма обучения);
- О стиле ОУ (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы, корпоративная культура).
- О внешней атрибутике.
- Об образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик).
- О цене на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные условия, конкурентный приём, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения).
- Об уровне психологического комфорта (представление об уровне комфортности среды – компоненты: уважение бесконфликтное, духовное обогащение).
Имидж ДОУ складывается из совокупности запросов и ожиданий различных социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг (родители, дети, работники школ и учреждений дополнительного образования, принимающих выпускников ДОУ; работники органов управления образованием и муниципальные власти, население села), а также способности и готовности администрации, педагогического состава, сотрудников учреждения к той деятельности, которая может обеспечить эти запросы и тем самым достичь успеха самого учреждения. По нашему мнению устойчивый позитивный имидж ДОУ на современном этапе рассматривается как важнейший современный компонент методического продукта детского сада и дополнительный ресурс управления, ресурс образовательного учреждения.
Необходимость создания положительного имиджа нашего ДОУ возникла в связи с тем, что во-первых усиливается конкуренция среди ДОУ, во-вторых, сформированный позитивный имидж ДОУ в большей степени обеспечивает стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие, в-третьих облегчит доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам: финансовым, информационным и др, в-четвёртых повысится позитивная оценка образовательного учреждения социальными партнёрами, родительской общественностью.
Я, как руководитель, хочу, чтобы наше учреждение имело своё лицо, своё имя, было привлекательным и нужным. Формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения относится к области управления. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последует доверие. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга.
Цель проекта: cоздание условий для формирования позитивного имиджа ДОУ.
Задачи проекта.
- Провести мониторинг и анализ субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители) к деятельности ДОУ.
- Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в целях формирования позитивного имиджа ОУ.
- Повысить роль родителей (родительской общественности) в общественном управлении ДОУ.
- Разработать элементы фирменного стандарта (логотип, герб, флаг и др.)
- Обеспечить информационную открытость ОУ.
Этапы формирования имиджа. (Приложение № 1)
Миссия нашего учреждения заключается в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном мире. Взаимодействие с родителями как равноправными партнёрами.
При определении целевой аудитории мы выделяем четыре основные группы:
Наши воспитанники, которые являются, чуть ли не главными “пиарщиками” образовательного учреждения, то, что они рассказывают о своём пребывании в детском саду, каких успехов добиваются на мероприятиях различного уровня, напрямую демонстрируют определенные условия, ресурсы ДОУ.
Родители воспитанников – самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку нашей работе, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нас. Они являются главной целевой группой, на которую мы ориентируемся в своей работе. Сегодня всё большее значение для успешного продвижения ДОУ играет социально-общественная активность.
Средства массовой информации являются своеобразными посредниками между учреждением и обществом: благодаря своевременному информированию о наших достижениях, мы формируем позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
Коллектив ДОУ (руководитель и сотрудники ДОУ).
Понять какой именно образ наиболее предпочтителен для нашего ДОУ, определить объём и специфику своих ресурсов мы провели SWOD анализ деятельности ДОУ. (Приложение № 2).
Проанализировав внешние и внутренние ресурсы, мы выделили факторы, которые положительно будут влиять на формирование имиджа нашего дошкольного образовательного учреждения:
- Территориальное местонахождение. Наш детский сад находится в районном центре, где расположены ещё три ДОУ.
- Наш детский сад известен в профессиональных кругах и среди общественности.
- Детский сад имеет опыт работы по оказанию образовательных услуг и пользуется спросом у жителей села. По проведённому анкетированию родителей “Удовлетворённость доступностью и качеством образовательных услуг” процент удовлетворённости составил 95,15%.
- ДОУ имеет статус опорного учреждения в районе по познавательно-речевому направлению. Приоритетными направлениями являются: познавательно-речевое и физическое развитие детей дошкольного возраста.
- Детский сад имеет свои традиции, ценности. Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела сближают всех субъектов образовательного процесса (педагоги – дети - родители). Ежегодный конкурс “Семья года”, газета детского сада “Мы вместе” и др.
- В ДОУ имеется логопедическая группа, единственная в районе.
- Выпускники детского сада востребованы школами села. Их достижения, отзывы родителей об организации образовательного процесса, уровне подготовки также способствуют формированию имиджа нашего ДОУ.
- Открытость и сотрудничество дошкольного образовательного учреждения позволяет расширять социальное партнёрство.
Этапы реализации проекта: (2014-2016).
1 этап - подготовительный, планово-прогностический (сентябрь, 2014 г. – декабрь 2014 г.)
2 этап - практический, основной (январь, 2015 г. – февраль, 2016 г.)
3 этап – итоговый (март, 2016 – май, 2016 г.)
№ п\п |
Направления | Мероприятия | Результативность |
1 | Мониторинг субъектов образовательных отношений к деятельности ДОУ | Личное интервью родителей при
приёме ребёнка в детский сад. Анкетирование родителей, педагогов. Наблюдение за поведением родителей (педагогов) в процессе взаимодействия с педагогами и сотрудниками ДОУ. Анализ отзывов родителей. |
Аналитические справки. Данные анкет |
2. | Повышение профессиональной компетентности педагогов. | Участие в конкурсах профессионального мастерства | Информирование общественности Грамоты, сертификаты и др. |
Выступление на НПК разного уровня | Результативность участия | ||
Подготовка и дополнительное профессионально образование | План курсовой подготовки | ||
Организация работы с
неорганизованными детьми. (Центр игровой поддержки ребёнка “Малышок”) |
Положение Организация работы |
||
Разработка положения о нормах и профессиональной этике педагогических работников ДОУ | Положение | ||
Проведение мероприятий в статусе опорного образовательного | План работы | ||
3. | Участие родителей в общественном управлении ДОУ | Работа школы “Молодой родитель” | Положение |
Заседание Управляющего совета ДОУ | Протоколы заседаний | ||
Организация работы совместных кружков для детей и родителей. | Программы кружков | ||
Участие и организация совместных праздников на муниципальном уровне и на уровне ДОУ | Сценарии мероприятий, результаты участия | ||
Сотрудничество со СМИ | Публикации родителей о ДОУ. | ||
4. | Фирменный стандарт ДОУ | Конкурс “Наш герб и гимн” | Герб, гимн |
Разработка рекламной продукции | буклеты | ||
Разработка положения о газете ДОУ | |||
PR – мероприятия (Дни открытых дверей, презентации, участие в выставках, ярмарках) | |||
Бренд педагогов | |||
Внешний вид здания, благоустройство территории | |||
Смета расходов, предусмотренных на реализацию проекта
№ п\п | Мероприятия | Объём финансирования по годам реализации проекта и источникам финансирования (тыс. руб.) | |||||||
Всего | в том числе | в том числе | |||||||
бюджетные средства | внебюджетные средства | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |||||
Курсовая подготовка | 40,0 | 40,0 | 10,0 | 20,0 | 10,0 | ||||
Участие в конкурсах профессионального мастерства | 10,0 | 10,0 | 5,0 | 5,0 | |||||
Организация работы с неорганизованными детьми | 25,0 | 25,0 | 10,0 | 15,0 | |||||
Организация совместных праздников | 35,0 | 30,0 | 5,0 | 10,0 | 10,0 | 2,5 | 10,0 | 2,5 | |
Изготовление рекламной продукции | 20,0 | 15,0 | 5,0 | 7,0 | 2,5 | 8,0 | 2,5 | ||
Конкурсы, выставки | 10,0 | 10,0 | 5,0 | 5,0 |
Ожидаемые результаты.
- Создание фирменного стиля ДОУ.
- Оптимизация информационной среды.
- Разработанная модель имиджа ДОУ.
- Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.
- Участия родителей в общественном управлении.