«Рациональное питание». 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели и задачи урока.

Образовательные:

Сформировать у учащихся знания:

  • о гигиенических условиях нормального питания;
  • о режиме питания.

Развивающие:

Продолжить работу над формированием у учащихся:

  • навыков частично-поисковой деятельности;
  • умения сравнивать, делать выводы;
  • умение применять полученные знания в собственной жизни;
  • умения работать в должном темпе.

Воспитательные:

  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
  • воспитывать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.

План урока.

  1. Постановка цели урока.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление полученных знаний.
  4. Задание на дом.

Тип урока.

Комбинированный урок.

Оборудование урока.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Изучение нового материала

Учитель:  Пища – основной источник энергии в организме человека. Чем больше человек затрачивает энергии, скажем на мышечный труд, чем интенсивнее в организме идут процессы восстановления, тем в большем количестве пищи он нуждается.

И сегодня цель нашего урока показать актуальность проблемы питания в современном мире, сформулировать правила рационального питания, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. (Слайд 2). Презентация

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Сократа “ Мы не живем для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить”. (Слайд 3)

- Ребята, объясните, как вы понимаете данное высказывание?

Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока “Рациональное питание”.

1. Систематизация знания в виде кластеров. (Слайд 4)

Рациональное питание залог здорового образа жизни.

Учитель: 1. Ребята вспомните все, что вы знаете о правильном питании и составьте в тетради кластер.

2. Пользуясь текстом учебника (стр. 139-140) проверьте первоначальные знания.

Идёт работа с текстом и его маркировка:

  • “V” – уже известно
  • “+” – абсолютно новое, неожиданное;
  • “” – противоречит твоим представлениям;
  • “?” – хочется узнать что-то больше.

3. Какая информация оказалась известной? Что узнали нового? Что можно почитать по теме?

Учитель: Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне “Человек есть то, что он ест”, тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения здоровья человека. Правильное питание - это то, чему каждый человек должен учиться с детства.

Учитель: Неужели действительно, так опасно переедать? Чем это чревато? Чувство переедания знакомо всем без исключения (с кем не бывает?). Организм наш сразу же начинает бунтовать.

- Ребята, а что чувствовали вы, когда съели лишний кусочек?

  • изжогу,
  • тошноту,
  • вздутие живота,
  • чувство тяжести,
  • одышку,
  • боль в желудке,
  • бессонницу.

Неприятные ощущения, не правда ли. Но это только цветочки. Если заиметь нехорошую привычку употреблять чрезмерное количество еды постоянно, то последствия этого намного печальнее.

Ученые подсчитали, что на одного человека, который страдает недоеданием, приходится 99 человек, которые погибают от переедания. Желудки некоторых людей, напоминают нам мешок, который может бесконечно растягиваться, и вмещать в себя любую ерунду, и при этом в любом количестве. Привычки в питании формируются еще с детства, и даже передаются из рода в род. Эти привычки становятся хозяевами, которые требуют удовлетворения. (Слайд 5, 6, 7, 8)

Учитель: Как оградить себя от переедания? (Слайд 9, 10, 11)

Что бы оградить себя от переедания нужно плохие привычки заменить на хорошие – “клин клином выбивать”.

Надо приучить себя в течение дня между приемами пищи пить пресную воду маленькими глоточками. Вода – это еда!

Кушать натуральную пищу – овощи, фрукты, орехи, при этом соблюдать правила и время приема.

Принимайте пищу только тогда, когда действительно голодны, НЕ ЕШТЕ В ЗАПАС!!!

Хорошо и медленно пережевывайте пищу. Зубы нам для этого и даны!

Ешьте столько - сколько вы можете съесть.

Очень важно не заставлять детей принимать пищу насильственно. Нельзя рушить их инстинкты, просто надо их научить питаться правильно. Не приносите ненатуральные продукты в свой дом. Конфетами у детей должны стать – инжир, бананы и т.д.; белками – орехи, арахис, фрукты. Главная пища для детей – это фрукты, овощи и орехи. Родители должны стать примером для своего ребенка не только в поведении, но и в питании, ведь ребенок смотрит, и подражает за вами! Если вы будете давать ребенку натуральные продукты, вместо искусственных, то вы убережете его от вредных привычек.

Учитель: Так давайте задумаемся о количестве пищи, которой мы употребляем!

Выполните лабораторную работу. (Слайд 12, 13, 14, 15)

Рассмотрите таблицы 1, 2, 3, 4 и выполните задание. (Приложение 1, 2, 3)

Предлагаю вам, ребята, самостоятельно начать поиск возможных решений рационального питания. Для этого, в течение 10 минут вам предлагается выполнить лабораторную работу в парах. Приступайте, пожалуйста. Нужные таблицы и задания у вас на столах. (Приложение 1, 2, 3).

(Оказание учащимся направляющей, корректирующей помощи. Работают 10 минут.)

Учитель: Ребята, а что вы знаете о диетическом питании?

Диетическое питание.

Диетическое питание может играть в жизни человека две важные роли: осуществлять профилактику заболеваний, к которым имеется генетическая склонность, и лечить уже имеющиеся на сегодняшний день болезни. Чтобы предупредить развитие заболеваний следует использовать диету, содержащую максимально разнообразный набор продуктов, обеспечивающих организм всем набором полезных веществ, витаминов и микроэлементов.

Лечебная диета, как правило, состоит из продуктов легких в переваривании и усвоении и сочетается с приемом специфических медикаментозных средств.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что существуют болезни голода?

Болезни голода: Что такое нервная анорексия? (Слайд 16, 17)

Тяжелое заболевание нервно-эндокринной системы, которое характеризуется неадекватным пищевым поведением - добровольным отказом от пищи с целью исправления дефектов фигуры.

Добровольные случаи истощения (понятие анорексия раньше не существовало) наблюдались еще со средних веков. Церковь в свое время пропагандировала культ аскетизма – измождай свое грешное тело, укрепляй дух свой! Строгие посты и обеты некоторых особо фанатичных девушек доводили до крайности, до заболевания от истощения, до гибели. Но в то время не существовало телевидения и развитой полиграфической промышленности.

Массовое распространение средств информации объединило всю планету. В настоящее время анорексия широко распространена в Европе, Америке, не отстает в этом отношении и Россия.

Анорексия, как правило, сочетается с булимией – приступами “ волчьего голода” которому нельзя ни противостоять, ни противиться. Он возникает в виде приступов, от раза до нескольких раз в неделю, когда утрачивается контроль за количеством поглощаемой пищи и еда прекращается лишь тогда, когда возникает распирающая боль в желудке и рвота.

2. Закрепление

Учитель. Наш мир полон мудрых мыслей, и сейчас мы научимся их применять. Каждая группа должна распределить высказывания великих ученых и мыслителей, народные мудрости и поговорки о рациональном питании согласно правилам рационального питания. (Приложение 4)

(Зачитывают высказывания, отпечатанные на листках и учащиеся помещают их на доске под тем правилом, которому они соответствуют (кластер))

Материал для работы в группах.

  1. Кто долго жует, тот долго живет.
  2. Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.
  3. Лучше 5 раз поесть, чем один раз наесться.
  4. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты. (А.С. Пушкин)
  5. Переедание приводит к болезни. (Гиппократ)
  6. Кто жаден до еды, доходит до беды.
  7. Многих губит излишество пищи, а не ее недостаток.
  8. От многословия болит голова, от обжорства желудок.
  9. Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда. (Л.Н. Толстой)

Учитель. Послушайте стихотворение Санина “Теперь советуюсь с врачом”.

Что же произошло с человеком, который не следовал этим правилам?

(Ученик зачитывает стихотворение)

О, диетические бредня!
О, жизнь нелегкая моя!
На тучной ниве похуденья
Изрядно потрудился я.
Все расскажу вам по порядку,
Во всем признаюсь наповал…
Увы, не делал я зарядку,
Ходьбу и бег не признавал.
Однажды стало не до шуток –
Я свой костюм не смог надеть,
Поголодав 15 суток,
Я начал на глазах худеть.
Осталось мне совсем немножко,
Чтоб в форму прежнюю войти…
Жена позвала неотложку –
Успели все-таки спасти.
На голливудскую диету
Я перебрался поскорей,
Но помешали три банкета:
Два дня рожденья, юбилей.
Дни упоительно летели,
Однако же не буду врать:
За эту страдную неделю
Я, сбросив два, прибавил пять…
Я взял контроль над поведеньем
(В решеньях я и скор и смел),
И занялся сыроеденьем,
Не сыр я, а сырое ел.
Сначала было очень грустно,
Но, я, друзья, не унывал,
Сырое мясо и капусту
Водой сырою запивал.
Я в этом трудном поединке
Не отступал и не юлил,
И начал таять, словно льдинка,
Но вдруг желудок зашалил.
И  так прихватывал порою,
Так прижимал, что хоть кричи!
Тогда я плюнул на сырое,
И снова перешел на щи.
И уксус дела не исправил,
И медью телу не помог…
Диеты модные оставил,
Когда не в шутку занемог.
Теперь советуюсь с врачами,
Разумно ем и сплю ночами.
С одышкой больше не знаком,
Купил эспандер и гантели –
Здоровый дух в здоровом теле.

3. Домашнее задание. (Слайд 18)

По выбору учащихся:

  1. Изучить параграф 34 стр. 139-141, параграф 37 стр.149-153. Ответить на вопросы после параграф.
  2. Рассказать о привычках питания, которые передаются из рода в род в вашей семье, у разных народов.
  3. Составить рацион питания для подростка с полученной новой информацией.