«Ах, уж эта геометрия!»

Разделы: Математика


Необходимость такой работы связана, прежде всего, с плохими результатами выпускников 9-х классов вечерней школы по геометрии.

В 2012-2013 учебном году перешла работать в вечернюю школу. Проработав 2 года в вечерней школе, выяснила, что геометрию ребята не знают, и уверены, что никогда её не поймут, поэтому и не будут решать задачи по геометрии. Надо пояснить, что в вечернюю школу обычно ребята приходят в 9-й класс из разных школ на один год, в основном по причине неуспешности в своих школах. За этот год они должны адаптироваться в школе и подготовиться к сдаче экзаменов, в частности по геометрии. Экзамен по геометрии (Модуль “Геометрия”) 9-классники сдали плохо. В первый год очень много времени было потрачено впустую на изучение геометрии, ребята “сопротивлялись”, решали задачи только с помощью инструкционных карт, а результат в итоге плохой. Во второй год ситуация несколько улучшилась, ребята стали осознанно решать задачи по геометрии. Думаю, что за счёт того, что я сама изменила подходы к ведению уроков, ввела в уроки интересные задачи, больше наглядности.

Есть видение того, как исправить эту ситуацию. Прежде всего, за счёт введения элементов наглядной геометрии в урок с целью заинтересовать ребят, идти от наглядности к выводам формул, например, площадей. В этой работе думаю, что мне помогут материалы курса “Введение в геометрию”, который я проводила, работая в лицее “Синтон”.

Первый урок. Приложение 1

Урок “Всегда 180О!!!”. Приложение 9

Урок по теме “Периметр и площадь прямоугольника”. Приложение 2

Площадь параллелограмма. Приложение 3

Площадь треугольника. Приложение 4

Теорема Пифагора. Приложение 5

Занимательные задачи, применяемые на уроках. Приложение 6

Отрезок. Приложение 7

Иллюзии зрения. Приложение 8

Заключение

Первое время работы в вечерней школе было отчаяние, смогу ли заставить ребят заниматься на уроке, так как часть ребят открыто лежали, положив голову на руки, другая часть разговаривала, не обращая никакого внимания на учителя и окружающих, третьи что-то пытались понять. Сейчас ситуация начала меняться к лучшему. Многие ребята уже понимают, что надо начинать учиться математике. Не всё ещё хорошо, есть много проблем в работе над пробелами, над преодолением нежелания учиться, но уже появляются положительные отметки, начинает меняться отношение к учебному процессу. Вижу, что большую помощь оказывают обучающие карточки, памятки. Зачастую карточки приходится изменять, заменяя некоторые понятия более доступным языком, составлять новые, если видишь, что ребята что-то не поняли. На уроке приходится учить ребят работать с карточками, так как они не желают думать, они хотят, чтобы ему, конкретному ученику, здесь и тотчас объясняли тему, не желая понять, что кроме него в классе ещё есть ученики. Объяснения на доске не дают положительного результата, так как ребята не привыкли смотреть на доску, держать смысл объясняемого материала в голове. По истечении двух лет вижу, что основная часть ребят начинает работать, но есть ещё примерно, треть учеников, которые ещё с большим трудом начинают что-то делать. Вижу, что подобная работа даёт результаты и надеюсь на неплохую сдачу геометрии на экзаменах.