Цели:
- активизация познавательной активности студентов;
- реализация интеллектуальных способностей студентов в комфортной для них обстановке;
- привитие интереса к изучению математики и физики, углубление и расширение знаний;
- развитие навыков групповой деятельности.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, оценочные листы, песочные часы.
Участники: команды-участницы, зрители, преподаватели, члены жюри.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Физика! Математика! Какая ёмкость слова!
Физика и математика! Для нас не просто звук.
Физика и математика! Основа и опора
Всех без исключения наук.Сегодня в этом зале
Вы все физматиками стали.
Задачи не из лёгких придётся вам решать.
Пусть победят всезнайки –
Пытливые студенты.
Кто учится серьёзно
Стремится много знать.
Добрый день! Сегодня мы с вами поиграем в замечательную игру «Самый умный физматик». Условия игры немного отличаются от «Своей игры», идущей на I канале. В игре принимают участие 4 команды (представление команд). Каждая команда должна набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2-х раундов. Каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. Право первыми начать игру определяется с помощью отборочного тура «Выиграй старт». Оценивать правильность ответов будет компетентное жюри (представление жюри).
Отборочный тур «Выиграй старт»
Командам предлагается назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются цифры “1” и “2”. Команда, которая последней называет пословицу или поговорку, первой вступает в игру.
Примеры пословиц и поговорок:
”1”. Одна рука узла не вяжет. Один в море – не
рыбак. Одна правда на свете живёт. Один раз не в
счёт. Один пашет, а семеро – руками машут. Одна
нога тут, другая – там. Одна голова – хорошо, а
две – лучше. Первый блин комом. Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать. На одном месте и
камень мхом зарастает. Одно сегодня лучше двух
завтра.
“2”. Скупой платит дважды. Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки. Палка о двух концах. Бабушка
надвое сказала. За двумя зайцами погонишься – ни
одного не поймаешь. За одного битого двух небитых
дают. Из двух зол выбрать меньшее. Старый друг
лучше новых двух. Ум хорошо, а два лучше.
СИНИЙ РАУНД
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Узнай Великих | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Всякая палка о двух концах | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Загадки | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Толкование терминов | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Узнай Великих
10. Кому принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю»? (Архимед)
20. Кто из ученых интересовался многими аспектами физики и других наук, и не боялся проводить некоторые эксперименты на себе? Свою догадку о том, что мы видим окружающий мир из-за давления света на сетчатку глаза, он проверял так: вырезал из слоновой кости тонкий изогнутый зонд, запустил его себе в глаз и надавил им на заднюю сторону глазного яблока. Возникшие цветные вспышки и круги подтвердили его гипотезу. (Исаак Ньютон)
30. Назовите фамилию женщины – профессора математики, которой, чтобы получить возможность заниматься наукой, пришлось заключить фиктивный брак и уехать из России. В то время российские университеты просто не принимали женщин, а чтобы эмигрировать, девушка должна была иметь согласие отца или мужа. Так как отец её был категорически против, она вышла замуж за молодого учёного. (Софья Ковалевская)
40. Во время своей поездки в США в 1930 году этот великий физик брал плату с желающих получить его автограф. Простая роспись стоила 1$, автограф на каком-нибудь памятном предмете — 5$. Собранные средства учёный тратил на благотворительность. Кроме того, он любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Назовите фамилию ученого. (Альберт Эйнштейн)
50. Этот знаменитый датский физик увлекался футболом и был вратарём клуба «Академиск». Его брат Харальд также был доктором наук — он специализировался в математике — и выступал в том же клубе, но привлекался ещё и в сборную Дании. Харальд был настолько популярен у публики, что на защите его диссертации присутствовало больше футбольных болельщиков, чем математиков. Кто он? (Нильс Бор)
Всякая палка о двух концах
10. Во сколько раз лестница на 6-ой этаж длиннее лестницы на 2-ой этаж этого же дома? (в 5 раз)
20. Костя разложил в ряд 5 камешков на расстоянии 3 см один от другого. Каково расстояние от первого камешка до последнего? (12 см)
30. От куска ткани в 16 метров портной ежедневно отрезает по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (После 7 дней)
40. Сколько острых углов в 2015 тупоугольных треугольниках? (4030)
50. В шесть часов утра в понедельник гусеница начала вползать на дерево высотой в 12 метров. За день, то есть до 18.00 часов, она поднималась на 4 метра, а за ночь спускалась на 3 метра. Когда она достигнет вершины? (Во вторник следующей недели в 18.00 часов)
Загадки
10. Она нужна всем. Когда работают, её теряют. (Энергия)
20. У тех, у кого её нет, она равна нулю. (Работа)
30. Это «сердце» практически любой техники. (Двигатель)
40. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
50. Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (Время)
Толкование терминов
10. Количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. (Объем)
20. Скалярная физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия макроскопической системы. (Температура)
30. Правильный гексаэдр. (Куб)
40. Направленный отрезок, случайная величина в измерительном пространстве, структура, используемая в генетической инженерии для передачи генетического материала другой клетке. Одним словом, это… (вектор)
50. Аналог суммы бесконечно большого количества бесконечно малых слагаемых. (Интеграл)
КРАСНЫЙРАУНД
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Таинственный остров | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Целый воз болтовни | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Заморочки из бочки | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Афоризмы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Таинственный остров. (Ребусы)
Целый воз болтовни. (Шарады)
10. Первое слово над чайником тает,
Второе – у папы растет над губой.
А целое – ветер морской надувает.
И в плаванье нас приглашает с тобой. (Пар-ус)
20. Часть первая на земле остается,
Когда по ней кто-то пройдет.
Вторая – дается
Ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется. (След-опыт)
30. Первый слог в удивлении я
восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица. (А-том)
40. Мой первый слог – предлог,
Во втором мы проживём всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа. (За-дача)
50. Идти в колледж или нет.
Большое есть сомнение.
Встать с постели не даёт
Сила «…» (притяжения)
Заморочки из бочки
10. Почему из полного самовара стаканы наполняются быстрее, чем потом, когда воды в самоваре убавится? (Вода вытекает из крана под давлением жидкости на стенки самовара).
20. Если два зеркала поставить под прямым углом и в этот угол положить два яблока, то сколько яблок можно увидеть? (8 яблок: 2 – съедобные, 6 – мнимые).
30. На какое число надо разделить данное число, чтобы увеличить его в 3 раза? (на1/3).
40. Мотоцикл ехал в посёлок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (Ни одной).
50. Может ли ртутный термометр показывать температуру –79oС? (Ртутный термометр может измерять температуру только до –39оС, т.к. при более низкой температуре ртуть становится твердым веществом).
Афоризмы
10. «Если..., то...» — если это не математика, то это… (шантаж).
20. Между духом и материей посредничает… (математика).
30. Верховным судьей всякой физической теории является… (опыт).
40. Я физик и имею право на… (сохранение энергии). Гуго Штейнхаус
50. Математик может говорить все, что взбредет ему в голову, но физик обязан сохранять хотя бы крупицу… (здравого смысла). Уиллард Гиббс
Вот и подошла к концу игра «Самый умный физматик». И пока жюри подводит итоги, зрителям предлагается ответить на вопросы.
Вопросы зрителям.
1. Сколько горошин может войти в один
стакан? (Ни одной – все надо положить)
2. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
3. Вокруг вьётся, а в руки не даётся? (Запах)
4. Что может быть больше слона и
одновременно невесомым? (Тень слона)
5. Что не имеет длины, глубины, ширины,
высоты, а можно измерить? (Время, температура)
6. Что люди на земле делают одновременно? (Становятся
старше)
7. Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай
лучше размешивать ложкой)
8. Какой кулон нельзя повесить на шею? (Кулон
– единицу электрического заряда)
9. Какое кольцо нельзя надеть на палец? (Кольцо
Ньютона)
10. За какую решётку нельзя упрятать? (За
дифракционную решётку)
11. Какая моль не проедает одежду? (Моль –
единица количества вещества)
12. Какое поле нельзя засеять? (Электрическое
или магнитное поле)
13. Какой проводник не принесёт вам чая в поезде? (Электрический
проводник)
Музыкальная пауза
Подведение итогов
Слово жюри. Награждение команд. Победителям вручаются ордена «Самый умный физматик».
Список литературы:
1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки,
внеурочные материалы.: Вако, 2006.
2. Спивак А.В. Математический праздник, – М.:
Бюро Квантум, 2004
3. Интернет-ресурсы: www.wikipedia.ru