Внеклассное мероприятие по музыке. Тема: «Иван Сусанин – великая страница истории». 8–11-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Задачи: 

  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Привить любовь к родине.
  • Доказать, что на ход истории могут повлиять не только знаменитости, но простые люди.

Чтец 1:

На поле, бранном тишина;
Огни между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! Руку в руку!
Запьем вином кровавый бой
И с падшими разлуку.

Чтец 2:

Сей кубок чадам древних лет!
Вам слава, наши деды!
Друзья, уже могущих нет;
Уж нет вождей победы;
Их домы вихорь разметал;
Их гробы срыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал
Их шлемы и кольчуги;
Но дух отцов воскрес в сынах;
Их поприще пред нами…
Мы там найдем их славный прах
С их славными делами.
Смотрите, в грозной красоте,
Воздушными полками,
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами…
О Святослав, бич древних лет,
Се твой полет орлиный.
«Погибнем! Мертвым срама нет!» –
Гремит перед дружиной.
И ты, неверных страх, Донской,
С четой двух соименных,
Летишь погибельной грозой
На рать иноплеменных.
Хвала вам, чада прежних лет,
Хвала вам, чада славы!
Дружиной смелой вам во след
Бежим на пир кровавый;
Да мчится наш победный строй
Пред нашими орлами;
Да сеет, нам предтеча в бой,
Погибель над врагами;
Наполним кубок! Меч во длань!
Внимай нам, вечный мститель!
За гибель – гибель, брань – за брань,
И казнь тебе, губитель!

Звучит начало хора «Славься» из финала оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

В1: Сегодняшнюю встречу с  этого знаменитого отрывка. Как ты думаешь, узнали ли эту музыку участники нашего музыкального вечера?

В2: Да. Я надеюсь, что великий хор «Славься» знают все. Он часто звучит по радио и телевидению в дни наших великих праздников. А написал его композитор Михаил Иванович Глинка.

В1: Верно. Композитор Михаил Иванович Глинка создал оперу «Иван Сусанин», в финале которой и исполняется хор «Славься». Глинка – композитор, который в истории русской культуры занимает особое место. Ты знаешь, ведь вся русская классическая музыка условно имеет два периода –  та, что была сочинена до Глинки, и та, что была написана уже после появления его произведений. Эти два периода так и называют – «доглинкинский» и «послеглинкинский».

В2: А еще творчество Глинки сравнивают с творчеством великого поэта А.С.Пушкина. Пушкин создал наш сегодняшний литературный язык, а Глинка сделал столько открытий в музыке, что  по праву считается основателем русской композиторской школы.

В1: Но мне кажется, что рассказ об этой опере будет более интересным, если нам помогут критики, которые писали о ее премьере.

В2: Согласна. Господа музыкальные критики, мы ждем вас.

В1: Господа критики, мы надеемся на вашу помощь.

В2: Вы согласны нам помочь?
Добрый критик: Я сразу понял, что это музыкальное сочинение – подлинный шедевр. И что теперь мы с гордостью можем говорить о появлении первой классической русской оперы.

В1: О, как видно, этот критик отличается добрым нравом.
Злой критик: Я же, в свою очередь, считаю, что творение Глинки  несколько переоценено.

В2: О, а этот критик настроен далеко не миролюбиво. Попробуем его переубедить. Итак, господа критики, вам слово.

Добрый критик: Торжество Глинки принято связывать с постановкой на императорской сцене его первой оперы – «Иван Сусанин». Опера появилась на свет в 1834 году. Посчитайте, сколько лет она идет на сценах театров.

Злой критик: Постойте, ведь опера с таким же названием уже была сочинена и до Глинки – в 1810 году. Только я знаю, что его создателем являлся итальянец по фамилии Кавос. Зачем надо было второй раз брать тот же самый сюжет?

(Критики уходят)

В1: Разрешите мне вмешаться в ваш разговор. Совершенно верно, итальянец Кавос был первым автором оперы на этот сюжет, но разве можно даже сравнивать эти две оперы! Даже сам Кавос с восторгом воспринял оперу Глинки и был ее дирижером. В начале  XIX века музыкальный театр в России представлял собой сложную картину. Наряду с русскими театрами в Петербурге работали немцы и французы. Были популярны постановки разных жанров – водевиль, мелодрама, опера, живые картины и пантомимы. Сам Глинка, который учился в Петербургском пансионе, вспоминал: «Родители, родственники и их знакомые возили меня в театр; и балеты приводили меня в неописуемый восторг». Тогда, в начале века, ярко звучала и патриотическая тема.
Ведь в Россию вторглись полчища Наполеона, которые с позором были изгнаны из нашей страны. Для борьбы с врагом объединились профессиональные военные, простые солдаты, крестьяне-партизаны, прогрессивная часть дворянства. В.Г. Белинский  так писал об этой  эпохе: «Время от 1812 года до 1815 года было великою эпохою для России. Двенадцатый год, потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил».

Чтец 3:

Сей кубок мщенью! Други в строй!
И к небу грозны длани!
Сразить иль пасть! Наш роковой обет пред богом брани.
Вотще, о враг, из тьмы племен
Ты зиждешь ополченья:
Они бегут твоих знамен
И жаждут низложенья.
Сокровищ нет у нас в домах;
Там стрелы и кольчуги;
Мы села –  в пепел; грады – в прах;
В мечи – серпы и плуги.
Злодей! Он лестью приманил
К Москве свои дружины;
Он низким миром нам грозил
С кремлевския вершины.
«Пойду по стогнам с торжеством!
Пойду и все восплещет!
И в прах падут с своим царем!...»
Пришел.… А сам трепещет;
Подвигло мщение Москву:
Вспылала пред врагами
И грянулась на их главу
Губящими стенами.
Веди ж своих царей – рабов
С их стаей в область хлада;
Пробей тропу среди снегов
Во сретение глада…
Зима, союзник наш, гляди!
Им заперт путь возвратный;
Пустыни в пепле позади;
Пред ними – сонмы ратны.
Отведай, хищник, что сильней:
Дух алчности иль мщенье?
Пришелец, мы в родине своей за правых проведенье!

В1: Сюжет оперы подсказал поэт Василий Андреевич Жуковский. Он посоветовал обратиться к подлинному факту русской истории – подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, который был совершен почти за 200 лет до нашествия Наполеона. России тогда угрожала опасность польско-литовской интервенции, и тогда же, как в войну 1812 года, страну спасло народное ополчение, которое возглавили герои Минин и Пожарский. В Москве на Красной площади стоит памятник им посвященный.

В2. А есть ли памятник Ивану Сусанину?

В1: Конечно. Он находится там, где ему положено быть – на главной площади города
Костромы.

В2: В опере отразилось детские впечатления композитора, которые он получил на своей родине – смоленской земле, захваченной французами, где он слышал рассказы о русских смельчаках и героях. Сегодня мы перелистаем страницы оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». Познакомимся с ее героями и их музыкальными характеристиками.

В1: Глинка начал с того, что идеально выстроил структуру оперы. В первом действии мы знакомимся со всеми русскими персонажами. Во втором – с вражеским польским лагерем. В четвертом наступает развязка всей трагедии – Сусанин заводит отряд поляков лесную глушь и погибает вместе с ними. Финал на Красной площади, музыку которого мы слушали в начале, венчает всю оперу. Конец оперы очень важен: он провозглашает победу, во имя Иван Сусанин отдал жизнь.

В1: Итак, первое действие. Осень, жители Костромы встречают отряд ополченцев, поднося им хлеб-соль. В хор ополченцев поочередно включаются голоса крестьянок, создавая необычное впечатление.
Сам глинка так писал об этом хоре:
«Он должен выражать силу и неустрашимость русского народа». Русский воин запевает «родина моя, русская земля», а затем ее мотив подхватывает весь хор.

(Звучит хор «Родина моя»)

В2:

Дубрава шумит;
Собираются тучи;
На берег зыбучий
Склонившись, сидит
В слезах пригорюнившись, девица-краса;
И полночь, и буря мрачат небеса;
И черные волны вздымаясь, бушуют;
И тяжкие вздохи грудь белу  волнуют.

В1: (это дочь Ивана Сусанина Антонина тоскует о женихе – Богдане Собинине)

Антонина:

Ангел был он красотою!
Маем кроткий взор блистал!
Все великою душою
несравненный превышал!

Поцелуи – сладость рая,
Слитых пламеней струя,
Горних арф игра святая!
Небеса вкушала я!

Взором – взор, душа душою
Распалялись – все цвело!
Мир сиял для нас весною,
Все нам радость в дар несло!

Неподвижное слиянье
восхищенья и тоски,
нежных ласк очарованье,
огнь сжимающей руки!

Исполняется песня Антонины. Появляется отец – Иван Сусанин:

Что гадать о свадьбе!
Горю нет конца.
Затоптан хлеб в полях,
Рыдает мать-земля.

Появляется Собинин.

Собинин:

Мой друг, хранитель – ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но, где для страсти выраженья?
Во всех природы красотах
Твой милый образ я встречаю;
Прелестных вижу – в их чертах
Одну тебя воображаю.

Беру перо – им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
могу на лире восхищенной:
С тобой, один, вблизи, вдали.
Тебя любить – одна мне радость;
Ты мне все блага на земле;
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.

Здравствуйте, родные!

Иван Сусанин: Постой, сперва поведай, что слышно на Руси.

Собинин:

Горит, пылает, стонет Русь
Под игом польских банд…

Крестьянка:

И стойко бились москвичи
Со шляхтой и огнем
Все обгорело, вся Москва
До каменной стены –
Дома, деревья и трава
Обуглены, черны.

Крестьянин:

А в сердце города враги,
И нету сил их взять.
Восстань, народ, и помоги
Повергнуть вражью рать!

Собинин:

От москвичей призыв идет
По городам до волжских вод.
Всю землю нашу охватив,
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика –
Нижегородца-мясника,
Что звался Минин-Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг:

Минин:

«Волжане, православный люд!
Повсюду русских ляхи бьют
Ужели враг не победим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдем мы жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, не серебра!»

Крестьянин:

И понесли ему добро:
И жемчуга, и серебро,
Иконы, ризы и меха,
Одежды, платья вороха.
Кто приводил гнедых коней,
Коров, баранов и свиней.

Крестьянка:

Кто приносил мешки зерна,
Тюки овечьего руна, –
Ну, словом, все, что лишь могли,
На площадь Минину несли.
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал…

Собинин:

И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Подошел под Крымский брод.
С тыла грянул на Ходкевича
Всею мощью, что была,
Далеко до поля Девичья
Сеча грозная дошла.
И бежал Ходкевич с ляхами,
Напрямик бежал в Литву,
Ни оружием, ни страхами
Одолеть не мог Москву.

Крестьянин:

А уж паны «благородные»,
Не дождавшись короля,
Еле двигаясь, голодные
Выходили из Кремля.

Крестьянка:

Позабыли честь дворянскую:
По Москве ползли ползком
И сложили гордость панскую
перед русским мужиком.

В2: Услышав от невесты, что Сусанин хочет отложить свадьбу, Собинин с мольбой обращается к нему:
Не томи, родимый, не круши меня.
Ты не омрачай мне дорогого дня.
Так начинается большое трио, которое исполняют Сусанин, его дочь Антонида и ее жених

Собинин. Музыка трио необычайно проникновенна, ее мелодии полны поэзии и глубоких чувств. Это один из самых знаменитых фрагментов оперы, во времена Глинки его часто исполняли в концертах.

Звучит трио «Не томи, родимый».

Итак, в первом действии показаны все главные действующие лица, черты характеров, изложена патриотическая идея оперы. Уже в начале оперы видно, с какой любовью представляет композитор своих героев.

Добрый критик: Первое представление оперы «Иван Сусанин» прошло очень успешно. Это признавали все прогрессивные критики, литераторы – А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен.

Злой критик: А я считаю, что обычный мужик в опере Глинки слишком возвышен. Простой крестьянин не может иметь таких чувств.

В1: Но для Глинки Сусанин был не просто мужиком, он патриот и герой. А главное, что мы должны запомнить, – Глинка рисует русских персонажей через жанр песни. Нигде в мире нет таких мелодичных и светлых песен, как в России. Русские песни – это наше национальное достояние.

В2: А вот во втором действии мы как раз познакомимся с врагами, польскими панами. Мы с вами оказываемся во дворце польского короля, на балу, где веселится и танцует высокородная знать. Поэтому два первых действия принято называть русское и польское.
Злой критик: И в этом действии почти нет пения! Как такое может быть! Ведь опера – это искусство пения.

В1: Конечно, вокальные партии здесь есть, но только в начале и в конце действия. Но обратите внимание: в первом действии мы чувствовали, с какой любовью относится композитор к своим героям, это чувствовалось по музыке. А в польском действии мелодии короткие, обрывочные, часто построенные на одном звуке. Зато слова хищные воинственные:

Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война!
Мы скоро покончим с холопской Москвою!
Грозой стоим мы над русской землею.

В2: О, какие хвастливые слова. Но танцы в этом действии великолепные! Бал открыт. Звучит торжественный полонез.

В2: Потом в польском действии звучит целая цепочка танцев: краковяк, вальс, а вот мазурке композитор уделяет особое место.
Посланник к его величеству!

Король: (читает) «Польское войско потерпело поражение от русского войска, которое возглавляют Минин и Пожарский»…

Какой-то мужик, Сухорукий,
Военной не зная науки,
Войска наши гонит назад!
И рыцари польской державы
Пред горстью холопов дрожат!

Паны:

Откуда будем брать подать, брать жатву?
Россия кормит, там хлеб наш, там злато!
Сметем мы деревни, сожжем города,
Мы смердов панам покорим навсегда!

В2: Мелодия мазурки появится в опере  еще неоднократно – в сцене появления поляков в избе Сусанина, и в сцене их гибели в лесу. Только тогда она будет звучать слабо, рисуя гибель захватчиков.

В1: Один из современников Глинки так описал музыкальный контраст оперы: «В этой опере, с одной стороны, великорусское село, поются унылые песни, тишина, бедность, грусть и в то же время – готовность постоять за свою землю. С другой  – польская ставка, все несется в мазурке, шпоры гремят, сабли гремят, притопывают  каблуки. А потом опять поля, избушки на косогоре, тихий хоровод под бесконечную землю и мужичок, оттачивающий топор на супостата».
Совершенно верно, в третьем действии происходит столкновение двух враждебных сил, драматический разворот событий.
(песня Вани)

Сусанин:

Ночью пришел к нам Минин с войсками.
В шлемах пришли, в кольчугах.
Вот она, силушка Родины нашей!

Войско во главе с Мининым расположилось в бору, в посаде, откуда скоро двинется в поход.

Чтец 4:

Тебе сей кубок, русский царь!
Цвети, твоя держава;
Священный трон твой нам алтарь;
Пред ним обед наш: слава.
Не изменим; мы от отцов
Приняли верность с кровью;
О царь, здесь сонм твоих сынов,
К тебе горим любовью;
Наш каждый ратник славянин;
Все долгу здесь послушны;
Бежит предатель сих дружин,
И чужд им малодушный.

В2: В избе готовятся к свадьбе. Вдруг в русских напевах проскальзывает мелодия полонеза. Как ты думаешь, что происходит в этот момент?

В1: В избу врываются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин отвел их в посад, где стоит русское войско.

Сусанин:

Эх, господа! Откуда знать,
Где стан, где Минин тут стоит!
Здесь глушь, живем своим семейством.
Прошу к столу, отведать русских пирогов!

В1: Поляки злятся, не знают, как подступить к хозяину, видя, что он не боится их угроз. Тогда они решают его подкупить и сулят ему деньги. Сусанин делает вид, что согласен, и начинает с ними торговаться.

Сусанин:

Да, ваша правда! Деньги сила.
Червонцы лучше, чем могила.
(К Ване) Туда я заведу их, где глушь и топь.
Пусть я умру, но их сгублю!
А ты скорей седлай коня,
Во весь опор лети в посад,
Ударь в набат, буди народ.

Злой критик: Вот здесь я категорически не согласен с сюжетом: почему Сусанин все-таки не отказался идти с поляками? Сначала он применяет несколько уловок, а потом отправляется вместе с врагами, чтобы там, в лесу, встретить свою смерть. Разве для этого обязательно надо было их заводить в темный лес? Ведь он мог отказаться от их просьбы сразу.

Добрый критик: А вы представьте себе: Сусанин решительно отказывается вести поляков к русскому войску. Что тогда произойдет?

Злой критик: Они его убьют.

Добрый критик: А что может произойти дальше? Ведь тогда они станут искать себе нового проводника. И кто знает, может тот, другой, окажется послабее. Вдруг он согласится на подкуп или испугается угроз и совершит предательство?

Злой критик: Да, вы правы.

В1: Печальна сцена прощанья Сусанина с дочерью, но еще трогательнее переживания и боль Антониды из-за смерти отца в песне к подругам «Не о том скорблю, подруженьки». Музыка, сочиненная композитором, звучит подлинным народным напевом – так глубоко проник Глинка в суть русской песни.

В2: Развязка наступает в четвертом действии, когда показана сцена гибели Сусанина в лесу. Измученные шляхтичи еле бредут по глубокому снегу. Мазурка тоже еле бредет, спотыкаясь по русским снегам. Так музыка передает настроение, охватившее шляхтичей. Поляки укладываются спать, а Сусанин, полный тяжелых раздумий о Родине, о близких, встречает свою последнюю зарю. Он знает, что нет пути назад, и эта заря будет последней и для врагов.

Сусанин:

Ты взойдешь, моя заря,
Взгляну в лицо твое.
Последняя заря…
Настало время мое.

В1: Поднимается буря, просыпаются поляки. Вчерашние храбрецы допытываются у Сусанина: «Нарочно завел?» И в ответ они слышат величественные слова, которые написал сам Глинка.

Сусанин:

Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил.
Туда завел я вас, где глушь и глад,
Где вам от лютой вьюги погибать.

В2: Последняя мысль Сусанина – о Родине

Сусанин:

Родной край спасен!
О, Русь моя, живи вовек.

В2: Поляки убивают Сусанина, но он умирает непобежденным. В это время появляется русский отряд, возглавляемый Собининым. Разворачивается бой, в котором русские одерживают победу.

В1: Одним из достоинств оперы в том, что она не кончается смертью героя. Эпилог на Красной площади показывает результат героического поступка Сусанина – победу над врагом и ликование русского народа.

В2: Итак, у ворот, ведущих на Красную площадь, собирается нарядно одетый народ. Звучит победный хор «Славься». Музыка хора предельно проста. Она написана в ритме марша, близка народной песне и отличается радостным характером. Хор славит родную землю, великий народ, победивший в тяжелой схватке с врагом.
(На фоне хора «Славься»)

Чтец 5:

Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

Чтец 6:

О будь же, русский бог, нам щит!
Прострешь свою десницу –
И мститель-гром твой раздробит
Коня и колесницу.
Как воск перед лицом огня,
Растает враг пред нами…
О страх карающего дня!
Бродя окрест очами,
Речет пришлец: «Врагов я зрел;
И мнил: земли им мало;
И взор их гибелью горел;
Протек – врагов не стало»

Добрый критик: Ну, что, уважаемый коллега, мы убедили вас в том, что «Иван Сусанин» – гениальная опера?

Злой критик: Вынужден, согласится с вашими доводами. Тем более, что двухсотлетняя история существования этого шедевра доказывает мою неправоту.

Ведущая: Мы познакомились с отрывками из великой русской оперы «Иван Сусанин», которую написал композитор Михаил Иванович Глинка. Жаль, что у нас нет возможности показать вам «живые» отрывки из этого бессмертного произведения. Но я надеюсь, что наш рассказ не оставил вас равнодушными, и, кто знает, может быть, вам посчастливится увидеть ее постановку в оперном театре.