Цели.
Развивающие:
формирование у обучающихся способностей к рефлексии, как собственных поступков, так и поступков других людей, повторение и усвоение исторических понятий.
Образовательные: привлечь внимание учащихся к личности Павла I, показать причины и особенности его внутренней и внешней политики, оценить противоречивые итоги правления Павла I, закрепление и коррекция изученных способов действий (работа с текстом, анализ материала, презентация результатов работы).
Воспитательные:
продолжить работу по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, умения взаимодействовать в коллективе, а также уважительного отношению к прошлому и настоящему нашей страны.
Метапредметные:
регулятивные: организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их, развивать умение делать выводы;
личностные: общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;
предметные: способствовать усвоению новых понятий, основных мероприятий внутренней и внешней политики, объяснять новые понятия.
Внутренние связи: Новая история – международные отношения в ХVIII веке.
Персоналии: Павел I, Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Пален П.А., Зубов П.А.
Ключевые понятия: барщина, дворцовые перевороты, Просвещение, абсолютизм, деспотия.
Даты и события: 1796-1801- правление Павла I, 1801 – переворот и убийство Павла I.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, практический, критического мышления, с использованием ИКТ.
Домашнее задание: п.29 в рабочей тетради – задания №1-3 (С.74-75).
План изучения новой темы:
1. Личность Павла I.
2. Внутренняя политика.
3. Внешняя политика.
4. Судьба Павла I.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Оборудование урока |
Постановка целей и задач урока | 1. Приветствует учащихся. Вызов: демонстрирует кадры №3-4 презентации. 3. Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока. 4. Организует беседу о плане урока. 5. Ставит цель – выяснить в чем выражалась противоречи вость правления Павла I |
Смотрят презентацию. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя и отвечают. Взаимодействуют во фронтальном режиме |
Выделять существенную
информацию из текста презентации. Выдвигать гипотезу. Слушать собеседника, строить понятные для высказывания. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
Презентация.
Слайды № 3-4. Рабочий лист |
Актуализация знаний | Предлагает учащимся проанализировать приведенные факты о личности Павла I | Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном опросе | Осуществляют актуализацию знаний, умения слушать, контролировать правильность ответов учащихся | Слайды № 5-10 |
Работа над содержанием и смыслом текста | 1. Формирует 2 Группы экспертов для работы над текстами. 3. Организует работу по чтению текста и их анализу. 4. Корректирует работу групп |
Работают над содержанием текста
и публичной презентацией ответов на вопрос: 1 группа “Общее в политике Павла I и Екатерины II”. 2 группа “Отличное в внутренней и внешней политике Павла I и Екатерины II” |
Класс:понимать на слух ответы
учащихся, фиксировать результат работы групп
в рабочем листе. Эксперты: строить речевое высказывание с использованием кадров презентации. При работе в группе: Выделять существенные и несущественные смысловые признаки, согласовывать усилия по решению учебной задачи, уметь договариваться, выдвигая общее решение |
Тексты в учебниках, рабочие
листы. Слайды № 11-15 Слайды № 16-17 |
Работа над понятиями | 1. Cтавит цель: сформулировать
понятие. 2 Организует обсуждение 3. Алгоритм действий: - показываем понятие на слайде; - просим учащихся сформулировать его; - ищем в историческом словаре его определение; - сравниваем их; - записываем в тетрадь; - организуем проверку усвоения понятий. Слайд № 17 Дает наоборот: дается сначала формулировка, догадываются о понятии |
Анализируют понятия урока:
барщина, дворцовые перевороты. Просвещение, абсолютизм, деспотия |
Формулировать полученные знания и собственный жизненный опыт в понятии, аргументировать свое мнение, слушать других, задавать уточняющие вопросы | Слайд № 17 Карта “Внешняя политика России в ХVIII в.”. Исторические словари. Энциклопедия “История России 18 век” |
Рефлексия | 1. Подводит итоги урока. 2. Предлагает сформулировать вывод урока. 3. Организует выполнение учениками листа самоконтроля. |
Подводят итоги урока, заполняют
листы самоконтроля. Высказываются о своих впечатлениях, начиная с фразы “Я впервые узнал, что...., “Меня удивило, что...” |
Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других | Слайды № 18-19. Рабочий лист. Лист самоконтроля |
Использованная литература
- Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России в ХVI–ХVIII веков: 7 кл.: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История России: Конец ХVI-ХVIII век.- Экзамен, 2006.
- В каждой шутке – доля шутки: Исторические были, легенды, анекдоты/ сост. П.Л. Паршаченко. М.: Новая школа, 1996.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России: Конец ХVI-ХVIIIвек” - Поурочные разработки. 7 кл.: пособие для учителей ООУ/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина –М .: Просвещение, 2013.
- Интернет-ресурсы: http://www.kulichki.com/grandwar/ - “Как наши деды воевали”.
- Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 кл. / Сост. К.В.Волкова. - 3-е издан-е, перераб. – М.: ВАКО, 2013.
- Кривошлык М.Г. Исторические анекдоты из жизни русских замечательных людей (с портретами и краткими биографиями). - М.: АНС – ПРИНТ, 1991.
- Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. - 2 –е издание.- М.Центрком, 1997.
- Русская эпиграмма – М.: Просвещение, 1995.
- Школьная энциклопедия “Русика”. “История России: ХVIIIвек. -М.: Олма-Пресс, 2012.
- Энциклопедический словарь юного историка. – М.: Педагогика-Пресс, 1994