Предварительная подготовка к уроку: обучающиеся должны знать: определение непрерывной функции, ее свойства, алгоритм решения неравенств методом интервалов. Предварительно все учащиеся разделены на группы, каждая группа получила задание – найти неравенство, решить его и объяснить классу.
Цели урока.
- Образовательная : систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанных с применением метода интервалов при решении неравенств.
- Воспитательная: содействовать развитию общей культуры, активной жизненной позиции, создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности.
- Развивающая: развитие у школьников самостоятельности мышления в учебной деятельности; развитие навыков самоконтроля; научить рационально распределять время выполнения заданий ЕГЭ.
Оборудование: доска, проектор, компьютер.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Форма: повторительно-обобщающий урок.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. Постановка цели урока. | |
Наш урок я хочу начать со слов персидско-таджикского поэта Рудаки “ С тех пор как существует мирозданье, такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век, всегда стремится к знанью человек”. На этом уроке мы познакомимся с некоторыми видами неравенств, которые решаются методом интервалов , большое внимание неравенствам уделяется на ЕГЭ, так восхитимся сначала своими знаниями теории. |
|
II. Актуализация опорных знаний. | |
Итак, какая функция называется
непрерывной на промежутке I? Какими свойствами обладает непрерывная функция? |
Ответы учащихся: Если функция непрерывна в каждой точке некоторого промежутка I, то ее называют непрерывной на промежутке I. Если на интервале (а; в) функция непрерывна и не обращается в нуль, то она на этом интервале сохраняет постоянный знак. |
III. Оперирование знаниями и способами деятельности. Выступления учащихся. Первичное закрепление знаний. | |
Преподаватель осуществляет
контроль, оказывает помощь выступающим. Преподаватель обращается к выступающим с вопросом: - сформулировать правило чередования знаков; - что означает – выражение записано в каноническом виде? Преподаватель просит уточнить, что значит учитывать кратность корней? Итак, посмотрим, что приготовила нам 3 группа ребят. |
Ответы учащихся 1 группы. Выполняются записи на доске, но лучше, если группа подготовит презентацию для своего выступления. Во время выступления групп остальные учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях. Рассмотрим неравенство 2х2 -7х+5< 0 1) Пусть f(x)=2х2-7х+5 2) D(x)= R 3) f(x)=0, 2x2 – 7x +5=0,2( х-1) (х- 2,5)=0, х=1, х=2,5 4) Т.к. в записи выражения f(x) все двучлены записаны в каноническом виде, то на промежутке (2,5; оо) выражение f(x) положительно. На остальных промежутках расставляем знаки по правилу чередования знаков Следовательно, f(x)?0 при х € [1; 2,5] Свойство чередования знака линейного двучлена ах+в: При переходе через значение х0 = а/в знак выражения ах+ в меняется на противоположный. При решении неравенств методом интервалов, можно обойтись без промежуточных вычислений, если выражение f(x) или Р(х)/Q(х) содержит все линейные двучлены с положительными старшими коэффициентами или записано в каноническом виде: (х-а1) ( х-а2) … (х-аn) или (х-а1) (х-а2)… (х-аn) В этом случае на самом правом промежутке двучлены положительны, значит выражение f(x) или Р(х)/Q(х) положительно. Далее на промежутках расставляют знаки в соответствии с правилом знакочередования. Ответы учащихся 2 группы. Решим неравенство: (х-2) (х-3)2 х > 0 1) Пусть f(x) = (x-2) (x-3)2 x 2) D(x)= (-оо; -5), (-5; -1), (-1; +оо) 3) f(x)=0, (x-2) (x-3)2x=0 найдем корни: 2; 3; 0, которые принадлежат области D(x) 4) Так как в записи выражения f(x) все двучлены записаны в каноническом виде, то на промежутке (3; +оо) выражение f(x) положительно. На остальных промежутках расставляем знаки, учитывая кратность корней. Так как множители (х-3) и (х+1) возведены в четную степень, то при переходе через точки 3 и -1 знак выражения f(x) не меняется. Отсюда f(x) >0 при х € (-5; -1), ( -1;0), (2;3), (3; +оо) Ответы учащихся 3 группы: Решим неравенство: (х-4)2(х-V5)(х-2,24) < 0 1) Рассмотрим выражение f(x) =( x-4)2 (x-V5) (x-2,24). 2) D(x)= R. 3) Решим уравнение f(x)=0, x=4, x=v5, x=2,24 Сравним полученные числа. 4=v16 и 2,242=5,0176, значит V5 < 2,24<4 Расставляем знаки, учитывая кратность корней. Отсюда f(x) < 0 при х € [V5; 2,24] и {4}. |
IV. Проверка знаний учащихся. | |
Учащимся предлагаются
неравенства из материалов ЕГЭ. Самостоятельная работа. 1 вариант а) х2 ( х-3) < 0 Ответ: (1;3) б) (х+2) Vх2-1 >0 Ответ: (-2; -1), ( 1; +оо) в) (х-2)3(х+1)(х2+2х+5)< 0, Ответ: (-1;1), (1;3) 2 вариант а) х2( х +2) < 0 Ответ: (-2; -1) б) (х-3) Vх2 -1 < 0 Ответ: (-оо;-1), (1;3) в) 7х -12 –х2 <0 Ответ:(-оо;-1), (1,5;3), (4;+?) По окончанию работы правильность решения уравнений осуществляется с помощью экрана. |
|
V. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание. Итак, подведем итог сегодняшнего урока. Кто оценил себя на “5”? на “ 4” ? на “3”? Какой метод решения неравенств мы применяли на уроке? Что получилось? Что не получилось? Д/з: Найти в сборниках заданий для подготовки к ЕГЭ 5 неравенств разных видов и решить их методом интервалов. |