Базовый учебник: Ефросинина Л.А.,
Оморокова М.И. Литературное чтение : 4 класс :
учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений в 2 ч. Ч.1 / Ефросинина Л.А., Оморокова
М.И.. – М. : Вентана-Граф, 2014.; с.155-173
Цель: рассмотреть, как недостатки и
достоинства людей проявляются в сказке и в
реальной жизни.
Задачи:
- Образовательные: формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию.
- Воспитательные: формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности. Формирование готовности к самовоспитанию.
- Развивающие: развитие интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный метод, ролевая игра, проектирование, беседа, работа с учебником, наглядные методы.
Приёмы реализации исследовательского метода обучения: сравнение, анализ, синтез, обобщение, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии.
Виды практических работ при использовании исследовательского метода обучения: наблюдение, самостоятельная работа с учебником и рабочими листами, сбор информационного материала из различных источников.
Необходимое оборудование: учебник, толковый словарь, иллюстрации к сказке, выставка книг Г.Х.Андерсена,компьютер, проектор, рабочие листы для групп, музыкальные отрывки, презентация «Биография Андерсена», мультипликационный фильм, цветные карточки .
Структура и ход урока:
Этап урока |
Время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
I. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта, выделение проблемы в предложенной ситуации. |
4 мин. | Учитель организует беседу,
выявляющую представления детей о сказке. – Сегодня на уроке нам предстоит провести исследование. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте. (Звучит музыка «В гостях у сказки») – Итак, куда мы отправляемся? (В сказку) – А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.) – Для нас давно стало привычным существование автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света, включи телевизор, и на экране появятся ландшафты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. – Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной? – Почему до сих пор сочиняют сказки? (Ответы детей) |
Повторяют систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала. |
II. Мотивация. Цель этапа: мотивировать работу учащихся. |
2 мин. | Учитель организует обсуждение
человеческих качеств в сказках. – Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Великий писатель А.С. Пушкин восхищался сказкой и однажды сказал: “Что за прелесть эти сказки”, “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Как вы понимаете смысл этих слов? (Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного – волшебного, но она мудра и поучительна) – Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость) – Какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему) |
Взаимодействуют с учителем во время беседы, высказывают мнение по существу поставленного вопроса. |
III. Создание проблемной ситуации. Цель этапа: продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования. |
4 мин. | Учитель организует обсуждение
содержания текста, подводит к проблемному
вопросу. ПРИТЧА – Ребята, послушайте такую историю. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. – Перед человеком всегда стоит выбор: каким ему быть, как поступить? Два мира борются в нём. |
Выделяют существенную информацию из текста. |
IV. Постановка темы урока и проблемы
исследования. Цель этапа: сформулировать проблему исследования и цель урока. |
3 мин. | Учитель предлагает выдвинуть
предположение о теме и цели урока, подводит к
проблеме урока. – На прошлом уроке и дома вы читали сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». Вы, наверное, уже догадались, какова будет тема нашего урока? Попробуйте сформулировать её. ТЕМА: «Мир ДОБРА и МИР ЗЛА на примере сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»» – Какова же тогда проблема урока? Проблема: борьба добра и зла. Цель урока: рассмотреть, как недостатки и достоинства людей проявляются в сказке и в реальной жизни. |
Выдвигают предположения о теме, цели, проблеме урока, обосновывают и контролируют правильность ответов других учащихся; принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют и уточняют высказанные мнения. |
V. Составление плана исследования.
Цель этапа: составить план исследования. |
3 мин. | Учитель организует составление плана
работы исследования сказки. – Что должны сделать, чтобы достичь цели урока? (Составить план исследования). – Каков будет план исследования? ПЛАН 1. Изучить биографию автора. 2. Выяснить вид сказки. 3. Проанализировать текст сказки и дать характеристику поступкам героев. 4. Составить план сказки. 5. Сделать вывод по результатам исследования. |
Составляют план действий для реализации поставленной цели урока. |
VI. Интерпретация полученных данных. Цель этапа: вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения. |
21 мин. | Учитель формирует группы учащихся,
направляет деятельность детей, фиксирует ход
исследования. Для реализации плана исследования мы с вами разделились на группы, каждая из которых получает своё задание, выполняет его и представляет полученные результаты исследования. (Дети работают в группах, звучит спокойная музыка) Группа «Историки» (Приложение 1) Учитель выстраивает выступления таким образом, чтобы сохранялась логика исследования. Учитель предлагает учащимся побывать в роли
журналистов. |
Используют новое содержание с ранее
изученным в условиях совместной деятельности,
фронтального опроса, беседы, при решении задач и
выполнении заданий. Извлекают и интерпретируют информацию из рабочих листов. Представляют результаты работы своей группы
и анализируют ответы учащихся других групп. Обмениваются
информацией, высказывают своё мнение о проблеме. |
VII. Вывод по результатам
исследовательской деятельности Цель этапа: через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание. |
3 мин. | Учитель организует беседу,
подводящую учащихся к выводу по результатам
исследования. –Чего в сказке больше: добра или зла? –Задумайтесь, какие черты характера есть в вас? (Дети анализируют свои поступки: к какому миру принадлежат они? Им очень хочется быть хоть чуточку похожими на главную героиню – Элизу.) – В сказках Добро всегда побеждает Зло. Всегда ли так бывает в жизни? Вот ещё один вопрос для размышления, ещё одна проблема: почему в жизни часто происходит наоборот? На этот вопрос нам ещё предстоит ответить. Вывод: хрупкая девушка Элиза стойко перенесла все испытания злых сил. В сердце Элизы жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла победить зло. (Показывается фрагмент мультфильма). |
Классифицируют полученные результаты исследования с целью их оценки по отношению к теме урока и осознания обоснованности рассматриваемой проблемы. |
VIII. Подведение итогов урока Цель этапа: – оценить результаты исследования, процесс их получения; – показать перспективу использования полученных знаний. |
2 мин. | Учитель организует беседу,
выявляющую сформированную жизненную позицию в
ходе проведённого исследования. – Итак, мы подошли к концу нашего исследования по сказке. – Достиг ли наш урок своей цели? Давайте ещё раз прочитаем её. Цель урока: рассмотреть, как недостатки и достоинства людей проявляются в сказке и в реальной жизни. Результатом нашего исследования является книга, в которой собраны все наши исследовательские материалы. – Можем ли мы с вами сказать, чего больше в сказках и в реальной жизни добра или зла? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть) |
Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. |
IX. Рефлексия Цель этапа: выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся. |
2 мин. | Учитель организует самооценку и
взаимооценку работы учащихся. – Давайте оценим с вами нашу работу на уроке. – Поднимите красный кружок, если вы считаете, что были активными на уроке. Поднимите синий кружок, кто считает, что был не достаточно активным. –Давайте оценим работу наших групп. Оценим работу первой, второй и т.д. групп. – Спасибо всем за работу. Я считаю, что вы заслуживаете самой высокой оценки за работу на уроке. |
Оценивают итоги совместной и индивидуальной деятельности (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность.) |
X. Домашнее задание | 1 мин. | Написать по выбору письмо-похвалу Элизе «Ты достойна восхищенья!» или письмо-упрёк мачехе «Любовь приносит красоту, злоба – безобразие» | Выбирают задание по желанию. |