(УМК «Deutsch – Schritte 3», авторы: И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Н.А.Артёмова)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные цели и задачи урока:
- Образовательные:
- раскрыть понятие «Родина»;
- познакомить с новой тематической лексикой, тренировать в употреблении;
- прослушать и обсудить высказывания немецких и российских школьников о Родине.
- Развивающие:
- учить составлять ассоциограмму «Моя Родина»;
- развивать коммуникативные навыки и умения учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родному краю, к Отчизне.
Оснащение: высказывание о Родине на немецком языке, тематические картинки, мультимедийное оборудование, раздаточный материал, рабочие тетради, магнитофон с аудиокассетой, сигнальные карточки.
Ход урока:
Начало: Организационный момент, приветствие, краткая беседа с дежурным.
Введение в тему:
П. цитирует высказывание на доске с переводом на русский язык:
Ein Dichter sagte: ,, Unsere Heimat – das sind nicht nur die Stadte und Dorfer. Das sind die Seen und Flusse, das Gras auf der Wiese, die Berge und Taler.”
Вопрос классу: Und was ist die Heimat fur euch? Antwortet auf Russisch.
(Учащиеся раскрывают понятие «Родина» в личностном аспекте).
П.: ,,Was nennen wir unsere Heimat?” So heisst unser neues Thema. Heute in der Stunde besprechen wir diesen Begriff, lernen dabei neue Worter gebrauchen, wir erfahren, was dazu die deutschen und die russischen Schuler sagen. Wir arbeiten auch mit dem Assoziogramm ,,Meine Heimat”. Ich wunsche euch Erfolg bei der Arbeit.
Предъявление новой лексики
На экран выводятся фотографии с видами Приозёрска. С опорой на фотографии Приозёрска предъявляется первая группа новых слов:
П.: Kinder, seht, das ist unsere Stadt Priosjorsk. Hier leben und lernen wir. Ich bin hier geboren und aufgewachsen. (перевод). Priosjorsk ist meine
Heimatstadt (проверка понимания).
Вычленение, фонетическая отработка и запись в словарь:
geboren sein – родиться
aufwachsen ( wuchs auf, aufgewachsen) – вырасти
Die Heimat – Родина (die Heimatstadt – родной город)
Первичное закрепление лексических единиц:
а) повторение спряжения ,,sein”
б) Kettenspiel игра-цепочка
П.: Ich bin in Priosjorsk geboren. Und du, У1?
У1: Ich bin in Tomsk geboren. Und du, У2? und so weiter
в) игра по аналогии на закрепление ,,aufwachsen”
П.: Also, ich bin in Priosjorsk geboren und aufgewachsen. Das ist meine Heimatstadt. Ich fuhle mich hier wohl.(перевод). Und du, У1, fuhlst du dich wohl hier?
У1: Ja, ich fuhle mich wohl hier.
П.: Ich fuhle mich wohl in Priosjorsk, У1fuhlt sich wohl hier, wir fuhlen uns wohl hier.
Внимание учащихся обращается на различные формы возвратного местоимения ,,sich” при спряжении глагола ,,sich fuhlen; повторяются все формы, зрительная опора на экране:
Singular Plural
ich – mich wir – uns
du – dich ihr – euch
er, sie, es – sich sie, Sie – sich
Запись в словарь:
sich fuhlen (fuhlte sich, sich gefuhlt) – чувствовать себя
wohl – хорошо
Первичное закрепление:
Вставьте в предложения соответствующие формы возвратного местоимения ,,sich”. (Учащиеся работают в диадах по карточкам).
Проверочный вариант на экране: чтение, сверка, перевод.
- Ich fuhle mich in Priosjorsk wohl.
- Du fuhlst dich zu Hause wohl.
- Monika fuhlt sich in Berlin wohl.
- Wir fuhlen uns hier wohl.
- Kinder, wie fuhlt ihr euch?
- Meine Grosseltern fuhlen sich im Dorf wohl.
П. обращает внимание на экран с изображением озера: Seht, Kinder, das ist unser Balchaschsee. Er ist sehr schon und malerisch. Das ist mein Lieblingsort. (перевод). Und welche Lieblingsorte habt ihr?
Контроль домашнего задания: учащиеся кратко рассказывают о своих любимых местах, используя приготовленные к уроку проектные работы.
П. продолжает знакомство с очередной группой лексики:
С опорой на экран с видами российской природы: Der Begriff ,,Heimat” ist mit der Natur eng verbunden.(перевод) Seht, wie schon ist die Natur in Russland! Unser Land ist reich an Waldern und Feldern, an Wiesen mit hohem Gras, an Talern. Jede Ecke, jede Umgebung ist wunderbar. Und wir mussen diese Schonheit pflegen. Wir konnen an den Naturschutzaktionen (перевод) teilnehmen. Sie finden uberall statt. ( перевод).
Вычленение, фонетическая отработка и запись в словарь лексики:
der Begriff( die Begriffe) – понятие
der Ort (die Orte) – место
malerisch – живописный
die Wiese (die Wiesen) – луг
das Gras (die Graser) – трава
das Tal (die Taler) – долина
die Umgebung (die Umgebungen) – окружение
pflegen ( pflegte, gepflegt) – заботиться
statt finden ( fand statt, statt gefunden) – состояться, проводиться
Закрепление: Выполняется часть упражнения 1 в рабочей тетради. (Вторая половина упражнения будет выполнена самостоятельно дома).
Welche Worter passen?
- lang, breit, schon, grun, malerisch, weit, hoch, blau, gross, tief, dunkel, gelb, bunt, golden, weiss.
Muster: Ein Fluss kann lang, breit, …sein.
Ein Berg kann ……………………….sein.
Ein Tal kann …………………………sein.
Ein Meer kann……………………….sein.
Ein Wald kann ………………………sein.
Ein See kann ………………………..sein.
Самостоятельно дома уч-ся дописывают оставшиеся предложения:
Ein Feld kann ………………………..sein.
Eine Wiese kann ……………………. sein.
Ein Baum kann ……………………... sein.
Das Gras kann ……………………… sein.
Eine Landschaft kann ……………… sein.
П.: Was ist die Heimat fur dich? Diese Frage hat ein deutscher Reporter an russische und deutsche Schuler gestellt. Hort bitte zu:
Аудирование: Учащиеся прослушивают высказывания школьников о Родине со зрительной опорой (Учебник ,,Deutsch. Schritte 3” страница 18, упр. 2)
Этапы работы:
- Восприятие на слух с аудиокассеты со зрительной опорой.
- Чтение по цепочке без перевода.
- Выражения согласия/несогласия с помощью речевых клише:
– Ich bin mit … einverstanden/ nicht einverstanden
– Ich glaube/meine/denke
Закрепление материала:
Учащиеся дополняют ассоциограмму ,,Meine Heimat”, которая заготовлена на большом листе ватмана, используя ключевые слова и выражения по теме, а также свои собственные ассоциации.
Работа осуществляется в микрогруппе, используются разные маркеры.
Релаксация: П. предлагает ребятам удобно сесть, расслабиться, закрыть глаза и мысленно перенестись в своё любимое место. Сеанс релаксации проводится с помощью музыкального сопровождения – звучит аудиозапись песни ,, Ich liebe mein Land” ( Musik: Michael Seidel, Text: Olaf Moeller)
Рефлексия:
Also, Kinder, was nennen wir unsere Heimat? Was bedeutet dieser Begriff fur jeden von euch?
Учащиеся зачитывают составленную ассоциограмму.
Заключительный этап урока:
Оценивание деятельности учащихся на уроке, объяснение домашнего задания:
1) выучить новые слова
2) дописать упражнение 1 в рабочей тетради.
П. просит оценить урок с помощью сигнальных карточек:
Зелёный цвет – урок понравился, всё было понятным.
Красный цвет – урок не понравился.
Жёлтый цвет – урок оставил равнодушным.
П.: Kinder, steht auf! Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen!
У.: Auf Wiedersehen!