Мониторинг в системе «учитель – ученик» при обучении английскому языку в условиях внедрения ФГОС

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В традиционной педагогике мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель – ученик», направленные на наблюдение и корректировку по мере необходимости продвижения ученика от незнания к знанию. В условиях внедрения ФГОС эта система не меняется, но дополняется.

ФГОС второго поколения по английскому языку предполагает всестороннее развитие личности, желающей и готовой к коммуникации, личности наделенной различными компетенциями. Процесс развития невозможен без постоянного отслеживания успехов и неудач ребенка.

Основной характеристикой становится не просто контроль, а его практическая направленность. Это сложная система, в состав которой входят различные диагностики: педагогические, психологические, методические и нравственные. Помимо оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий, предметных и метапредметных умений, происходит диагностика личностных УУД. То есть главной целью мониторинга является полное сопровождение ребенка.

В условиях внедрения ФГОС увеличивается количество показателей качества обученности и развития, которыми являются:

  1. Обученность;
  2. Самостоятельность;
  3. Творчество;
  4. Критичность мышления.

Структура мониторинга позволяет шире представить всю работу учителя.

Субъектом мониторинга является педагог, в то время как объектом выступает ученик. Мониторинг ведется на уровне обученности, воспитанности, общего развития и развития мыслительных процессов.

Структура мониторинга

Компоненты системы мониторинга обученности:

  1. ФГОС нового поколения по английскому языку.
  2. Образовательная программа школы.
  3. Технологическая карта с распределением резервных часов.
  4. Контрольно-измерительные материалы, психологические диагностики.
  5. Результаты цикловой диагностики (таблицы, диаграммы).
  6. Результаты текущих контрольных работ.
  7. Результаты тематического контроля, зачётов, проектов.
  8. Содержание коррекционной работы.

Этапы мониторинга.

Организационный.

  1. Выявить пробелы в знаниях учащихся, типичные ошибки (входные контрольные работы)
  2. Провести психологические диагностики совместно с педагогом-психологом и составить банк данных на каждого ребенка;
  3. На данном этапе контроля происходит отбор  критериев оценки уровня подготовки, которые заключаются в следующем: умение использовать теоретические знания по грамматике при выполнении практического задания; языковая компетенция (правильность использования изученных лексических единиц, языковая догадка, отбор нужной информации и т.д.);
  4. составить календарно-тематическое планирование по предмету с учетом того, что необходимо;
  5. вставить в планирование колонку «корректировочный материал» и на каждом уроке немного времени уделять повторению;
  6. темы материала для коррекции нужно подобрать так, чтобы они по тематике подходили по содержанию;
  7. выделит часы на проведение диагностических работ (согласно графику).

Аналитический.

  1. Сбор информации (проведение серии диагностических работ, согласно графику). Диагностические работы проводятся после завершения изучения определенной темы, в конце четверти, полугодия.
  2. В мониторинге оценка как таковая не имеет смысла, главное – это динамика роста обученности, поэтому рекомендуется за данные работы выставлять в журнал только положительные оценки.

Большую роль в обучении английскому языку в условиях внедрения ФГОС играет работа с одарёнными детьми. Поэтому на первом этапе для диагностики предметной одарённости можно использовать тесты Р. Слоссона, Маккарти, Дж. Равена, А. Отиса, Д. М. Кеттела, Г. Ю. Айзенка и др. Всё большую значимость приобретают различные шкалы интеллекта.

Помимо обозначенных выше тестов в процессе обучения английскому языку следует применять тесты на определение уровня обученности:

  1. Тест общих умений, направленных на определение основных навыков в языковых занятиях.
  2. Тест основных умений Айовы, позволяющий оценить словарный запас, успешность в чтении, правописании, языковые навыки.
  3. «Метрополитен» – тест достижений, который ориентирован на измерение достижений лингвистических предметах.
  4. Тест прогресса в образовании.
  5. Стэнфордский тест достижений, оценивающий знания и навыки в понимании устной речи.
  6. Калифорнийский тест достижений, оценивающий словарный запас, понятливость, почерк, способности в английском языке.

3.  Количественная и качественная обработка данных. Происходит первичный и подробный анализ усвоения элементов ФГОС, с указанием  причин появления ошибок у учащихся. Заполнение электронных таблиц и составление диаграмм.

В результате этих диагностик у учителей накапливается банк данных, в котором содержится вся информация об одаренных учащихся.

Прогностический.

На данном этапе происходит разработка плана индивидуально-групповых занятий по каждой диагностической работе, в котором указывается дата занятия, форма проведения и конкретные фамилии учеников. На прогностическом этапе проводится работа по устранению пробелов в знаниях обучающихся. Она включает в себя различные формы работы в классе по оказанию помощи для подготовки учащихся. В это же время осуществляется отработка педагогических технологий работы с детьми, оказывается методическая помощь в реализации программы, обмен опытом среди учителей, совершенствование их мастерства, отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция.

Все технологии в методике преподавания иностранного языка делают упор на развитие умений общаться, на формирование социокультурной и коммуникативной компетенций как основного способа познания мира, в котором мы живем. Ориентированный на личность школьника, этот метод позволяет учитывать сущность языка, которая выступает главным орудием мышления и деятельности человека, как средства становления личности. Более того, он позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся. После диагностики учителю необходимо  заинтересовать детей своим предметом, показать его значимость на современном интегрированном этапе развитии общества, научить школьников логически мыслить, обогатить их познания, расширить словарный запас, занимать их проблемными и творческими  заданиями, пробудить воображение, предпринимать все возможное для их развития.

Для того, чтобы работа с учащимися на уроках английского языка была более эффективной, её можно разделить на три части:

  1. Работа на уроке – различные формы уроков: традиционные и инновационные: уроки с использованием ИКТ, круглый стол, экскурсия, проекты, диспут, дебаты, пресс-конференция, интегрированные уроки, ролевая игра.
  2. Внеурочная деятельность: декады иностранного языка, предметные олимпиады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, конференции, консультации, творческие домашние задания;
  3. Дополнительное образование – курсы, дистанционные олимпиады,  самостоятельная работа учащихся, языковое портфолио.

Развить творческие способности обучающихся помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение их к проектной и исследовательской работе. Благодаря этому процесс обучения становится более интересным; расширяет познания за пределами темы; это придаёт динамичность и привлекательность учебному процессу; получают удовлетворение от работы, учащиеся становятся творческими исследователями.
2. Ролевые игры, являются хорошим средством, активизирующим творческий процесс на уроке; необходимо включать в них элементы драматизации; они дают возможность организовать живой обмен мнениями, провести дискуссию; предполагают неформальное общение.
3. Важным является использование творческих упражнений, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.

На основе плана составляются индивидуальные маршрутные листы на каждого ученика, позволяющие эффективно спланировать работу с разными учащимися. В маршрутных листах необходимо прописать  проблемные темы учащихся и пути их преодоления. Заводится один маршрутный лист на все работы и последовательно заполняется учителем. Если в результате проведенных занятий ученик справляется с проблемным заданием, то ставится отметка об усвоении того или иного умения или навыка. Ученики ведут специальные тетради для индивидуально-групповых занятий.

Пример маршрутного листа:

Рефлексивно-обобщающий.

После проведения контрольной работы за 1 полугодие (декабрь) –корректировка плана действий с учетом достигнутого уровня на 2 полугодие. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Итогово-диагностический.

  1. Определить эффективность.
  2. После проведения итоговой контрольной работы в мае проводится сравнительный анализ  результатов учащихся, показанных по итогам диагностических работ, полугодовой и итоговой контрольных работ.
  3. На основе результатов мониторинга проводится большая работа по выстраиванию траектории преодоления неуспешности учащихся.   
  4. Сделать вывод о соответствии полученного результата и цели.