«Народный орнамент и декоративно-прикладное искусство». 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель: обобщить знания учащихся об орнаментальных комплексах и ДПИ

Задачи:

  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду; знать центры художественных народных промыслов России;
  • Закрепить знания учащихся об орнаментальных комплексах и декоративно-прикладном искусстве;
  • Развивать умения сопоставлять, проводить сравнения, аналогии;
  • Развивать творческий потенциал учащихся;
  • Воспитывать познавательный интерес к изучению культуры народа, прививать интерес к изучению ремесел, стремление своими руками создавать красоту;
  • Показать возможности компьютерных технология для создания произведений ДПИ

Оборудование:

  • Карта с обозначением мест развития промыслов
  • Компьютер и проектор
  • Раздаточный материал
  • Рабочие тетради по ДПИ
  • Бумага, шаблоны
  • Ножницы
  • Цветные карандаши

Подготовительная работа:

– подобрать изображения элементов росписи (ресурсы Интернет);
– распечатать изображения на самоклеющейся бумаге с помощью цветного струйного принтера (на весь лист) (Приложение 2);
– каждой группе подготовить сообщение об истории народного промысла;
– создать слайдовую презентацию.

ХОД УРОКА

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим небольшое путешествие по нашей стране, побываем в тех уголках нашей Родины, о которых идет слава далеко за пределами России. Это (показывает на карте) (Приложение 1)

Село Гжель – Московская обл.,

Село Городец – Нижегородская обл.

Село Хохлома – Нижегородская обл.

Чем же прославились эти места? Эти населенные пункты являются центрами художественных народных промыслов. Откуда пошло это название “промыслы”?
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено “промыслите себе пропитание”, т.е. заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы.
Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы, свои художественные традиции.

1. Какой термин является синонимом народным промыслам?

Декоративно-прикладное искусство (от лат.decoro – украшаю) раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного творчества отвечают требованиям: обладают эстетическим качествам, рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями являются: одежда, ткани, мебель, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия.
Предметы декоративно – прикладного творчества делятся по признакам: по материалу, по технике исполнения, по назначению.

2. Назовите виды декоративно-прикладного искусства:

Виды декоративно – прикладного искусства: резьба по дереву и по кости, различные виды вышивки, вязания, плетения, чеканки, пирографии, витражей, мозаики и другие виды.

Итак, мы отправляемся с вами в путь, в центры народных промыслов. Сначала приглашаю вас в Подмосковье. К юго–востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к местному промыслу. (Презентация 1)

Слово мастерам Гжели (1 группа) – выступление учащихся.

Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.
Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть “лучшею из всех делаемых в России”.
Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

И.Кадухина

Нижегородская область славится своими деревянными изделиями. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются “коренные” – фабрика “Хохломской художник” в селе Семино Ковернинского района и объединение “Хохломская роспись” в селе Семенове Нижегородской области. Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и городецкого.

Давайте послушаем ваших одноклассников, которые приготовили нам сообщения о росписи по дереву.

Мастера из Хохломы (2 группа) – выступление учащихся.

Хохлома – село в 7 км. от Семенова, стоящего над рекой Узолой в Заволжье. Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь и на этой площади по определенным дням собиралась крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара (местное выражение) – самых разных изделий из дерева: бочек, саней, мочалок, топорищ, точеной расписной посуды, мелкой мебели. Купля-продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к началу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки стали любимыми в простом народе. Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими.

Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи, Куличино. Первые поселенцы этих деревень были беглые, укрывшиеся здесь от гонений за “старую веру”, от царского произвола, помещечьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. Они-то и смогли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. В изящных рисунках возникают похожие на ирисы и тюльпаны сказочные цветы. В каждом штрихе орнамента сквозит любовь к своему искусству. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, чистоту, красоту. А “травка”, цветы, ягоды и листья напоминают людям о молодости и силе.

Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочнуюпесню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!

Городецкие мастера (3 группа) – выступление учащихся.

Хотя и не сравнится Городецкая роспись по известности с хохломской, немало и она знаменита. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у Хохломы дела вершили четыре цвета, Городецкие краски пылали всей палитрой.

Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы – у Хохломы; сюжетные картинки “мещанского быта” – у Городецкой росписи. Вначале расписывали прялочное донце, затем с прялок перешли на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель, игрушки. Малыши 3-4 лет катают коляску и воображают себя на паре гнедых коней. Дети с удовольствием играют с этой игрушкой.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

И. Кадухина.

3. А теперь, ребята, я хочу проверить, кто из вас был самым внимательным в нашем путешествии. Я предлагаю вам выбрать элементы и собрать пазлы, и вы получите картинку с изображением промысла вашего села.(Приложение 3)

4. Чтобы закрепить, все, что вы узнали, давайте заполним сравнительную таблицу. (Приложение 4)

Народный промысел В какой области РФ расположен народный промысел Материал, на котором производится роспись Какие цвета используются
Гжель      
Хохлома      
Городец      

5. Сейчас вспомните, пожалуйста, что означает термин «орнамент». Мы с вами познакомились с ним на уроках ИЗО

Слово «Орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. (Презентация 2)

6. Какие виды орнаментов вы можете назвать?

  • Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)
  • Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)
  • Зооморфный ( изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)
  • Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)

7. Следующее задание состоит в том, что мастера из наших сел должны украсить блюдо. Компьютерная игра «Укрась блюдо». (Приложение 5)

Гжель

Хохлома

Городец

Ученики из каждой группы подходят к компьютеру и украшают блюдо.

8. Какой вид орнамента является основным на изделиях представленных народных промыслов? (Растительный)

9. Элемент какого еще вида орнамента часто используется мастерами? Что он означает? (Птица, зооморфный)

10. А сейчас вы должны самостоятельно выполнить практическую работу: чтобы почувствовать себя настоящими мастерами вам надо создать орнамент и выполнить его в технике аппликации

Практическая работа.

А кто сможет ответить, что такое аппликация? Из чего она состоит? Какие способы прикрепления деталей вы можете назвать?

Перед работой вспомните, пожалуйста, правила ТБ при работе с ножницами.

Техника безопасности

  • Работа с ножницами
    • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленные от себя.
    • Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.
    • Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.
  • Санитарно-гигиенические правила.
    • Не работайте при плохом освещении. Свет должен падать слева.
    • Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.
    • Перед ответственным заданием давайте немного разомнемся.

Физминутка

Технологическая карта

№п/п Последовательность операций Материалы, инструменты
1 Нарисовать эскиз. Бумага, карандаш
2 Вырезать нужные элементы Самоклеящаяся бумага, ножницы
3 Составить композицию, соответственно эскизу Лист бумаги – фон, элементы росписи
4 Наклеить элементы аппликации. Баночка из под кофе

Как вы думаете, какое прикладное, практическое применение может иметь ваша работа – аппликация. Давайте украсим ею баночку из под кофе, и у нас получится красивый органайзер или прекрасная шкатулка.

Итог урока: аппликация на баночке. (Приложение 6)

10. А теперь я хочу вам показать, что можно сделать своими руками, используя компьютерные технологии.

Демонстрация изделий: подушки, пенал – туб. (Приложение 7)

Итак, мы с вами побывали лишь в трех уголках России, а чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти множество дорог и тропинок .С другими видами ДПИ и различными художественными приемами, используемыми народными мастерами вы будете знакомиться на следующих уроках.
Если вы решите связать свою будущую жизнь с народным творчеством, то можно научиться народному ремеслу в училищах, расположенных в тех городах и селах, где развиты народные промыслы.

А если вы выберите другую профессию, то пусть вам для создания маленьких шедевров помощником будет компьютер.
Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать труд людей, которые создали настоящие шедевры, вложили частичку своей души.

Литература:

  1. Старикова В.В. Уроки технологии с применением информационных технологий. М.: Планета, 2011 (Современная школа)
  2. Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся ОУ. М.: Вентана-Граф, 2012
  3. Интернет-ресурсы.