Цель: обобщить знания учащихся об орнаментальных комплексах и ДПИ
Задачи:
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду; знать центры художественных народных промыслов России;
- Закрепить знания учащихся об орнаментальных комплексах и декоративно-прикладном искусстве;
- Развивать умения сопоставлять, проводить сравнения, аналогии;
- Развивать творческий потенциал учащихся;
- Воспитывать познавательный интерес к изучению культуры народа, прививать интерес к изучению ремесел, стремление своими руками создавать красоту;
- Показать возможности компьютерных технология для создания произведений ДПИ
Оборудование:
- Карта с обозначением мест развития промыслов
- Компьютер и проектор
- Раздаточный материал
- Рабочие тетради по ДПИ
- Бумага, шаблоны
- Ножницы
- Цветные карандаши
Подготовительная работа:
– подобрать изображения элементов росписи
(ресурсы Интернет);
– распечатать изображения на самоклеющейся
бумаге с помощью цветного струйного принтера (на
весь лист) (Приложение 2);
– каждой группе подготовить сообщение об
истории народного промысла;
– создать слайдовую презентацию.
ХОД УРОКА
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим небольшое путешествие по нашей стране, побываем в тех уголках нашей Родины, о которых идет слава далеко за пределами России. Это (показывает на карте) (Приложение 1)
Село Гжель – Московская обл.,
Село Городец – Нижегородская обл.
Село Хохлома – Нижегородская обл.
Чем же прославились эти места? Эти населенные
пункты являются центрами художественных
народных промыслов. Откуда пошло это название
“промыслы”?
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная
техника была слишком проста, а малоплодородные
земли не давали хороших урожаев зерновых,
население было вынуждено “промыслите себе
пропитание”, т.е. заняться разными промыслами.
Потом промысловая продукция обменивалась на
хлеб и другие необходимые предметы. Люди
наблюдали за природой и отражали эти наблюдения
в произведениях народного творчества.
Постепенно трудовые навыки закреплялись.
Наиболее активное развитие народных промыслов
во всех регионах России пошло во второй половине
XIX века, наряду с ними возникла художественная
промышленность, где вещи производят в большом
количестве.
Сегодня художественные изделия, выполненные
народными мастерами, служат непременной частью
повседневной жизни человека. Они вошли в быт как
необходимые предметы.
Для каждого из промыслов характерен свой
ассортимент изделий, свои технические приемы,
свои художественные традиции.
1. Какой термин является синонимом народным промыслам?
Декоративно-прикладное искусство (от
лат.decoro – украшаю) раздел декоративного
искусства, охватывающий создание художественных
изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного
творчества отвечают требованиям: обладают
эстетическим качествам, рассчитаны на
художественный эффект, служат для оформления
быта и интерьера.
Такими произведениями являются: одежда, ткани,
мебель, фарфор, ювелирные и другие
художественные изделия.
Предметы декоративно – прикладного творчества
делятся по признакам: по материалу, по технике
исполнения, по назначению.
2. Назовите виды декоративно-прикладного искусства:
Виды декоративно – прикладного искусства: резьба по дереву и по кости, различные виды вышивки, вязания, плетения, чеканки, пирографии, витражей, мозаики и другие виды.
Итак, мы отправляемся с вами в путь, в центры народных промыслов. Сначала приглашаю вас в Подмосковье. К юго–востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к местному промыслу. (Презентация 1)
Слово мастерам Гжели (1 группа) – выступление учащихся.
Изделия из глины обязательно подвергали обжигу
в печи при высокой температуре. Постепенно
название этого села распространилось на всю
округу, где развился самый известный крупный
народный керамический промысел.
Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что
слава о них понеслась не только в нашей стране, но
и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть
“лучшею из всех делаемых в России”.
Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины,
кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки
людей и животных. Причем только два цвета
присутствуют в гжельской росписи – белый и
голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40
профессий принимают в этом участие. Почти все
операции выполняются вручную. Мастерицы
расписывают изделия с большой любовью, вкладывая
в них частицу своего сердца, доброту души.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
И.Кадухина
Нижегородская область славится своими деревянными изделиями. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются “коренные” – фабрика “Хохломской художник” в селе Семино Ковернинского района и объединение “Хохломская роспись” в селе Семенове Нижегородской области. Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и городецкого.
Давайте послушаем ваших одноклассников, которые приготовили нам сообщения о росписи по дереву.
Мастера из Хохломы (2 группа) – выступление учащихся.
Хохлома – село в 7 км. от Семенова, стоящего над рекой Узолой в Заволжье. Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь и на этой площади по определенным дням собиралась крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара (местное выражение) – самых разных изделий из дерева: бочек, саней, мочалок, топорищ, точеной расписной посуды, мелкой мебели. Купля-продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к началу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки стали любимыми в простом народе. Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими.
Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи, Куличино. Первые поселенцы этих деревень были беглые, укрывшиеся здесь от гонений за “старую веру”, от царского произвола, помещечьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. Они-то и смогли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. В изящных рисунках возникают похожие на ирисы и тюльпаны сказочные цветы. В каждом штрихе орнамента сквозит любовь к своему искусству. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, чистоту, красоту. А “травка”, цветы, ягоды и листья напоминают людям о молодости и силе.
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочнуюпесню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
Городецкие мастера (3 группа) – выступление учащихся.
Хотя и не сравнится Городецкая роспись по известности с хохломской, немало и она знаменита. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у Хохломы дела вершили четыре цвета, Городецкие краски пылали всей палитрой.
Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы – у Хохломы; сюжетные картинки “мещанского быта” – у Городецкой росписи. Вначале расписывали прялочное донце, затем с прялок перешли на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель, игрушки. Малыши 3-4 лет катают коляску и воображают себя на паре гнедых коней. Дети с удовольствием играют с этой игрушкой.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
И. Кадухина.
3. А теперь, ребята, я хочу проверить, кто из вас был самым внимательным в нашем путешествии. Я предлагаю вам выбрать элементы и собрать пазлы, и вы получите картинку с изображением промысла вашего села.(Приложение 3)
4. Чтобы закрепить, все, что вы узнали, давайте заполним сравнительную таблицу. (Приложение 4)
Народный промысел | В какой области РФ расположен народный промысел | Материал, на котором производится роспись | Какие цвета используются |
Гжель | |||
Хохлома | |||
Городец |
5. Сейчас вспомните, пожалуйста, что означает термин «орнамент». Мы с вами познакомились с ним на уроках ИЗО
Слово «Орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать.
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. (Презентация 2)
6. Какие виды орнаментов вы можете назвать?
- Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)
- Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)
- Зооморфный ( изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)
- Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)
7. Следующее задание состоит в том, что мастера из наших сел должны украсить блюдо. Компьютерная игра «Укрась блюдо». (Приложение 5)
Ученики из каждой группы подходят к компьютеру и украшают блюдо.
8. Какой вид орнамента является основным на изделиях представленных народных промыслов? (Растительный)
9. Элемент какого еще вида орнамента часто используется мастерами? Что он означает? (Птица, зооморфный)
10. А сейчас вы должны самостоятельно выполнить практическую работу: чтобы почувствовать себя настоящими мастерами вам надо создать орнамент и выполнить его в технике аппликации
Практическая работа.
А кто сможет ответить, что такое аппликация? Из чего она состоит? Какие способы прикрепления деталей вы можете назвать?
Перед работой вспомните, пожалуйста, правила ТБ при работе с ножницами.
Техника безопасности
- Работа с ножницами
- Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленные от себя.
- Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.
- Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.
- Санитарно-гигиенические правила.
- Не работайте при плохом освещении. Свет должен падать слева.
- Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.
- Перед ответственным заданием давайте немного разомнемся.
Физминутка
Технологическая карта
№п/п | Последовательность операций | Материалы, инструменты |
1 | Нарисовать эскиз. | Бумага, карандаш |
2 | Вырезать нужные элементы | Самоклеящаяся бумага, ножницы |
3 | Составить композицию, соответственно эскизу | Лист бумаги – фон, элементы росписи |
4 | Наклеить элементы аппликации. | Баночка из под кофе |
Как вы думаете, какое прикладное, практическое применение может иметь ваша работа – аппликация. Давайте украсим ею баночку из под кофе, и у нас получится красивый органайзер или прекрасная шкатулка.
Итог урока: аппликация на баночке. (Приложение 6)
10. А теперь я хочу вам показать, что можно сделать своими руками, используя компьютерные технологии.
Демонстрация изделий: подушки, пенал – туб. (Приложение 7)
Итак, мы с вами побывали лишь в трех уголках
России, а чтобы познакомиться с другими
промыслами, снова нужно пройти множество дорог и
тропинок .С другими видами ДПИ и различными
художественными приемами, используемыми
народными мастерами вы будете знакомиться на
следующих уроках.
Если вы решите связать свою будущую жизнь с
народным творчеством, то можно научиться
народному ремеслу в училищах, расположенных в
тех городах и селах, где развиты народные
промыслы.
А если вы выберите другую профессию, то пусть
вам для создания маленьких шедевров помощником
будет компьютер.
Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать
труд людей, которые создали настоящие шедевры,
вложили частичку своей души.
Литература:
- Старикова В.В. Уроки технологии с применением информационных технологий. М.: Планета, 2011 (Современная школа)
- Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся ОУ. М.: Вентана-Граф, 2012
- Интернет-ресурсы.