Планируемые результаты:
- предметные – должны знать внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материковой и океанической земной коры.
- метапредметные – должны уметь показывать по карте объекты.
- личностные – ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Образовательные ресурсы: таблица «Внутреннее строение Земли», «Физическая карта полушарий», атласы, раздаточный материал с заданиями, карточки с нужными словами для выполнения заданий.
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Технология урока: диалогическое общение в личностно-коммуникативной технологии.
Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с картой, составление схемы, анализ рисунков учебника, работа с текстом.
Технологическая карта урока
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Формируемые результаты |
Постановка цели | Просит учащихся прочитать текст,
находящийся в раздаточных материалах. Задаёт вопросы: «Знакомо ли вам содержание текста? Так о чём же мы будем говорить на уроке? Ну, раз тема знакома, значит, мы будем не просто говорить, а повторять, обобщать знания по теме «Литосфера». |
Читают текст, обдумывают,
размышляют. Отвечают, что текст знаком, об
этом говорили на уроках. |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения. |
Актуализация знаний. | 1. Организует повторение изученного
ранее материала. 2. Предлагает вспомнить что собой представляет строение Земли. Затем выполнить задание №1. Предлагает внести соответствующие названия в схему, показывающую строение Земли. Задаёт вопросы: «Подумайте, почему изучение состава метеоритов может служить доказательством наличия у Земли металлического ядра? Гранит можно встретить повсеместно на материках, а в океане можно его встретить? » 1. Предлагает обратиться к заданию №2. |
Дети исключают лишнее слово (рельеф),
т.к. оно не относится к строению Земли.
Предполагаемые ответы: Потому что и Земля, и метеориты – это космические тела, поэтому у них много общего, значит, и строение может быть схоже. Нет, т.к. гранитный слой не входит в состав океанической земной коры, значит, и встретить в океане мы его не можем, если только на шельфе. Выполняют задание в парах. Делают отчё ты о проведенной работе. |
Способность применять систему
знаний, при решении учебных
задач. Способен использовать знаково-символьную систему и логические операции.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской деятельности. |
Выдвижение гипотезы и определение возможности её подтверждения. | После рассмотрения гипотез,
предлагается обратить внимание на поверхность
земной коры. Ответить на вопросы: – Земная кора сложена различными горными породами. Везде ли породы залегают равномерно? – Что является главной причиной разнообразия рельефа и его изменения? 1. Организует работу по
составлению схемы. |
Предлагают гипотезы. Предполагаемые ответы: (Неровности земной
коры – рельеф, горы и равнины формируются за счёт
неравномерного залегания горных пород. |
Способность решать проблемы для
осуществления учебной деятельности. Формулировать гипотезу. |
Практическая работа с картой. | Учитель предлагает обратиться к заданию № 4 и выполнить работу с картой. Определить самые высочайшие вершины мира. | Внешние факторы способствуют
образованию равнин, а внутренние формируют горы. Учащиеся, работая в парах, находят вершины и по завершении задания отмечают их место нахождения на карте у доски особыми знаками. |
Умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе выбирать наиболее
эффективные способы решения познавательных
задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Подведение итогов работы. Рефлексия. | 1. Организует работу. Просит обратиться к предложенному тесту. 2. Организует обсуждение и оценивание работ. |
Работают с тестом, осуществляют
взаимопроверку, сверяют ответы с
предложенными ответами на доске. Оценивают правильность выполнения работы товарищей. |
Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения. Способность осуществлять рефлексию собственной деятельности. |