Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое положение страны и итоги реализации экономической политики во второй половины 80-х годов XX века.
Задачи урока:
- установить причины неудач в реформировании экономики в середины 80 – х годов XX века;
- доказать на конкретных примерах провал экономической политики М.С. Горбачева и ухудшения социально-экономической ситуации в стране и в частности в Кузбассе;
- показать зарождение и рост забастовочного движения в стране, и особенно в Кемеровской области;
- продолжать формирование навыков исследовательской работы с историческими источниками и на их основе излагать свою оценку событиям.
- вызвать у учащихся большую заинтересованность к вопросам изучения своей малой Родины.
Содержание урока: Крах экономической политики. Падение национального дохода. Увеличение денежной массы. Паника на потребительском рынке, дефицит товаров. Трудовые конфликты, рост забастовочного движения.
Основные понятия: теневая экономика, инфляция, перестройка, ускорение, хозрасчет, забастовка, дефицит.
Оборудование урока: учебники: О.В. Волобуев – «Россия и мир» 11 класс, Левандовский А.А., Щетинов Ю.А, «История России XX – начало XXI века» 11 класс; раздаточный материал с историческими документами и статистическими таблицами, наглядный материал, компьютер, диск «Портрет президента» – автор Л. Млечин.
Тип урока – комбинированный
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания: работа с
индивидуальной карточкой «М.С.Горбачев»
3. Итоги экономических реформ М.С.Горбачева
4. Кризис потребления в СССР в период перестройки
и подъем забастовочного движения в 1989 г
5. Кузбасс летом 1989 г.
6. Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступительное слово учителя
Объявление темы урока: Тема нашего урока
«Кризис потребления и подъем забастовочного
движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»
Цель и задачи урока записаны на доске.
Актуальность темы заключается в следующих
аспектах:
1. Огромное влияния событий конца 80-х годов на дальнейшее развитие страны. 2.Более полное изучение вопросов нашей малой Родины.
Формы работы:
1. Проверка домашнего задания – работа с
карточкой – заданием «М.С. Горбачев».
2. Итоги экономических реформ – работа с
учебниками: А.А. Левандовский стр. 314 –
315 и учебник О.В.Волобуева стр. 258.
3. Кризис потребления в СССР и подъем
забастовочного движения в 1989 г. Работа с
учебниками: Левандовский А.А.– стр. 316 и
Волобуев О.В. – стр.258. Выполнение задания №1,
задания №2 (Приложение 3)
4. Кузбасс летом 1989 г. Работа с раздаточным
материалом (Приложение 1)
Основная часть
1. Проверка домашнего задания. Раздача карточек – задание «М.С.Горбачев» (Приложение 2). Ответить на вопросы 1-7. Задание рассчитано на 5 мин. Затем по возможности одного или двух учеников попросить прочитать свои ответы.
2. Итоги экономических реформ М.С.Горбачева и Н.И Рыжкова. (5 мин.)
Нам необходимо сегодня на уроке самостоятельно
подвести итоги экономических реформ
М.С.Горбачева и Н.И.Рыжкова.
Алгоритм работы: Задание по рядам: 1 ряд – Учебник
А.А. Левандовского стр. 314-315 и 2 ряд – учебник
О.В.Волобуева – стр.258. Необходимо
прочитать указанные страницы в учебниках и дать
оценку реформ. Выслушать ответы учащихся (1-2) с
каждого ряда.
3. Кризис потребления в СССР и подъем забастовочного движения в 1989 г.
При изучении указанных вопросов мы будем
опираться на работу с документами:
Задание №1 и Задание №2 (Вопросы в конце
раздаточного материала). И документ №1
«Резолюция 1 съезда шахтеров СССР по вопросам
социально – экономического положения» г. Донецк,
июнь 1990 г. Задание также возможно распределить по
рядам и по прочтению документов выслушать по
одному представителю от каждого ряда.
4. Кузбасс летом 1989 г.
Особенно напряженная и острая социально – экономическая обстановка сложилась летом 1989 г. в Кузбассе. Это выразилась в колониальной политике министерств и ведомств, которая выражалась в деградации почв, отравленной атмосфере и рек и вырубленные леса. И перестройка, которая продолжалась 4 года, не принесла изменений к лучшему. Кузбасс давал стране продукции на 17 млрд. рублей, а получал дотации на 1.3 млрд. рублей. Тотальный дефицит продуктов питания и предметов повседневного спроса, гигантские очереди и тревога за будущее не могли не сказаться на настроениях шахтеров и они поднялись на борьбу. 10 – 20 июля 1989 г. в Кузбассе прошла мощная забастовка, которая потрясла всю страну. (Динамика забастовок на стенде «Сегодня на уроке»).
Ознакомление учащихся с фрагментом статьи
«Хроника событий», взятой из книги В.
Костюковского «Кузбасс. Жаркое лето 1989 г.».
Работа с раздаточным материалом № 3 «Протокол о
согласованных мерах между региональным
забастовочным комитетом Кузбасса и комиссией ЦК
КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС».
Прочитать документ и ответить на вопрос:
Перечислить основные цели и задачи Союза
трудящихся
Кузбасса?
Возможно выступление ученика с сообщением
«Начало рабочего движения в Кузбассе».
Подведение итогов урока
1. Оценка работы учащихся: а) индивидуальная Б)
групповая.
2. Итоги и оценка реформ М.С.Горбачева
Основные итоги:
- Развал командной экономики, разрушение союзного народо-хозяйственного комплекса, распад единого экономического пространства.
- Резкое падение уровня жизни советского народа.
- Рост забастовочного движения в СССР в конце 80-х годов.
- Кузбасс становится одним из основных центров забастовочного движения.
- Забастовка в Кузбассе в июле 1989 года оказала огромное влияние на дальнейшее обострение обстановки в стране и укреплению оппозиции М.С.Горбачеву в лице Б.Н.Ельцина.
Домашнее задание: 37-38, стр. 257-258. Россия и мир. XX век. 11 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Понамарев, В.А. Рогожкин.