Урок по теме «Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»

Разделы: История и обществознание


Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое положение страны и итоги реализации экономической политики во второй половины 80-х годов  XX века.

Задачи урока:

  • установить причины неудач в реформировании экономики в середины 80 – х годов XX  века;
  • доказать  на конкретных примерах провал экономической политики М.С. Горбачева и ухудшения социально-экономической ситуации в стране и в частности в Кузбассе;
  • показать зарождение и рост забастовочного движения в стране, и особенно в Кемеровской области;
  • продолжать формирование навыков исследовательской работы с историческими источниками и на их основе излагать свою оценку  событиям.
  • вызвать у учащихся большую заинтересованность к вопросам изучения своей малой Родины.

Содержание урока: Крах экономической политики. Падение национального дохода. Увеличение денежной массы. Паника на потребительском рынке, дефицит товаров. Трудовые конфликты, рост забастовочного движения.

Основные понятия: теневая экономика, инфляция, перестройка, ускорение, хозрасчет, забастовка, дефицит.

Оборудование урока: учебники: О.В. Волобуев – «Россия и мир» 11 класс, Левандовский А.А., Щетинов Ю.А, «История России XX – начало XXI века» 11 класс; раздаточный материал с историческими документами и статистическими таблицами, наглядный материал, компьютер, диск «Портрет президента» – автор Л. Млечин.

Тип урока – комбинированный

План урока:

1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания: работа с индивидуальной карточкой «М.С.Горбачев»
3. Итоги экономических реформ М.С.Горбачева
4. Кризис потребления в СССР в период перестройки и подъем забастовочного движения  в 1989 г
5. Кузбасс летом 1989 г.     
6. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

Организационный момент. Вступительное слово учителя

Объявление темы урока:  Тема нашего урока «Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»
Цель и задачи урока записаны на доске.  Актуальность темы заключается в следующих аспектах:

1. Огромное влияния событий конца 80-х годов на дальнейшее  развитие страны. 2.Более полное изучение вопросов нашей малой Родины.

Формы работы:

1. Проверка домашнего задания –  работа с карточкой – заданием  «М.С. Горбачев».
2. Итоги экономических реформ – работа с учебниками: А.А. Левандовский   стр. 314 – 315  и учебник О.В.Волобуева стр. 258.
3. Кризис потребления в СССР  и подъем забастовочного движения в 1989 г.  Работа с учебниками: Левандовский А.А.– стр. 316  и Волобуев О.В. – стр.258. Выполнение задания №1, задания №2 (Приложение 3)
4. Кузбасс летом 1989 г.  Работа с раздаточным материалом (Приложение 1)

Основная часть

1. Проверка домашнего задания.  Раздача карточек – задание «М.С.Горбачев» (Приложение 2). Ответить на вопросы 1-7. Задание рассчитано на 5 мин. Затем по возможности одного или двух учеников  попросить прочитать свои ответы.

2. Итоги экономических реформ М.С.Горбачева и Н.И Рыжкова. (5 мин.)

Нам необходимо сегодня на уроке самостоятельно подвести итоги экономических реформ М.С.Горбачева и Н.И.Рыжкова.
Алгоритм работы: Задание по рядам: 1 ряд – Учебник А.А. Левандовского стр. 314-315 и 2 ряд – учебник О.В.Волобуева – стр.258.   Необходимо прочитать указанные страницы в учебниках и дать оценку реформ. Выслушать ответы учащихся (1-2) с каждого ряда.

3. Кризис потребления в СССР и подъем забастовочного движения в 1989 г.

При изучении указанных вопросов мы будем опираться на работу с документами:
Задание №1 и Задание №2 (Вопросы в конце раздаточного материала). И документ №1 «Резолюция 1 съезда шахтеров СССР по вопросам социально – экономического положения» г. Донецк, июнь 1990 г. Задание также возможно распределить по рядам  и по прочтению документов выслушать по одному представителю от каждого ряда.

4. Кузбасс летом 1989 г.  

Особенно напряженная и острая социально – экономическая обстановка сложилась летом 1989 г. в  Кузбассе. Это выразилась в колониальной политике министерств и ведомств, которая выражалась в деградации почв, отравленной атмосфере и рек и вырубленные леса. И перестройка,  которая продолжалась 4 года, не принесла изменений к лучшему. Кузбасс давал стране продукции на 17 млрд. рублей, а получал дотации на 1.3 млрд. рублей. Тотальный дефицит продуктов питания и предметов повседневного спроса, гигантские очереди и тревога за будущее не могли не сказаться на настроениях шахтеров и они поднялись  на борьбу. 10 – 20 июля 1989 г. в Кузбассе прошла мощная забастовка, которая потрясла всю страну. (Динамика забастовок на стенде «Сегодня на уроке»).

Ознакомление учащихся с фрагментом  статьи «Хроника событий», взятой из книги В. Костюковского «Кузбасс. Жаркое лето 1989 г.».
Работа с раздаточным материалом № 3 «Протокол о согласованных мерах между региональным забастовочным комитетом Кузбасса и комиссией ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС».  Прочитать документ и ответить на вопрос: Перечислить основные цели и задачи Союза трудящихся Кузбасса?         
Возможно выступление ученика с сообщением «Начало рабочего движения в Кузбассе». 

Подведение итогов урока

1. Оценка работы учащихся: а) индивидуальная Б) групповая.
2. Итоги и оценка реформ М.С.Горбачева

Основные итоги:

  • Развал командной экономики, разрушение союзного народо-хозяйственного комплекса, распад единого экономического пространства.
  • Резкое падение уровня жизни советского народа.
  • Рост забастовочного движения в СССР в конце 80-х годов.
  • Кузбасс становится одним из основных центров забастовочного движения.
  • Забастовка в Кузбассе в июле  1989 года оказала огромное влияние на дальнейшее обострение обстановки в стране и укреплению оппозиции М.С.Горбачеву в лице Б.Н.Ельцина.

Домашнее задание: 37-38, стр. 257-258. Россия и мир. XX век. 11 кл. :  учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев,  В.А.Клоков, М.В.Понамарев, В.А. Рогожкин.