Формирование персонального стиля учения младшего школьника на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Реализуемый в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) призван обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся [4]. Успешность решения этой задачи в значительной степени может быть обеспечена через выработку индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

В последнее время по этому поводу появилось немало публикаций. В них исследователи утверждают, что построение образовательного процесса, который максимально учитывал бы индивидуальные особенности ребенка, напрямую связано с идеей персонального познавательного стиля (М.И. Башмаков, Е.А. Богданова, Д.Б. Богоявленская, Б.М. Величковский, М.А. Холодная, В.Э. Черник и др.).

Однако среди работ нет таких, в которых раскрывалась бы и сама эта идея, и методический инструментарий её воплощения на практике применительно к образовательной области «Филология». В этой связи была сформулирована проблема: возможно ли формировать персональный стиль учения младшего школьника при изучении образовательной области «Филология»? Как, какими средствами и при каких условиях можно этого достичь на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения? Возможно ли начинать эту работу в первом классе?

Данная проблема потребовала своего исследования, что и было предпринято в рамках разработки методической темы, выбранной нами. В данной статье представлены некоторые промежуточные итоги и выводы, которые, надеемся, будут полезны профессиональному сообществу. Прежде всего, автору статьи, не претендуя на полноту, важно показать при помощи каких заданий, форм работы и игровых приемов, а также упражнений различные стили учения могут реализовываться в обучении младших школьников чтению и письму.

Алгоритмический стиль

Примеры:

1. Применение алгоритма

На уроках обучения грамоте постепенно, приобретая новые знания, вместе с учащимися, мы составляем алгоритм – сказку про звуки и буквы. С каждым следующим уроком алгоритм – сказка становится всё длиннее. На этапе урока «Актуализация знаний» учитель предлагает вспомнить нашу умную сказку и рассказать её, используя план (алгоритм на доске):

Рисунок 1.  План-алгоритм.

В некотором царстве, в некотором государстве, в стране Знаний, жили-были дети 1А класса. Они узнали, что для общения человек использует речь. Наша речь бывает устной и письменной. Устная речь, когда мы говорим и слышим, письменная речь, когда мы пишем и видим. Речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв в письменной речи и из звуков в устной речи. Звуки бывают гласные и согласные. Дальше даётся характеристика звука, с которым знакомились на предыдущем уроке.

2. Составление алгоритма к правилу

Простейшие случаи составления алгоритмов полезно формировать уже в начальной школе, тогда не придется одни и те же правила «изучать» несколько раз в средних и старших классах.
Известно, что при написании проверяемых безударных гласных корня и парных согласных одна из причин ошибок в работах младших школьников состоит в том, что учащиеся не знают, как применить правило, какие операции и в каком порядке для этого надо выполнить. На помощь здесь может прийти использование алгоритмов:

I. Алгоритм написания проверяемых безударных гласных:

1) Найдите в слове ударный слог (поставить ударение).
2) Выделите (подчеркните) безударные гласные.
3) Подберите однокоренные слова, поставьте в них ударение.
4) Выберите из этих слов проверочные (те, в которых проверяемая гласная стоит под ударением).
5) Объясните написание данного слова.

II. Алгоритм написания парных согласных:

1) Найдите в предложении слова, в которых согласный звук стоит перед согласным или на конце слова и, следовательно, требует проверки.
2) Выделите этот согласный, назовите его парный по звонкости-глухости.
3) Подберите родственное слово (или измените слово).
4) Из числа подобранных родственных слов (или форм слова) выберите то, которое пригодно для проверки, т. е. содержит проверяемую фонему в сильной позиции.
5) Проверьте одним проверочным словом или по заданию учителя двумя.
6) Произнесите проверяемые слова, выделите голосом фонемы [плош'ат'] — пло-ща-ди.
7) Запишите слова.

3. Исполнение алгоритма

1) Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, дальше, до конца строки продолжите самостоятельно.
2) «Склеенное предложение».
а) Отделите слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина
БОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА
б) Отделите слова в предложении и предложения друг от друга.
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГААДЕТИСЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИОЗЯБЛИЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША

Переводческий стиль

Примеры:

1. Два символа, которые определенным образом связаны друг с другом, или, как говорят, находятся в определенном отношении, образуют пару. Подберите из вариантов ответов пару к третьему символу так, чтобы во второй паре сохранялось то же отношение между символами. (Правильный ответ подчеркнут.)

  1. А—Я             У—...                  Б, И, Ю, Э, Ч.
  2. К — Г            Д—...                   Л, Т, Р, Б, И.
  3. Й — Ж           Ч —…                 В, Ю, Ш,Р, Д.
  4. Горох — боб, персик —... (кожура, дерево, яблоко, еда, плод)
  5. Птица — самолет, рыба —... (кит, вертолет, машина, чайка, корабль)
  6. Дядя Степа — Гулливер, Дюймовочка — (мышка, гном, лилипут, Мальчик-с-пальчик, Иванушка)
  7. Дерево — ветка, книга —... (буква, листья, слово, страница, древесина)

Дедуктивный стиль

Примеры:

1. Дан ряд символов. Найдите лишний и обоснуйте ответ. (Правильные ответы указаны в скобках).

Какая буква, слог, слово

  1. А, в, К, Ь, Я, Ш               (в)
  2. Л, М, Н, О, С, П              (О)
  3. Ф, Ж, Я, О, М, У             (Я)
  4. Стол, волк, заяц, двор, куст, гриб (заяц— это слово состоит из двух слогов);
  5. Сосна, мышка, банка, книга, навес (книга— из этого слова нельзя составить новое, переставив слоги местами).

2. Найдите закономерность, скрытую в данной последовательности, и продолжите ряд. (Правильные ответы указаны в скобках).

  1. А, В, Д, Ё, 3...         (К)
  2. День, соль, роль, лань...  (конь, пень);
  3. Корова, собака, коза, кошка... (лошадь, овца).

Комбинаторный стиль

Примеры:

1) Игра-ребус «Цветы». Для проведения игры подобрать иллюстрации цветов: астры, лилии, ромашки, тюльпаны, васильки, розы, ландыши.

— Ах, вокруг цветы, цветы небывалой красоты!

Вопросы детям:

– Какие цветы изображены?
– Какой цветок лишний? По какому признаку мы будем рассматривать цветы? (Есть ли в названии цветка гласный звук [а]?)
– Произносите названия цветов чётко, ясно. Слушаем звуки (лишний цветок тот, в названии которого нет гласного звука [а]).
– На какие ещё группы можно разделить эти цветы?
– По какому признаку?» (Где они растут? В игре даны примеры садовых и лесных цветов).

2) Решите анаграммы. В каждом столбике найдите и зачеркните лишнее слово.

АПНИСЕЛЬ АШНИ АЧУТ
ЯШВИН ИШОЛ ИЩПА
ЁСВАЛК ЬИТШ АЧЩА
ШУРГА КЛОША ПИТАЦ
ЁСВАЛК УШВИКН ОЩРА

Игровой стиль

Интеллектуальные, познавательные игры, дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

Примеры:

Игра «Маленький жук»

Игра на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм.
Дано поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде учителя и может ползти вверх, вправо, влево. Учитель диктует ходы, а обучающиеся передвигают по полю жука в нужном направлении, делая это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя.
Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.

Игра «Магазин» [2]

Эта игра развивает сознательное отношение к урокам обучения грамоте, прививает любовь к чтению, активизирует работу учащихся на уроке.
На доске выставлены картинки с изображением ярких игрушек (можно использовать стандартные штампы). На оборотной стороне на первых этапах обучения печатают карандашом слоги, позднее слова, а затем предложения, связные тексты на изучаемую букву.
— Ребята, вы любите ходить в магазин игрушек? Почему? Сейчас вы тоже побываете в сказочном магазине игрушек. В нем находятся разные звери и птицы, овощи и фрукты, машины и куклы. Каждый из вас сможет купить себе самую любимую игрушку. Но, чтобы туда попасть, надо правильно и громко прочитать текст на оборотной стороне картинки.

Игра «Кто правильно? Кто больше?» [2]

Эта игра помогает не только определить, кто из детей затрудняется в составлении слов, но и выявить причину трудности (может быть, у ученика еще маленький словарный запас, а может быть, он еще не знает (или забыл) буквы). Выявленные причины помогают быстрее находить пути устранения имеющихся недостатков.
На доске напечатано слово: СОВА.
Четыре обучающихся выходят к доске и составляют слова, начинающиеся с одной из указанных букв. Каждый из вызванных учеников записывает слова под первой буквой столбиком. Остальные дети самостоятельно выполняют это задание в своих тетрадях для печатания (по группам). Через определенное время выполнение задания проверяется, определяются победители среди тех, кто писал у доски, и среди учащихся, писавших самостоятельно. Победитель определяется по количеству верно записанных слов.

Игра «Загадки от Почтальона Печкина»

Эта игра развивает познавательные способности детей, формирует у них умение вычленять в слове отдельные звуки, что имеет большое значение для выработки в дальнейшем навыков грамотного письма и чтения.
Детям сообщается, что пришло письмо от Почтальона Печкина, который просит отгадать его загадки. Читаем письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я живу на даче. Очень часто я гуляю в лесу. В нем много грибов. Я люблю собирать грибы. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в названиях есть звук [р] (боровики, грузди, рыжики, сыроежки), звук [т] (маслята), звук [с] (сыроежки, свинушки, маслята), звук [к] (подберёзовики, подосиновики, рыжики, сыроежки, боровики)».

Игра «Свяжи слова». Игра на развитие смысловой памяти.

Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Педагог зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары (интервал 5 секунд).

После прочтения всех пар (для одной игры выбирается 5-6 пар), через минуту, педагог зачитывает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.

СЛИВА-ЛАМПА, СИНИЦА-СЕСТРА, ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ, МУХОМОР-ДИВАН, БОТИНКИ-САМОВАР, ГРАФИН-БРАТ, ЖУК-КРЕСЛО, ГРЕБЕНЬ-ЗЕМЛЯ, КОМПАС-КЛЕЙ, КИТ-БУМАГА, СПИЧКИ-ОВЦА, ТЕРКА-МОРЕ, ШЛЯПА-ПЧЕЛА, РЫБА-ПОЖАР.

На данном этапе исследования рано делать выводы о сформированности или несформированности тех или иных способов деятельности у первоклассников. Однако, уже сейчас очевидно, что разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей. Ведь каждый знает, что радость в учении там, где успех.

Литература:

  1. Богданова, E.A. Формирование персонального стиля учения младшего школьника: монография [Текст] / Е.А. Богданова. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 128 с. — (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  2. Вавилова, Н.М. Роль игры в период обучения грамоте. [Текст] / Н.М. Вавилова // Начальная школа. — 1986. — №9 — С.19-21.
  3. Горшкова, Т.Е., Космочевская, Е.И., Финкельштейн, Э.Б. Как найти закономерность? [Текст] / Т.Е. Горшкова // Начальная школа. — 1989. — №7. — С.29 – 33.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа : минобрнауки.рф/документы/922. — Дата обращения: 26.01.2015.
  5. Юрген, А.Г. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А.Лука и И.Хорола. [Текст] / А.Г. Юрген. — Санкт-Петербург, «Лань», 1995.— 160 с.
  6. Юшкова, Л.М. Совершенствование техники чтения [Текст] / Л.М. Юшкова // Начальная школа. — 1989. — №5. — С.15-16.