В современных условиях к ученикам начальных классов предъявляется требование уверенно работать с текстом. Самое главное умение – понимать прочитанное и ориентироваться в прочитанном.
Начинать эту работу необходимо как можно раньше и продолжать ее, желательно, на каждом уроке. Так, например, данный урок направлен на закрепление умения правильно писать орфограмму «парный согласный в слове». Казалось бы, можно и нужно давать тренировочные упражнения:
- на нахождение данной орфограммы в слове,
- на подбор проверочного слова,
- на подбор слова с парной согласной на конце слова или в середине слова к данному проверочному.
Но я считаю, что необходимо включить в урок и работу с текстом для того, чтобы развивать умения:
- понимать прочитанное,
- видеть и обозначать начало и конец предложений,
- находить и правильно выделять грамматическую основу предложения,
- видеть в тексте «опасные места» и объяснять изученные орфограммы,
- выписывать из текста слова согласно заданию, распределяя их в таблицу.
Такая работа создаёт условия для самостоятельного применения учениками имеющихся у них предметных знаний и общеучебных навыков, а также позволяет разнообразить работу на уроке, исходя из тех задач, которые должны быть решены в процессе обучения.
Целевые установки:
- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя;
- повторить сведения об изученных орфограммах;
- совершенствовать умения находить в словах орфограммы на изученные правила письма, сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слов, объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки его написания;
- развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания. Чтение слов с парным согласным звуком, объяснение их написания.
2. Устно. Подбор к данному учителем слову однокоренного так, чтобы в нём был парный по глухости-звонкости согласный в конце или перед согласным:
берёза (берёзка), сказочный (сказка), гладенький (гладкий), морозный (мороз), народный (народ), ягода (ягодка), медведица (медведь), коровушка (коровка).
Обобщение: «Одинаково или по-разному пишутся гласные и согласные в корне однокоренных слов?» Определение задач урока: «Какие орфограммы вы будете сегодня повторять? Чему будете учиться?»
3. Работа над предложением и текстом
Задание: определить, сколько предложений в тексте. Записать, обозначая начало и конец предложений. В пятом предложении подчеркнуть основу. Подчеркнуть все изученные орфограммы.
Текст выводится на экран через проектор.
Гололёд
Осинки и берёзки покрыты снежком днём была оттепель снег на земле стал рыхлым ночами мороз крепчает на снегу образовалась крепкая ледяная корка птицам не достать из-под неё пищу.
Воспроизведение изученных правил и общих способов проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в конце слов и перед согласным: 1) изменить слово; 2) подобрать однокоренное слово.
Обобщение: гласные и согласные в корне одних и тех же слов и в однокоренных словах пишутся одинаково.
4. Распределительный диктант: в первом столбике записываются слова с безударным гласным звуком в корне слова, если можно подобрать проверочное, оно пишется на полях, во втором столбике — слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне или в конце слова – проверочное на полях. Слова для диктанта выбираем из получившегося текста.
5. Взаимопроверка с объяснением написания орфограмм, оценка детьми правильности выполнения работы.
6. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Какие буквы в словах требуют проверки на письме?»
7. Домашнее задание