«Обобщение знаний об изученных правилах письма». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


В современных условиях к ученикам начальных классов предъявляется требование уверенно работать с текстом. Самое главное умение – понимать прочитанное и ориентироваться в прочитанном.

Начинать эту работу необходимо как можно раньше и продолжать ее, желательно, на каждом уроке. Так, например, данный урок направлен на закрепление умения правильно писать орфограмму «парный согласный в слове». Казалось бы, можно и нужно давать тренировочные упражнения:

  • на нахождение данной орфограммы в слове,
  • на подбор проверочного слова,
  • на подбор слова с парной согласной на конце слова или в середине слова к данному проверочному.

Но я считаю, что необходимо включить в урок и работу с текстом для того, чтобы развивать умения:

  • понимать прочитанное,
  • видеть и обозначать начало и конец предложений,
  • находить и правильно выделять грамматическую основу предложения,
  • видеть в тексте «опасные места» и объяснять изученные орфограммы,
  • выписывать из текста слова согласно заданию, распределяя их в таблицу.

Такая работа создаёт условия для самостоятельного применения учениками имеющихся у них предметных знаний и общеучебных навыков, а также позволяет разнообразить работу на уроке, исходя из тех задач, которые должны быть решены в процессе обучения.

Целевые установки:

  • учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя;
  • повторить сведения об изученных орфограммах;
  • совершенствовать умения находить в словах орфограммы на изученные правила письма, сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слов, объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки его написания;
  • развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Чтение слов с парным согласным звуком, объяснение их написания.

2. Устно. Подбор к данному учителем слову однокоренного так, чтобы в нём был парный по глухости-звонкости согласный в конце или перед согласным:

берёза (берёзка), сказочный (сказка), гладенький (гладкий), морозный (мороз), народный (народ), ягода (ягодка), медведица (медведь), коровушка (коровка).

Обобщение: «Одинаково или по-разному пишутся гласные и согласные в корне однокоренных слов?» Определение задач урока: «Какие орфограммы вы будете сегодня повторять? Чему будете учиться?»

3. Работа над предложением и текстом

Задание: определить, сколько предложений в тексте. Записать, обозначая начало и конец предложений. В пятом предложении подчеркнуть основу. Подчеркнуть все изученные орфограммы.

Текст выводится на экран через проектор.

Гололёд

Осинки и берёзки покрыты снежком днём была оттепель снег на земле стал рыхлым ночами мороз крепчает на снегу образовалась крепкая ледяная корка птицам не достать из-под неё пищу.

Воспроизведение изученных правил и общих способов проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в конце слов и перед согласным: 1) изменить слово; 2) подобрать однокоренное слово.

Обобщение: гласные и согласные в корне одних и тех же слов и в однокоренных словах пишутся одинаково.

4. Распределительный диктант: в первом столбике записываются слова с безударным гласным звуком в корне слова, если можно подобрать проверочное, оно пишется на полях, во втором столбике — слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне или в конце слова – проверочное на полях. Слова для диктанта выбираем из получившегося текста.

5. Взаимопроверка с объяснением написания орфограмм, оценка детьми правильности выполнения работы.

6. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Какие буквы в словах требуют проверки на письме?»

7. Домашнее задание

Приложение 1