Урок 87 (§ 2.32). Тема: Умножение и деление трехзначных чисел.
Цели урока: Добиться усвоения и применения алгоритма устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при умножении и делении двузначных чисел;
Задачи:
- Формировать умение решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида: находить частное и произведение трёхзначных чисел, запись которых оканчивается нулями.
- Способствовать формированию у учащихся осознанность в учебной деятельности, способности к самообразованию; развивать умение решать жизненные задачи средствами предмета «математика». Развивать логического мышления, умения формулировать учебную задачу, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, находить и исправлять собственные ошибки. строить высказывания, продолжить учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты своей работы .
- Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Тип урока: открытие нового знания.
Технология деятельностного метода.
Метод: проблемно-диалогический.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, таблица самоанализа, раздаточный материал.
Самоанализ
Это первый урок по теме «Деление и умножение трехзначных чисел», урок открытия новых знаний.
Урок построен в соответствии с программными требованиями, проведен в классе с наполняемостью 20 ученика, дети имеют разный уровень развития, 5 учеников в классе – слабоуспевающие, 1 ученик одаренный – именно по предмету математика, а число средних учеников преобладает над сильными. Поэтому особенности класса были учтены при планировании урока, заготовлены заранее индивидуальные карточки для слабых и сильных учеников.
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательной. Была поставлена триединая цель к уроку:
Основные цели
- развивать интеллектуальные умения: формировать мыслительные операции классификации, анализа и синтеза на основе решения предлагаемых задач,
- развивать коммуникативные умения: самостоятельно находить необходимую информацию в тексте учебника,
- развивать организационные умения: самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать и исправлять ошибки.
Мотивация учащихся стимулировалась нетрадиционной формой урока .На уроке осуществляется межпредметная связь с окружающим миром, что позволяет разнообразить методы и приемы работы, повысить мотивацию учащихся, обеспечить радость познания в условиях сотрудничества. На уроке использована информационно-коммуникационная технология обучения. Обучение происходит на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением современных средств (источников) информации – компьютера.
Урок состоит из трех основных этапов:
I этап – организационный; цель его – ориентировка в теме предстоящего урока, актуализация прежних знаний по теме, создание мотивации и совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности.
II этап – основной, закрепление полученных ранее знаний. Использована групповая работа, работа в парах. Ученики применяли свои знания в различных ситуациях: в самостоятельной работе, в решении задачи.
III этап – завершающая стадия,Кроме занятий по математике была осуществлена метапредметная связь, говорили с о нашем общем доме – планете Земля .Сделан вывод, что человек неотделим от природы, он учится у природы. И он должен уважать законы природы, и только в содружестве с ней люди могут быть счастливы
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Орг. момент. Мотивация к деятельности
– Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Приложение 1 Слайд 2
– Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.
– Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.
– Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.
– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.
Сегодня наш урок мне хочется начать словами английского философа Роджера Бэкона о математике: "Тот, кто не знает математики, не может изучить другие науки и не может познать мир." Слайд 3
Я думаю, что на уроке мы непременно найдём подтверждение словам этого философа"
А девизом урока будет: Смело иди вперед. не стой на месте.
Чего не сделает один, сделаем вместе. Слайд 4
– Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Проверка правильного положения тела и тетради при письме.
II. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам: / 2 учеников работают у доски /
А) 64:х=16
567+388=
608-439=Б) 25* х = 75
678+252=
680 – 391 =
2. Фронтальная работа
Работа в группах: Слайд 5
а) кг дм2 час см сут дм3 м2 ц м л мин
Назовите:
- единицы измерения расстояния – 1 группа
- единицы измерения времени – 2 группа,
- единицы измерения массы – 3 группа.
- единицы измерения площади – 4 группа.
- единицы измерения объёма – 5 группа.
б) Выразите: Слайд 6–7
- 2 сут 5 ч = … час
- 74 ч = …сут … ч
- 125 сек= ..мин…сек
- 2/9 = 4 л
- 3/5 дм = …см
- 2 дм3 =…..см3
- 4 ц 25 кг =…кг
- 2 м 4 см = …см
- 3 м2 = …. дм2
- 4 л = …. дм3
в) – Какое слова зашифровано Слайд 8-15
– Выполните вычисления.
- Число 165 увеличили на 6;
- 135 уменьшить на 6;
- 2 увеличить в 6 раз;
- 60 уменьшить в 6 раз;
- Первое слагаемое 348, второе слагаемое 6, найдите значение суммы;
- найдите значение разности чисел 300 и 6;
- уменьшаемое 150,вычитаемое 6; найдите значение разности
- делимое 90, делитель 6, найдите значение частного.
– Расставьте значения выражений в порядке возрастания. Слайд 16
К каждому значению подберите соответствующую букву. Прочитайте слово.
– ЭКОЛОГИЯ – как вы понимаете значение этого слова? Слайд 17
Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает – лес, небо, солнце, птицы. Это природа! Наша жизнь не отделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Слайд 18
Человек оказывает сильное влияние на природу. Он вырубает леса, загрязняет воду и почву. Осушает болота и распахивает луга. Из-за этого животные оказываются в трудных условиях. Некоторые из них вымирают.
«С природой дело обстоит совсем иначе, чем скажем, с дворцами, разрушенными войной, – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никакая сила не сможет создать его вновь» – писал Б. Гржилип.
Природу, которая даёт нам все для жизни, надо оберегать, спасать, защищать. Слайд 19
Решение этих проблем задача взрослых. А что можем мы сделать, что в наших силах? А чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в царство природы, в башкирский лес. А живёт здесь мудрая бабушка Сова. Она охраняет лесное царство Башкирии. Слайд 20
Сова вас приветствует и приглашает в волшебный лес, где вы вспомните правила поведения в природе. Отправляемся в путешествие и выполняем задания Мудрой Совы.
А вот на поляне разбросаны банки и разбита бутылка. Кто – то здесь отдыхал и оставил мусор после себя. Слайд 21-23
– О чём забыли отдыхающие? (Сорить в лесу нельзя.)
– Верно ребята! Сова с вами согласна. Первое правило для тех кто приходит в лес: Не сори! Надо убирать мусор на поляне.
– Ребята, прав ли тот, кто так поступил?
– Как поступили бы вы?
– А вот задание Мудрой Совы.
– Глазки устали, давайте наши глазки отдохнут
3. Физминутка для глаз Слайд 24
4. Задание Мудрой Совы:
А) Сколько всего десятков в числах: 820, 300, 540 Слайд 25
Б) Сколько всего сотен в числах 300, 400, 700? Слайд 26
III. Постановка учебной проблемы.
1. Проблемная ситуация с затруднением.
- 78 : 3
- 20 * 4
- 480 + 310
- 520 – 70
- 300* 2
- 840 : 4
– Что нужно сделать в этом задании? (Вычислить, найти значение выражений.)
– Выражения, какого вида здесь встретились? (:.*,-,+ чисел.)
– Вы смогли выполнить задание?
Далее три способа действий:
А) если с практическим заданием справилось несколько человек:
– Решили? Чуть позднее мы посмотрим, каким способом вы это сделали.
– А у остальных учеников, в чём затруднение? Чем это задание отличается от предыдущих заданий?
Б) если задание выполнила значительная часть класса:
– Неужели решили? А ведь задание было новым. Чем оно не похоже на предыдущие задания?
В) Наконец, можно столкнуть разные мнения учеников вопросом:
– У тебя сколько получилось? А у тебя сколько?
– Задание было одно? А результаты какие? Почему так получилось? Чем это задание не похоже на предыдущие задания?
IV. Постановка цели урока и формулирование темы урока
– Какой возникает вопрос? (Как делить и умножать такие круглые трёхзначные числа ?)
– Какова цель нашего урока? Что мы сегодня делаем? (Учимся делить и умножать круглые трёхзначные числа )
Тема урока: Умножение и деление трёхзначных чисел Cлайд 27
V. Поиск решения проблемы.
Подведение к самостоятельному формулированию нового алгоритма.
– Так как же делить и умножать трёхзначные числа?
– Какие есть гипотезы, предположения? Какие ещё есть версии? Кто думает иначе?(Дети высказывают гипотезы, если процесс затягивается, то применить подсказку или следует привлечь тех учеников, которые уже выполнили это задание: воз… Все гипотезы фиксируются на доске.)
Проверка одновременно выдвинутых гипотез (фронтально).
А) Ошибочные гипотезы проверяются устно:
– Вы с этой гипотезой согласны? Почему нет?
Б) Решающая гипотеза проверяется практически:
– Как нам проверить эту гипотезу? (Решить. Выполнить деление и умножение на доске)
– Что должны помнить когда делим и умножаем круглые трёхзначные числа, чтоб не ошибиться. Привести к выводу алгоритма решения выражений:
Алгоритм решения: Cлайд 28
1-й шаг: Выразить трёхзначное число в десятках или в сотнях.
2-й шаг: Выполнить деление или умножение этих десятков или сотен .
– Путешествие наше продолжается
Молодцы ребята! Отправляемся дальше в лес. На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть и вместе с мудрой Совой сделать физзарядку.
– Физминутка. «Зарядка в лесу» Приложение 2 Слайд 29-30
– Ребята, о каком правиле поведения в лесу вы вспомнили, выполняя физминутку, в которой говориться о птицах и животных? О каком правиле поведения в природе мы должны помнить?
– Нельзя шуметь в лесу. Слайд 31
– Правильно, ребята. Следующее правило поведения в лесу: Не шуми! Будете шуметь – распугаете птиц и они перестанут петь свои чудесные песни. Следующее задание Совы:
VI. Первичное закрепление правила во внешней речи.
1. Проверка сделанных формулировок и окончательное формулирование нового правила.
Продолжаем наше путешествие по лесу . Какую страшную картину видим Слайд 32-34.
А как должны вести мы, чтоб этого не случилось в лесу? Следующее правило поведения в лесу: Не разжигай костёр в лесу без взрослых.
Очередное задание для вас Мудрой Совы Слайд 35:
– Давайте проверим как авторы учебника предлагают делить и умножать трёхзначные числа,запись которых заканчиваются нулями
– Откройте учебники на странице 74 (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Моя математика. 3 класс. 2 часть»), проверьте совпадает ли наше предположение с тем что предлагают нам авторы учебника.
Задание №2. Стр 72
– Что необходимо сделать в задании?
Совместное обсуждение и выступление по очереди.)
Дети проговаривают ещё раз алгоритм решения во внешней речи.
– С какай целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение?
- 840:4=84д. : 4=21д.=210
- 840 : 4=210 (в.)
- 300∙ 2=3с. ∙ 2=6с.=600
- 300м ∙2=600мСлайд 36
Продолжим работу в парах ( с каждой группы).
– Задание №4
– Что необходимо сделать в задании?
– Как будете работать в парах, как распределите работу между собой? (Решение по столбику, взаимопроверка и выступление по очереди.)
– Работаем в парах, затем проверяем.
Проверка с проговариванием алгоритма во внешней речи.
(30 * 3 = 90, 300 * 3 = 30 дес. * 3 = 90 дес= 900).)
– С какай целью выполняли это задание? А ты как считаешь? У кого другое мнение?
– Не подходи близко к гнёздам птиц. Не разоряй птичьи гнёзда.
Совершенно верно дети. Мудрая Сова с вами согласна. Следующее правило: Не разоряй птичьи гнёзда.
4 задание Мудрой Совы Задание № 6 стр.75 (а) Слайд 37
а) самостоятельно читаем задачу и подчёркиваем все упомянутые в ней величины,
б) записываем их на доске( 900 секунд,1\5 часть времени гнался за стаей скумбрий, а остальное время наблюдал за черноморской акулой.
в) анализ задачи (вопросы учителя)
– Что известно в задаче?
– Что надо найти?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Как найти время, когда он гнался за стаей скумбрий, а остальное время,когда наблюдал за черноморской акулой.
Составьте ход решения задачи (шаги).
– В тетради записываем только решение с пояснением и ответ. (один ученик записывает решение на доске)
- 900 : 2 = 450 ( сек )
- 900 : 5 =180 ( сек) – ? мин и ? сек
- 900 – 180 – 450 =270 ( сек)
Попали мы в рощу. И закончим наше путешествие вместе с Совой в роще Слайд 38
– Находясь в лесу, о каких правилах поведения вы должны помнить?
– Нельзя рвать цветы, ломать ветки, разрушать муравейники.
Верно, ребята! Следующее правило: Не губи! Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники . Берегите нашу природу! Слайд 39-41
VII. Рефлексия.
1. Подведение итогов урока.
– Давайте подведём итоги.
– Какова тема нашего урока? Тема урока: Умножение и деление трёхзначных чисел
– Какова цель нашего урока? (Учимся делить и умножать трёхзначные числа, которые заканчиваются нулём)
– Да, мы учились делить и умножать трёхзначные числа, которые заканчиваются нулём)
– Как можно разделить и умножать трёхзначные числа, которые заканчиваются нулём?
1-й шаг: – Выразить трёхзначное число в десятках или в сотнях.
2-й шаг: – Выполнить деление или умножение этих десятков или сотен .
– Достигли мы цели? (Да. )
– На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.
– Где мы можем применить новые знания? (В жизни решаем задачи, связанные с этой темой)
2. Оценивание основных результатов работы на уроке.
– Чему учились на уроке? ( Найти произведение или частное трёхзначных чисел, запись которых оканчивается нулями.)
– Где эти знания могут нам пригодиться? (При решении разных задач и заданий.)
– Кроме занятий по математике мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля.
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.
Чтобы наша планета существовала долго, нужно о ней заботиться: о растениях, о животных, о птицах, о состоянии воды, почвы и атмосферы. Я надеюсь, что вы не только сегодня на уроке были защитниками природы, но и сейчас, когда на улице зима, будете заботиться о живых существах: сделаете кормушки и станете подкармливать птиц, позаботитесь о животных.
Домашнее задание. Слайд 42
Даётся дифференцированно по степени творчества.
I уровень (репродуктивный) – № 6 (б),7 на странице 75 (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Моя математика. 3 класс. 2 часть») выполняют все.
II уровень (продуктивный) – а). Составить две составные задачи в соответствии с темой урока
б) А для самых умных и самых активных я предлагаю составить проверочную карточку для одноклассников с заданиями по данной теме.
2. Самооценивание на уроке.
– Что нового вы узнали на уроке для себя?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– В чём были трудности?
– Чему ещё важному учились на уроке? (доказывать своё мнение, договариваться, работать вместе)
– Оцените свою работу на уроке Слайд 43
Красный кружок –узнал на уроке нужного, интересного, полезного. Работой своей доволен.
Желтый – не совсем доволен своей работой, но тему понял.
Синий – надо ещё поработать и повторить, тема для меня трудная.
– Кроме занятий по математике мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.
Вы должны соблюдать эти правила которые мы сегодня повторили, собираясь на пикник с родителями. А теперь прочитаем стихотворение, которое нам подготовила наша лесная жительница. На экране:
Я сорвала цветок – он завял,
Я поймала жука – он умер.
И тогда я поняла, что прикоснуться
К красоте природы можно только сердцем. Слайд 44-46
Чтобы наша планета существовала долго, нужно о ней заботиться: о растениях, о животных, о птицах, о состоянии воды, почвы и атмосферы. Я надеюсь, что вы не только сегодня на уроке были защитниками природы, но и сейчас, когда на улице зима, будете заботиться о живых существах: сделаете кормушки и станете подкармливать птиц, позаботитесь о животных. Слайд 47