Психологический тренинг для родителей «У порога школы»

Разделы: Работа с родителями


Цель: оказание психолого-педагогической поддержки родителям будущих первоклассников на этапе перехода к обучению в школе.

Задачи.

  1. Помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.
  2. Помочь родителям осознать свою роль в формировании образа школы у детей.
  3. Обсудить с родителями факторы, учитываемые при выборе учителя.
  4. Снизить тревожность родителей на этапе перехода их детей к обучению в школе.

Ход встречи

1. Вступительное слово педагога-психолога.

2. Упражнение “Как выбирать школу?”

Цель: помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.

С помощью предлагаемой таблицы можно сформулировать для себя желаемый образ школы, соотнести идеальный вариант с теми, что имеются в реальности, взвесить свои возможности и принять ответственный и осознанный выбор.

Напротив каждого пункта поставьте оценку:

1 – соответствует вашему идеальному образу школы;

2 – вы могли бы согласиться;

3 – для вас это категорически неприемлемо.

Примерные критерии Описание Оценка
Территория школы
  1. Оборудована спортивная площадка.
  2. Имеется игровая площадка для младших школьников.
  3. Ухоженная территория с газонами и деревьями.
  4. Отсутствует оборудование на площадках.
  5. Площадка нуждается в ремонте.
 
Внешний вид здания
  1. Школа – новостройка.
  2. Ухоженное здание.
  3. Нуждается в ремонте.
 
Внутренний климат
  1. Приветливый персонал.
  2. Доступна вся необходимая информация о школе.
  3. Серость, неприветливость обстановки в школе.
 
Педагогические кадры.
  1. Стабильный коллектив единомышленников.
  2. Опытные учителя.
  3. Текучка кадров.
  4. Вновь набранный коллектив (школа – новостройка).
 
Порядок записи в школу
  1. По месту жительства.
  2. На основании вступительного собеседования.
  3. Сложное тестирование.
 
Внешний вид школьников.
  1. Обязательная для всех форма.
  2. Деловая форма одежды.
  3. Неформальная одежда.
 
Особенности режима учёбы в школе
  1. Учёба по субботам для всех школьников.
  2. Только для средних и старших классов.
  3. Только для старших классов.
  4. По субботам не учатся.
 
Внешкольные занятия
  1. Наличие кружков и секций.
  2. Плата за посещение кружка.
  3. Кружок (секция) существует первый год.
  4. Участие школьников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного масштаба.
 

4. Упражнение “Что мы говорим детям о школе?”

Цель: помочь осознать родителям образ школы, который они формируют у детей.

Инструкция: Родителям предлагается записать два – три наиболее частых высказывания о школе, которые они адресуют своим детям. Затем они их обсуждают и пытаются понять, какой образ школы может сформироваться у детей под влиянием этих высказываний.

5. Упражнение “Ознакомление родителей с рисунками школы их детей”

Цель: подвести родителей к осознанию уже сформированного у ребёнка образа школы.

Инструкция: Родителям предлагается рассмотреть рисунки детей. Даётся время понять и обсудить эмоции детей, связанные со школой. В обсуждении необходимо подвести родителей к осознанию необходимости формирования у детей адекватной мотивации к школьному обучению.

6. Педагог–психолог знакомит родителей с особенностями программ школьного обучения для начальной образовательной ступени.

Виды программ и школ сегодняшнего дня:

  1. Традиционная школа.
  2. Профильная школа, призвана соответствовать способностям поступающего туда ребёнка.
  3. Школы, работающие по авторской методике.
  4. Частные школы.

Родители и психолог обсуждают плюсы и минусы различных видов школ.

Программы начального обучения:

РИТМ (бывшая “Классическая начальная школа”)

Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление.

“Школа России”

Развитие интереса к познанию своей страны, её духовного величия и значимости в мире.

“Гармония”

Обеспечение комфортных условий для общего развития ребёнка, подготовка его к дальнейшей ступени обучения.

Программа преимущественно развивает логическое мышление и необходимые современным учащимся навыки самоконтроля.

“Школа 2100”

Формирование различных способов деятельности.

Петерсон. Система “минимакс”.

“Перспективная начальная школа”

Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной образовательной деятельности.

“Система Эльконина-Давыдова”

Знания должны усваиваться в процессе анализа условий их происхождения. В основу изучаемых предметов положена система научных понятий. Разнообразные дискуссионные формы работы. Атмосфера психологического комфорта.

“Школа 21 века”

Начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей в познании, общении и разнообразной деятельности. Это принципиально новая программа. Дети – не зрители, а самостоятельные исследователи.

“Развивающая система обучения Л.Занкова”

В основу положена идея объединения обучения, воспитания и развития. Характерная особенность – высокий темп обучения и максимальный уровень трудности.

7. Выбор учителя.

Упражнение “Образ учителя глазами взрослых и детей”

Цель: снижение психологического напряжения.

Родители формулируют свои представления о желаемом образе первого учителя. Далее психолог знакомит родителей с детскими желаниями. Анализ результатов.

8. Упражнение “Из чего складывается первое впечатление о человеке?”

Цель: дать характеристику незнакомому человеку, позволяющую составить первое представление о нём.

9. Итоговое упражнение.

Цель: подвести родителей к открытому обсуждению темы, дать возможность высказать своё мнение с учётом полученной информации.

Родители совместно формулируют факторы, определяющие выбор школы и учителя.