Актуальность проекта
Одной из серьезнейших проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить дошкольника с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте и на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому саду. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств. Автомобили паркуют на газонах, на тротуарах, во дворах, возле детских площадок, подвергая опасности жизнь детей. Часто дети находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, нарушают правила при входе и выходе из транспорта. Дошкольник может действовать парадоксально: услышав сигнал, испугаться и побежать или закрыть уши и зажмуриться.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дошкольники – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка “Правил дорожного движения” неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагоги МБДОУ МО г. Краснодар “Детский сад комбинированного вида № 24” разработали проект “Школа профессора Светофорика”, который направлен на формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах города.
Проект предполагает создание информационного ресурса как в сети Интернет, так и в электронных носителях (видеоролики, презентации) по программе “Правила дорожного движения”, который поможет родителям и педагогам найти весь интересующий материал для работы с детьми.
Цели проекта
- Создание эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
- Расширять у детей знания, о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешеходов; закреплять знания о дорожных знаках, о сигналах светофора их назначении.
- Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода.
Задачи
Образовательные:
- Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде.
- Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Развивающие:
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения
- Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения.
Воспитательные:
- Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.
Описание проекта
Контингент воспитанников: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
В проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения, обучение дошкольников осознанному поведению на дорогах, умение самостоятельно принимать решение в дорожной ситуации, выделение зоны повышенной опасности и правил поведения в них.
Реализация проекта осуществляется через образовательную деятельность (конструирование, изобразительная деятельность, виртуальные экскурсии, познавательная деятельность), совместную деятельность взрослого и ребенка (сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, наблюдения, беседы, викторины, досуги), On-Line-встречи (по скайпу) с инспекторами ГИБДД, использование видеоматериалов, презентаций в доступной для дошкольников форме.
Работа по реализации проекта ведется по модулям
1 модуль “Интеллектуальный”
- Стихи
- Загадки
- Кроссворды
- Рассказы
- Ссылки на первоисточники
2 модуль “Агитационный”
- On-Line-встречи (по скайпу) с инспекторами ГИБДД
- Информационные стенды
- Видеоинформация на информативных киосках, расположенных в фойе ДОУ
3 модуль “Демонстративный”
Сбор и разработка презентаций по направлениям:
- “Дорожная азбука”
- “Улицы нашего города”
- “Правила маленького пешехода”
- “Уроки осторожности с профессором Светофориком”
- “Дорожный этикет”
- “Правила поведения в транспорте” и т.д.
4 модуль “Игровой”
- Настольные игры
- Дидактические игры
- Подвижные игры
5 модуль “Досуговый”
- Развлечения
- Конкурсы
- Праздники
6 модуль “Аналитический”
- Систематизирование методического материала
- Сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта
7 модуль “Отчетный”
- Выставки рисунков
- Фотовыставки
- Размещение информации на сайте ДОУ
Проект “Школа профессора Светофорика” позволит поддерживать интерактивное общение, выражающееся в возможности постоянного контакта всех участников образовательного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в т.ч. посредством форумов, электронной почты, Интернет-конференций, On-Line-мероприятий).
Позволит применять принцип адаптивности, позволяющий легко проводить обучающие НОД с использованием цифровых образовательных ресурсов в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей образовательной деятельности с применением дистанционных технологий и сетевых средств обучения (интерактивных тестов, тренажеров удаленного доступа и др.).
Позволит использовать принцип гибкости, который дает возможность участникам образовательного процесса работать в подходящем для них темпе и в удобное время.
Принцип модульности, позволяющий ребенку, родителю и педагогу использовать необходимые для них сетевые составляющие образовательных программ для применения индивидуальных образовательных маршрутов.
Принцип оперативности и объективности оценивания достижений воспитанников.
Этапы реализации проекта
1-й этап – подготовительный
Сбор информации по проблеме.
Определение основных направлений работы.
Разработка концептуальных подходов к вопросам формирования навыков обеспечения жизнедеятельности ребенка в ДОУ.
Составление программы взаимодействия семьи, ДОУ и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для профилактики детского травматизма на дорогах города.
2-й этап – основной
Систематизация методического материала.
Размещение информации на веб-сайте.
Проведение НОД по ПДД.
Ознакомление детей с презентациями.
Проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах города.
Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики детского травматизма на дорогах.
Использование активных форм организации детей.
3-й этап – заключительный
Сопоставление промежуточных результатов.
Подведение итогов работы.
Обобщение и распространение полученного опыта.
Предполагаемый результат
Образовательный:
- расширить представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- сформировать навык уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города, самостоятельность, ответственности в действиях на дороге, умение предвидеть опасные ситуации и предупреждать их.
Воспитательный:
- сформировать культуру поведения на дорогах города, в транспорте у детей и родителей;
привить начальные навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- сформировать сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
- развить отрицательное отношение к нарушениям ПДД.
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
- Л.А. Вдовиченко. Ребенок на улице. – М.: “Детство-пресс”, 2008.
- Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
- Л.М. Кларина. Дети и знаки. – М.: “Новая школа”, 1992.
- Ф.С. Майорова Изучаем дорожную азбуку. – М.: “Издательство Скрипторий” 2005.
- Л.Б. Поддубная. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. Подготовительная группа. Волгоград: “Корифей”, 2009.
- Правила дорожного движения Российской Федерации.
- Л. Радзиевская. Ты и Дорога. Азбука безопасности для детей 6-7 лет. “ОНИКС”, 2008.
- Т.Ф. Саулина. Три сигнала светофора. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2009.
- Н.Б. Улашенко. Правила дорожного движения. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. Волгоград: “Корифей”, 2010.
- Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- С.Н. Черепанова. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: “Скрипторий 2003”, 2008.
- О.В. Чермашенцева. Основы безопасного поведения дошкольников. Волгоград: “Учитель”, 2008.
Библиографический список