Резкое обострение экологической обстановки, наметившееся в последнее десятилетие в России, делает насущно необходимой работу по экологическому образованию и воспитанию всего населения и в первую очередь – школьников. Школьный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования основ экологической культуры, т.к. в этот период развития ребёнка преобладает эмоционально-чувственный способ освоения окружающего мира, в сознании происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению. Экологическое воспитание является частью и нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и становления новой личности. Мне посчастливилось в своей жизни совместить профессию школьного учителя и педагога дополнительного образования. В целях сотрудничества общего и дополнительного образования педагогами естественно-научного отдела городского “Центра детского творчества” разработаны разновозрастные программы по экологическому образованию и воспитанию школьников, действуют несколько проектов. Так, например, мною разработан долгосрочный проект “Зелёная планета” для старшеклассников 9-11 классов. Цель проекта: способствовать становлению основ экологической культуры учащихся.
Задачи:
- актуализация и углубление знаний, полученных на уроках биологии и географии в ходе изучения обьектов природы,
- усвоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов,
- получение информации о современных достижениях в области экологии и биологии,
- через систему экологических мероприятий дать возможность учащимся определить свою личную причастность к проблемам “чистоты” на планете,
- на основе этого формирование у школьников навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.
Проект реализуется по следующим направлениям:
1. Занятия в объединении “Геоэкология” МКОУ ДО ЦДТ: элективные курсы по выбору учащихся для профильной школы и авторской программе “Экологический практикум”.
2. Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
3. Практико-ориентированная деятельность школьников на территории школы, города и района, Михайловского лесничества.
4. Пропаганда экологической культуры поведения (экологические акции, проведение праздников, тематических недель, выступление агитбригад и т.д.).
5. Профориентационная работа среди старшеклассников (встречи с представителями профессий, связанных с природоохранной деятельностью, посещение учебных заведений, где можно получить эти профессии).
Условия реализации проекта:
- творческий потенциал педагогов ДО и учителей географии, биологии, химии школ города,
- наличие оборудованных кабинетов,
- наличие ресурсно-экологического центра (естественно-научный отдел МКОУ ДО ЦДТ),
- наличие научного общества учащихся,
- участие в работе областного экологического лагеря “Зелёный миг”,
- сотрудничество с Михайловским лесничеством.
Результатами реализации проекта являются: активное участие старшеклассников в школьных и городских проектах озеленения, регулярное проведение экологических акций “Чистый лес”, “Чистый парк”, “Муравейник”, “Птичья столовая”, многие исследовательские работы ребят стали победителями и призёрами на областных, республиканских и Всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях. Была создана команда для участия в областных слётах школьных лесничеств и юных экологов и лесоводов, где ребята не раз становились призёрами как в командном зачёте, так и в личном. Так же члены клуба “Экологический патруль”, созданного на базе МКОУ СОШ №2, тесно сотрудничают с ТОСом прилегающих к школе улиц; следят за чистотой, участвуют в озеленении, ведут пропаганду среди жителей с помощью листовок, дизайн и текст которых придумывают сами.
С великим удовольствием ребята ежегодно посещают экологическую смену “Зеленый миг” областного профильного лагеря, который размещается каждый раз в разных районах нашей большой области. Эта смена обучающая: теоретические и практические занятия проводятся специалистами в области зоологии, ботаники, гидробиологии, почвоведения и геологии, экологии. Смена содержит большой воспитательный потенциал.
Большую помощь в реализации проекта и экологическом воспитании старшеклассников оказывают сотрудники Михайловского лесничества. Между лесничеством и естественно-научным отделом ЦДТ (бывшая “Станция юных натуралистов”) установлено многолетнее обоюдовыгодное сотрудничество. На его территории ребята помогают проводить лесникам различные природоохранные мероприятия, исследовательские работы.
В целях профориентации регулярно устраиваем встречи с представителями профессий, связанных с природоохранной деятельностью и ресурсопользованием. А также мы стали ежегодными гостями Арчединского лесного колледжа. Как результат: несколько выпускников выбрали такие профессии и обучаются в ВУЗАХ.
Я надеюсь, что девчонки и мальчишки, участвующие в таких проектах, получат много пользы для себя и сделают правильные выводы, которые помогут им сформировать свою гражданскую позицию (Презентация).