Тип урока | Урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями | |||
Форма урока | Урок-практикум | |||
Планируемые результаты урока | ||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | ||
Знать: способы определения рода несклоняемых имён существительных, обозначающих людей; животных и птиц; географические объекты; неодушевлённые предметы; а также сложносокращённых существительных. Уметь: определять род несклоняемых имён существительных; правильно употреблять их в речи. Применять: полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами. |
познавательные УУД: ставить и формулировать проблему; ставить и формулировать цели решения проблемы; анализировать учебно-научный текст; извлекать информацию из учебно-научного текста; выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке; конструировать собственный текст; регулятивные УУД: систематизировать имеющиеся сведения до работы с новой информацией; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему мнению; формулировать собственное высказывание; адекватно использовать письменные, речевые средства для представления результата. |
Проявлять: интерес к изучению темы; желание составить собственный текст; желание оценивать собственную деятельность |
||
Основные понятия темы | Имя существительное, несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных | |||
Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока) | Технология развития критического мышления | |||
Организация пространства (формы организации учебной деятельности) | Индивидуальная, групповая (4 группы учащихся) | |||
этапы организации учебной деятельности | Цели этапа Формируемые результаты (предметные и метапредметные) |
Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | |||
Орг. момент | Создание эмоционального и мотивационного настроя | Сегодня вы будете выполнять записи в рабочих тетрадях*, для каждой группы своя тетрадь (см. Приложение 1, тетради для удобства желательно распечатать на цветной бумаге в виде брошюры, для каждой группы свой цвет). А в конце урока попробуете сами оценить свою работу на уроке. | ||
I. Стадия вызова | Предметные: повторить понятие “несклоняемые имена существительные”; Познавательные: ставить и формулировать проблему; ставить и формулировать цели решения проблемы; ставить и формулировать проблему; Коммуникативные: формулировать собственное высказывание; Регулятивные: систематизировать имеющиеся сведения до работы с новой информацией; |
Организовывает погружение в
проблему, создает проблемную ситуацию.
Преподаватель задаёт вопросы по формулировке
темы и целей урока: Послушайте шуточное стихотворение о кенгуру: Как-то рано поутру Что в нём вызывает смех? Какие существительные называются несклоняемыми? Как правильно: кенгуру зашел(а),(о)? Сформулируйте тему нашего урока (слайд 2, 3). Запишите в рабочей тетради. Какие знания нам понадобятся на уроке для работы над этой темой? Заполните графу 1 таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал” (слайд 4). А какова будет цель урока? Заполните графу 2 таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал” А зачем нужно уметь определять род? |
слушают текст стихотворения, отвечают на вопросы преподавателя, формулируют тему и цели урока, заполняют первые две графы таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал” |
|
II. Стадия осмысления 1 этап |
Предметные Знать: способы определения рода несклоняемых имён существительных, обозначающих людей; животных и птиц; географические объекты; неодушевлённые предметы; а также сложносокращённых существительных. Метапредметные Познавательные: анализировать учебно-научный текст; извлекать информацию из учебно-научного текста; выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание; Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; |
Создает условия для
самостоятельного изучения учащимися учебного
материала. Как же определять род несклоняемых имен существительных? Откройте рабочие тетради, прочитайте учебно-научный текст. Составьте кластер (сначала каждый в своей тетради, затем общий от группы) (см. Приложение 2) на тему 1 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих людей”; 2 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих животных, птиц”; 3 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты”; 4 группа “Род сложносокращенных существительных”. Представьте свой кластер классу (1 ученик от группы) Посмотрите, как это получилось у меня (слайд 5 - 8) |
работают в группах с учебно-научным
текстом; составляют кластеры (сначала каждый в своей тетради, затем общий от группы); выдвигают выступающего для защиты кластера; слушают защиту выступающих от каждой группы; сравнивают свои кластеры с кластерами преподавателя; задают вопросы. |
|
Физкультминутка | Здоровьесбережение | Попробуем применить знания на практике. Если я назову несклоняемое существительное муж. рода, вы должны присесть, жен. рода – поднять руки вверх, средн. рода – развести руки в стороны. | Выполняют упражнения. | |
II. Стадия осмысления 2 этап |
Предметные Уметь: определять род несклоняемых имён существительных; правильно употреблять их в речи. Применять: полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами. Метапредметные Познавательные: осуществлять функцию переноса полученных знаний на практику; анализировать языковое явление; классифицировать языковой материал. Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; |
Не у всех пока получается
правильно определять род несклоняемых
существительных. Нужно потренироваться. Выполните 4 задания (см. Приложение 3) (слайд 9), запишите ответы в рабочие тетради. Проверьте себя по ключу (слайд 10 - 13) |
выполняют тренировочные задания в
группах, записывают ответы в рабочие тетради; проверяют себя по ключу. |
|
II. Стадия осмысления 3 этап |
Предметные Уметь: определять род несклоняемых имён существительных; правильно употреблять их в речи. Применять: полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами. Метапредметные Познавательные: конструировать собственный текст. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание; адекватно использовать письменные, речевые средства для представления результата. Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. |
А теперь творческое задание (по
группам). Составьте текст рекламы с
использованием несклоняемых имён
существительных (слайд 14 - 18) (см. Приложение
4): 1 группа - реклама выставки животных в городском парке для жителей и гостей нашего города; 2 группа - реклама товаров, которые продаются в магазине “Гостиный двор”; 3 группа - реклама тура по экзотическим местам нашей планеты; 4 группа - реклама меню кафе “Сладкоежка”; |
выполняют творческое задание в
группах, используя материал для групп; читают текст рекламы (1-2 человека от группы). |
|
III. Рефлексия | Метапредметные Познавательные: выяснение результативности (групповой, индивидуальной); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценка учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения. |
Вернёмся к таблице “ЗХУ”.
Заполните последнюю графу (слайд 19). Оцените свою работу на уроке: поставьте баллы за каждый этап, по баллам поставьте оценку в тетради и на стикере (слайд 20 - 21). Подпишите стикеры (вначале урока раздаются учащимся) и прикрепите их на доске на листах “5”, “4” и “3” (см. Приложение 5) (перед выходом из класса). |
заполняют последнюю графу в таблице
“ЗХУ”; оценивают свою работу на уроке (ставят баллы за каждый этап в рабочей тетради, ставят себе отметку). |
* для оформления рабочих тетрадей использованы рисунки из книги Т.Г. Рик “Здравствуйте, Имя Существительное”