Внеклассное мероприятие «Он был на той войне…»

Разделы: Внеклассная работа


Война! Как много бед приносит она людям.  В Великую Отечественную войну  весь советский народ встал  на защиту своей Родины. Люди знали, что они освобождают свою землю от врагов. Совершали подвиги во имя своей родины.  Но была еще другая война – в Афганистане.

Она тоже принесла нашему народу много горести и  бед. Многие матери и отцы не дождались своих сыновей. Ведь они ушли  на службу совсем еще юными, и никто не знал: вернутся ли они домой. Но воевали они не за свою Родину, а выполняли интернациональный долг. И совершали подвиги не во имя своей Родины, а за чужую землю и чужих людей. Многие солдаты почти ничего не знали о тех,  ради которых они погибали.

О подвигах пишут много. Что же такое подвиг? Подвиг - это стойкое  поведение многих и многих, когда люди совершали поступки, названными подвигом.

Щедра русская земля героями… Каждый ее уголок дал Отечеству замечательных людей.

Майор-пограничник в отставке Анатолий Николаевич Мальцев один из немногих на белгородской земле, который является кавалером Ордена Красного Знамени.

Родился он в деревне Крюково Борисовского района в самой обычной многодетной крестьянской семье. Однажды в районной газете увидел объявление о наборе в Калининское суворовское военное училище и по окончании 8-го класса поступил в это учебное заведение.

Подготовка там была организована на самом высоком уровне. Заслугой тому был отличный преподавательский состав. Особым уважением у кадетов пользовался фронтовик, артиллерийский разведчик - полковник Рослов Дмитрий Александрович – строгий и заботливый командир, настоящий отец курсантам, учивший будущих офицеров многим премудростям военной службы.

Ближе к выпуску встал вопрос, куда поступать, в какое военное училище? Анатолий Николаевич выбрал Московское пограничное училище имени Бабушкина. Привлекала романтика службы на границе, да и события на острове Даманском, словно магнит, притягивали в то время патриотичную советскую молодежь.

По окончании училища, как он и планировал, был направлен на Дальний Восток в Сковородинский пограничный отряд.

Через некоторое время Анатолий Николаевич стал уже начальником заставы в селе Ольгино, затем в Черняево.

В Афганистан Анатолий Николаевич попал буднично. В 1983 году ему позвонил начальник отряда. Поинтересовавшись обстановкой на границе, прозрачно намекнул, не желает ли он сменить место службы и климат? Анатолий Николаевич все сразу понял.

В формируемом мотострелковом батальоне его назначили на должность заместителя начальника штаба по разведке. Подразделение формировалось из лучших пограничников Дальневосточного пограничного округа. Подразделению предстояло прикрывать границу на сопредельном участке Пянджского пограничного отряда.

Пограничники, как известно, выполняли в Афганистане особые задачи. Они располагались вдоль границы с СССР глубиной до нескольких десятков километров афганской территории, создавая своеобразный пояс безопасности. Задача была проста и конкретна - не допустить выхода к рубежам Советского Союза бандформирований противника. Пограничники регулярно участвовали в боях, налётах, зачищали оппозиционные кишлаки, совершали рейды в районе кишлаков Кахча, Дашти-Кала и Хаджигар. Забот у зама по разведке было много, тем более сама должность подразумевала дипломатичность, умение выстраивать контакты с местным населением и взаимодействующими подразделениями Афганской армии. Ему первым, как разведчику, приходилось вступать в бой, идти впереди колонн, обеспечивать командование необходимой информацией.

Боевые операции проводились во взаимодействии с афганской милицией. Запомнился лейтенант Файзулло или просто Федя, как звали его пограничники. Он учился в СССР, закончил Харьковское училище МВД и считался земляком Анатолия Николаевича. Под впечатлением от жизни в Советском союзе Федя мечтал строить такое же государство и у себя на родине.

Надо признать, умел Анатолий Николаевич налаживать отношения с дехканами, знал и понимал их проблемы. Вначале отношения афганцев были очень хорошие. Наши подразделения жители встречали с цветами, проводили пышные митинги с зажигательными речами, клялись в дружбе и верном союзе. Но война затягивалась и вызывала все большее раздражение у местного населения. Будучи разведчиком, Мальцев всегда шел впереди своего подразделения, в готовности принять на себя первый удар. Однажды попал в серьезную переделку, едва не стоившей ему жизни. Во главе разведдозора на БТРе разведчики вошли в небольшой лесок, где и попали в засаду. По пограничникам ударили из орудий. Повезло. Граната угодила в двигатель. Пока экипаж и десант покидали подбитый бронетранспортёр, майор Мальцев, получивший контузию, стрелял по зарослям, а потом в последний момент, и сам успел выскочить из горящего бронетранспортера. Пограничники залегли в арыке и до подхода своих едва ли не до самого последнего патрона, отстреливались, не подпуская к себе врага.

Военврач Николай Ершов потом долго лечил Анатолия Николаевича. В госпиталь ехать майор отказался, ситуация была напряженная, его опыт был очень востребован на тот момент. Немного отлежался в санчасти и снова приступил к выполнению боевых задач.

Интересен рассказ и о Мармольской операции, за которое Анатолий Николаевич Мальцев был награжден Орденом Красного Знамени.

“Мармольское ущелье” представляет собой - очень узкий проход в горном хребте. Близ устья ущелья, пологие увалы резко переходят в отвесные скалы, которые встают сплошной стеной. Сам проход в ущелье представляет собой будто прорубленную в скалах горловину, шириной 10 -12 м, с каменистым ложем речки Тангимармоль, которое с обеих сторон стиснуто отвесными скалами.

По обеим сторонам самого ущелья в отвесных скалах на различной высоте были вырублены пещеры, которые были превращены моджахедами в долговременные огневые точки и одновременно служили им укрытиями. Такая многоярусная система перекрестного огня была предназначена для огневого поражения наступающих сил и колонн. Обход устья входа по кратчайшим маршрутам справа или слева не представлялось возможным. Поэтому единственным способом войти в ущелье оставалось только мощное огневое поражение обороняющихся с фронта, с одновременными активными действиями высаженных за горным хребтом десантных групп. Боевые действия здесь шли постоянно все 10 лет советского присутствия в Афганистане.

В 1984 году моджахеды полевого командира Забибулло основательно подготовились к встрече в Мармольском ущелье.

В этой масштабной операции, которой руководил генерал-майор Геннадий Згерский и пришлось участвовать Анатолию Николаевичу не задолго до его возвращения в Союз. К этому времени он уже обрел хороший боевой опыт. Ему было поручено возглавить боевую группу, высадиться в тылу моджахедов с задачей отбить гору Андочиуль. С этой горы можно было надёжно прикрывать продвижение колонн в зоне своей ответственности. Боевая группа, возглавляемая майором Мальцевым, высадилась с вертолетов в относительно безопасном месте и к объекту атаки выдвигалась в пешем порядке по горным тропам. Пограничники взяли с собой минимум еды и воды и как можно больше патронов и гранат.

По пути разведчики выявляли огневые точки и засады моджахедов, наводили на них наши вертолеты.

Сам налёт на опорный пункт моджахедов совершили на рассвете. Еды и воды уже не оставалось, поэтому решить всё должна была только одна атака. Сняли часовых и внезапным, дерзким и решительным ударом захватили позицию душманов. Ошеломленные, они бежали, бросив оружие. Нашим солдатам достались весьма полезные трофеи: 2 крупнокалиберных пулемета, большое количество патронов, гранат, мин и целый склад с продуктами. С вертолёта спустили для огневого усиления зенитную установку.

Более месяца маленький гарнизон в 50 человек майора Мальцева, держал круговую оборону в ключевой точке проведения операции. Они пресекали всякое движение моджахедов и попытки нападения их на наши колонны в зоне своей ответственности. Все это время пограничники провели в окопах, не раздеваясь и не снимая амуниции. Воды хронически не хватало, экономили каждую каплю. Всегда стояла дилемма, либо умыться, либо сделать 2-3 лишних глотка.

По окончании операции за безупречное выполнение боевой задачи без потерь в личном составе, Анатолий Николаевич был награжден Орденом Красного Знамени.

Далее ждало возвращение в Союз, служба в Биробиджанском пограничном отряде. В начале 90-х стали сказываться контузии, и здоровье стало подводить. Мальцевы решили завершить службу и вернуться на родину в Белгород.

Сейчас у Анатолия Николаевича плохо со здоровьем, у него нет возможности ходить на встречи ветеранской организации. Но его навещают и поддерживают связь старые сослуживцы. Нередко заходит в гости руководитель ветеранской организации пограничников полковник Александр Леонидович Городилов, он сам воин-интернационалист. Наш ветеран-орденоносец не остается без внимания своих боевых друзей.

Под северным небом
родился и жил,
российской речушкою вспоен,
вдали от Отчизны ты ей послужил,
свободы и равенства воин.
Нет горя чужого для русских сердец,
у нас не такие истоки!

Сегодня мы говорим спасибо тем, кто безупречно выполнял свой воинский долг, защищал нашу Родину на ее дальних рубежах, всем воинам-интернационалистам за подвиг и мужество. Пусть всегда на нашей земле будут мир, порядок, спокойствие и благополучие!