Игра по истории «Что? Где? Когда?»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цель:

  • Активизировать познавательный интерес к изучению истории, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу.
  • Учить ребят выполнять задания повышенной сложности, развивать их кругозор, интеллектуальные способности, логику, мышление, внимание.

“Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь”.
Э. Абу

Участники: две команды знатоков учителей и учеников, болельщики, ведущий, помощники ведущего.

Музыкальное оформление: музыкальная заставка к телепередаче “Что? Где? Когда?”, музыкальное сопровождение “Волчок”, “Черный ящик”, номер художественной самодеятельности для музыкальной паузы.

Оборудование: ящик чёрного цвета, икона; волчок; скрипичный ключ; конверты с вопросами, на которых написаны фамилии учителей, составившие эти вопросы; значок скрипичного ключа для музыкальной паузы; двойное табло с цифрами от ноля до шести; компьютер и экран для демонстрации презентации (на слайдах будут представлены вопросы и правильные ответы).

Рекомендации по проведению игры Приложение 1

Начало игры

На экране заставка к игре “Что? Где? Когда?” (слайд 1). Звучит музыкальная заставка к игре (нажать на значок Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.).

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые знатоки! Мы приветствуем вас в клубе “Что? Где? Когда?”. “Что? Где? Когда?” — интеллектуальная викторина. Была создана 4 сентября 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым (слайд 2). Игра очень быстро стала популярной. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей.

Сегодня у нас состоится грандиозное сражение между командой учащихся и командой учителей. Команда учителей приготовила свои вопросы, интересные и познавательные, а команде знатоков предстоит на них ответить. Итак, встречаем команду знатоков! Сегодня играют ...(объявляет знатоков и капитана команды по фамилии и имени, игроки рассаживаются по своим местам).

Ведущий: Ознакомимся с правилами игры (слайд 3).С помощью стрелки волчка вы выбираете вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете очко. За каждый неправильный ответ очко зарабатывает команда учителей. Среди вопросов есть и такие сектора, как:

  • Z – зеро: отвечает только один игрок.
  • Б – блиц вопросы: нужно ответить на 3 вопроса.
  • П – помощь клуба знатоков.
  • - музыкальная пауза.

После того как вы заслушаете вопрос – обсуждение три минуты, капитан, прослушав все версии, выбирает одну и либо сам даёт правильный ответ, либо, предоставляет это право, любому из участников команды. Если мои помощники услышат подсказку от болельщиков, то вопрос снимается, а счёт становится один – ноль в пользу команды учителей. Итак, начинаем игру. Первый раунд! (слайд 4).

Раскручивание волчка (см. Приложение 1 - Рекомендации по проведению игры.)

Ведущий: Полная тишина в зале. Счёт ноль – ноль. С вами играет учитель математики ... (ФИО учителя). Слушаем внимательно первый вопрос.

Первый вопрос (слайд 6).При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке.Как назывались эти монеты? Время обсуждения 3 минуты.

Окончание времени обсуждения может сопровождаться любым сигналом или напоминанием ведущего.

Ведущий: Ваш ответ понятен. Внимание! Правильный ответ. (Щелчок мыши по слайду с вопросом).

Ответ: такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы – копейки.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в первом раунде одержана командой учителей/учащихся. (Выставление счета на табло. Смена слайда.)

Ведущий: Начинаем второй раунд! (Раскручивание волчка знатоком).

Ведущий: Полная тишина в зале. С вами играет учитель русского языка ... (ФИО учителя). Слушаем внимательно второй вопрос.

Второй вопрос (слайд 9). Что обозначают слова “защита”, “защититься”, “защитник”? Как они образовались? (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Ваш ответ принят. Внимание! Правильный ответ.

(Щелчок мыши по слайду с вопросом, появится правильный ответ).

Ответ: во время боя славянский воин мог спрятаться от ударов врага за щитом. Отсюда и пошли эти слова.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа во втором раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета на табло. Смена слайда.)

Ведущий: Начинаем третий раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Прошу тишины в зале. С вами играет учитель музыки ... (ФИО учителя). Итак, третий вопрос.

Третий вопрос (слайд 12). Московский Кремль в настоящее время выглядит так, как показано на фотографии. А каким он был первоначально? Вспомните и назовите, из чего сначала был построен Кремль и как он менялся. (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Итак, ваш ответ? (Ответ учащихся). Мы услышали ответ игроков. Внимание на экран. Правильный ответ.

Ответ:

  • деревянный – при Юрии Долгоруком, (слайд 13)
  • дубовый – при Иване Калите, (слайд 14)
  • белокаменный – при Дмитрии Донском, (слайд 15)
  • красный – при Иване III. (слайд 16)

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в третьем раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Начинаем четвертый раунд! (Раскручивание волчка знатоком.)

Ведущий: Тишина в зале. С вами играет учитель физкультуры ... (ФИО учителя),   которого интересует – КТО ЭТО?

Четвертый вопрос (слайд 19). Кто это? Какие заслуги его перед Отечеством?

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Время истекло, ваш ответ. (Ответ учащихся).Внимание на экран. Правильный ответ. (Щелчок мыши по слайду с вопросом, появится правильный ответ).

Ответ: Петр I. Его заслуги перед Отечеством – строительство кораблей, создание флота и армии, распространение любимого корнеплода – картофеля, получение выхода в Балтийское море и многое другое.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в четвертом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Начинаем пятый раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Тишина в зале. С вами играет учитель СБО ... (ФИО учителя). Внимание! Черный ящик!

(Слайд 22. Необходимо нажать на значок Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки., который расположен на слайде – это музыкальное сопровождение “Черный ящик”. Помощник ведущего выносит черный ящик и ставит перед игроками. Убирать звук не надо, так как музыкальное сопровождение играет 30 секунд).

Ведущий: Через три минуты вы должны сказать, что находится в “Черном ящике”.

Пятый вопрос. Над изготовлением этого предмета работало несколько человек.

Плотник заготавливал доски из липы, сосны, ели или лиственницы. Несколько лет их высушивал. Затем выравнивал поверхность досок. Делал по краям досок бороздки и вставлял одну доску в другую, потом скреплял их. Получалась целиковая доска.

Затем приступал другой мастер. Он наклеивал на доску кусок холста. Сверху накладывал раствор из рыбьего клея и толченого мела. После высыхания выравнивал поверхность медвежьим зубом. Поверхность становилась гладкой.

Наконец на доску наносился рисунок, который покрывали олифой и сушили несколько месяцев на свету. Этот предмет хранился веками и дошел до наших дней.

Что находится в “Черном ящике”? (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Ваш ответ понятен. Внимание на черный ящик. Правильный ответ.

Ответ: предмет, над изготовлением которого трудилось несколько мастеров, дошедший до наших дней – это икона.

(Ведущий открывает икону и показывает ее. На слайде щелчком мыши появляется изображение иконы. Возможно подобрать такую икону, о которой можно рассказать интересные факты).

Ведущий: Вы не справились/справились с этим раундом. Счет игры - ________ . Победа в пятом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Наши знатоки хорошо играют, предлагаю немного отдохнуть. Музыкальная пауза!

(На игровой стол ставится скрипичный ключ. Учащиеся показывают подготовленный музыкальный номер художественной самодеятельности. Во время игры можно провести еще одну музыкальную паузу.)

Ведущий: Начинаем шестой раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Прошу тишины в зале. С вами играет учитель начальных классов ... (ФИО учителя), которая спрашивает...

Шестой вопрос (слайд 25). Во время битвы на защиту русской земли шла “дружина” и “ополчение”. Из кого формировались “дружина” и “ополчение”? Как сейчас называются эти группы? (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Итак, ваш ответ? (Ответ учащихся). Мы услышали ответ игроков. Внимание на экран. Правильный ответ.

Ответ: “дружина” - дружинники, воины князя; “ополчение” - временное войско.

Сейчас эти группы можно назвать “армия”, “партизаны”.

(Щелчок мыши по слайду с вопросом, появятся правильные ответы).

Ведущий: Вы снова не справились/справились с этим раундом. Счет игры - ________ . Победа в шестом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Начинаем седьмой раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Тишина в зале. Выпал сектор “Блиц-игра” (слайд 28). Вам нужно ответить подряд на три вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается одна минута. С вами играет учитель литературы ... (ФИО учителя). Она приготовила вам стихотворения.

Седьмой вопрос. Блиц-игра “Города в истории”.

В тот день у проруби молодки
Смеялись, ведрами звеня.
У ребятишек шло катанье
На разметенном окском льду.
Когда на поле под Рязанью
Батый привел свою Орду.

Ответ: Рязань, 1237 г.

(Обсуждение учащимися вопроса, ответ - щелчок мыши слайда 28)

Нет тебе на свете равных, 
Стародавняя Москва
Блеском дней, вовеки славных, 
Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий 
Посреди глухих лесов, 
Вознесли любовно внуки 
Выше прочих городов!

Здесь Иван Васильич 
Третий Иго рабства раздробил, 
Здесь, за длинный ряд столетий, 
Был источник наших сил.

Ответ: Москва, Брюсов.

(Обсуждение учащимися вопроса, ответ - щелчок мыши слайда 28)

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Ответ: Санкт-Петербург, 1703 г.

(Обсуждение учащимися вопроса, ответ - щелчок мыши слайда 28)

Ведущий: Мы услышали ответы игроков. Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в седьмом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Продолжаем игру. Начинаем восьмой раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Тишина в зале. С вами играет учитель ОБЖ ... (ФИО учителя). Внимание на экран. Учитель ОБЖ ... (ФИО учителя) интересуется ...

Восьмой вопрос (слайд 31). В XIII – XIV веках русская дружина была вооружена мечом, копьем, топором, ножом. Какое новое оружие появилось в XV веке, XX веке?

(Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Итак, время истекло. Ваш ответ? (Ответ учащихся). Ответ принят. Внимание на экран. Правильный ответ.

(Щелчок мыши по слайду с вопросом, появятся правильные ответы).

Ответ: XV век – тюфяк, XX век – “катюша”, “атомная бомба”, “тачанка”.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в восьмом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(Выставление счета. Смена слайда.)

Ведущий: Игра продолжается. Начинаем девятый раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Тишина в зале. Выпал сектор Z – зеро. Этот раунд играет только один игрок. Вам нужно выбрать, кто будет один защищать команду. (Игроки советуются и принимают решение.)Команда приняла нелегкое решение. В девятом раунде играет ... (ФИ учащегося, которого выбрала команда). Против ... (ФИ учащегося, которого выбрала команда) играет учитель ИЗО... (ФИО учителя). Внимание на экран (слайд 34). Портретная галерея. Учитель ИЗО (ФИО учителя) интересуется – КТО ЭТО?

Девятый вопрос (слайд 34). Кто это? Нужно назвать историческую личность, чей портрет будет изображен на экране.

(Щелчком мыши по слайду 34 на экране будут появляться сначала портрет исторической личности, затем при проверке ответа – его ФИО).

Ответ: Александр Невский, Гагарин, Суворов, Жуков и Сталин.

Ведущий: ... (ФИ учащегося) справился/не справился с раундом и принес/не принес команде очка. Счет игры - ________ . Победа в девятом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(На табло выставляется счет девятого раунда. На экране появляется заставка к игре “Что? Где? Когда?”, щелчок мыши по слайду (слайд 35).

Ведущий: Предоставим возможность отдохнуть знатокам. Дополнительный вопрос к болельщикам. Кто из исторических личностей были современниками?

Ответ: Жуков и Сталин.

Ведущий: Продолжаем игру. Напоминаю, что счет игры - _________.Начинаем десятый раунд! (Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Внимание! Тишина в зале. Итак, десятый вопрос. Против вас играет учитель обществознания ... (ФИО учителя). Внимание на экран!

Десятый вопрос (слайд 37).Перед вами изображены исторические события разных веков. Через три минуты назовите их.

Ведущий: Уважаемые знатоки! Время истекло. Ваш ответ? (Ответ учащихся). Ответ понятен. Внимание на экран. Правильный ответ.

(Щелчок мыши по слайду – слайд 38, 39, 40, 41).

Ведущий: Вы снова не справились/справились с этим раундом. Счет игры - ________ . Победа в десятом раунде одержана командой учителей/учащихся.

(На табло выставляется счет десятого раунда.)

Ведущий: Перед решающим раундом предоставим небольшой отдых нашим знатокам. Давайте поговорим об историческом событии на последнем слайде (слайд 41). Это Великая Отечественная война. Что вы знаете о ней?

(Ответы болельщиков).

Ведущий: В этом году мы будем праздновать 70-тилетие победы в Великой Отечественной войне.

(Возможно, немного информации ведущего об этом событии или заранее подготовленные учащиеся 9 класса выступят перед всеми собравшимися).

(На экране появляется заставка к игре “Что? Где? Когда?”, щелчок мыши по слайду (слайд 42).

Ведущий: Начинаем последний, решающий раунд! Одиннадцатый раунд!

(Раскручивание волчка знатоком)

Ведущий: Полная тишина в зале! Против вас играет психолог школы ... (ФИО психолога). Внимание вопрос!

Одиннадцатый вопрос (слайд 44). Иногда славяне устраивали пиры. Назывались они братчины. Пили славяне из деревянных ковшей. На пиру же по кругу пускалась большая чаша. Каждый присутствующий отпивал из нее и передавал соседу. Славяне считали, что после этого все становились... Как называлась эта чаша? Кем становились после этого славяне? (Обсуждение учащимися вопроса.)

Ведущий: Итак, время истекло. Ваш ответ? (Ответ учащихся). Ответ принят. Внимание на экран. Правильный ответ.

(Щелчок мыши по слайду с вопросом, появится изображение и правильный ответ).

Ответ: чаша называлась братиной. Все, кто выпивали из этой чаши, становились братьями, братались. На братчинах была возможность помирить поссорившихся соседей, простить друг другу обиды, испив совместно из чаши-братины.

Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в сегодняшней игре одержана командой учителей/учащихся. Мы поздравляем победителей.

(На табло выставляется счет последнего раунда. На экране появляется заставка к игре “Что? Где? Когда?”, щелчок мыши по слайду 44 (слайд 45).

Далее путем голосования выбирается лучший игрок и вопрос игры.

Вопросы раундов для ведущего. Приложение 2

Список литературы.

  1. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 7, 8, 9 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / [Б.П.Пузанов и др.]. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 311 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).
  2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7,8,9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб.- метод. Пособие / Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 233 с. – (Коррекционная педагогика)