Открытый урок по теме «Строение атмосферы». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Общая часть
Предмет География Класс 6
Тема урока Строение атмосферы
Цели урока
  • Показать значение атмосферы для жизни на планете;
  • Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение;
  • Сформировать понятие о тропосфере как части атмосферы, наиболее важной для жизни людей;
  • Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью.
Планируемые результаты
Предметные: дать представление об атмосфере; составлять и анализировать схему «Состав воздуха»; выяснять строение атмосферы;
делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле; понимать смысл выражения  «тропосфера- кухня погоды»
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения;
ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение определять понятия;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить логическое рассуждение; умозаключение и делать выводы;
развивать смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение применять полученные знания в социальной практике;
формирование учебных умений познавательной направленности, в том числе логических, а также умение преобразовывать текст из одного вида в другой.
Личностные: понимать, какое значение имеет воздушная оболочка Земли для жизни на Земле;
понимать необходимость охраны чистоты атмосферного воздуха в своей местности; 
Решаемая учебная проблема Что значит атмосфера для жизни на Земле и для человека?
Основные понятия, изучаемые на уроке Атмосфера, стратосфера, воздух, верхние слои атмосферы, тропосфера, метеорологические наблюдения.
Изучение нового материала
Основные задачи учителя:
Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
формирование способности каждого ученика в учебной деятельности;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационный момент. Активизация знаний

Урок учитель начинает с вопросов:

1. Из каких оболочек состоит наша планета?
2. Как они связаны друг с другом?
3. Какую оболочку мы уже  изучили?
4.  Что окутывает нашу Землю, простираясь вверх на несколько тысяч километров?
5. Что окружает нашу планету со всех сторон?
6.  Что означает слово атмосфера?
–  Вы уже поняли, что мы будем изучать сегодня  на уроке?

–  Итак, открываем тетради, записываем тему урока.

 

 

 

–  Учащиеся отвечают на вопросы, дают определения, делают выводы:

 

 

 

–  Учащиеся пишут в тетради тему урока.

2. Основной этап.  Изучение новой темы
1. Состав атмосферы. Атмосфера имеет сложный состав. Она состоит из смеси газов.

Вопрос: 1.Какие газы, входят в состав воздуха?
2. Что было бы, если в составе воздуха кислорода было больше, чем азота?

Работа с текстом учебника

Задание 1. Используя текст учебника и рис. 105, составьте схему.

Вопрос: Какую толщину имеет атмосфера?
Учитель объясняет значение основных газов атмосферы для жизни на Земле.

–  Учащиеся читают, отвечают на вопросы   и  выясняют,  какие это газы.
–  Составляют  схему, показывающую газовый состав атмосферы.

 

 

 

 

Работа с текстом и рисунком учебника.

2. «Строение атмосферы». Учитель, комментируя текст учебника, ставит перед учащимися вопросы:
1.Из каких слоев состоит атмосфера?
2. Чем отличается тропосфера от атмосферы?
3. Почему тропосфера – самый важный для человека слой атмосферы?
4. Меняется ли состав атмосферного воздуха с высотой?
5. Какой из слоев атмосферы представляет для человека наибольший интерес? Почему?
6. В каких слоях атмосферы возникает очень красивое явление природы?
7. Справедливо ли утверждение, что тропосфера – кухня погоды?
8. В чем важность озонового слоя?

 

–  Чтобы ответить на вопросы и  выяснить, из каких слоев состоит атмосфера, учащиеся внимательно читают раздел «Строение атмосферы».

 

–  Один из учащихся выступает с сообщением «Полярное сияние». Остальные в это время внимательно слушают, и отвечают на вопрос: Почему возникает полярное сияние?

3. Изучение атмосферы. Самостоятельная работа

Вопрос: С помощью,  каких технических средств изучают атмосферу?

–  Учащиеся  читают текст раздела «Изучение атмосферы» и делают краткую запись в тетради.
4. Значение атмосферы. Беседа учителя с учащимися.

Вопрос:  Что значит атмосфера для жизни на Земле и для человека? 

–  Учащиеся переходят к обсуждению проблемы –  Что значит атмосфера для жизни на Земле и для человека? 
Закрепление урока.
Работа по вариантам.

1. вариант. Установите соответствие.

Верхние слои атмосферы Полярные сияния
Стратосфера 80 % всего атмосферного воздуха
Тропосфера Температура с высотой растет
  Толщина от 8 до 18 км.
  Заканчивается на высоте 50 км.

2. вариант. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Воздушная оболочка Земли.
3. Смесь газов, составляющих воздушную оболочку Земли.
4.Слой атмосферы, располагающийся на высоте от 20 до 50 км. над поверхностью Земли.
5. Газ, составляющий большую часть атмосферы Земли.

По вертикали:

2. Нижний слой воздушной оболочки Земли.
6. Газ, необходимый для дыхания.

5. Завершающий этап

 Задание на дом. § 18, работа с ключевыми терминами.

–  Учащиеся работают по вариантам, затем проводят взаимопроверку.