Цель: знакомство с батиком; изучение техники выполнения эскиза (имитации) батика.
Задачи:
- формирование духовно-нравственной, культурно-образованной личности современного школьника; умения увидеть художественное своеобразие батика в изобразительном искусстве;
- овладение приёмами работы с тканью; развивать творческие способности учащихся на занятиях изобразительного искусства.
- развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности, развитие наблюдательности.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка, эскизы на формате А4 для каждого ученика
Зрительный ряд: презентация с последовательностью выполнения имитации батика; фотографии современных интерьеров с картинами ; детские работы.
Музыкальный ряд: Моцарт – Симфония N40, часть, Бетховен – Лунная соната, Вивальди – Весна (Времена года), Огинский – Полонез «Прощание с Родиной», Боккерини – Менуэт, Бетховен – К Элизе, Чайковский – Марш (Щелкунчик), Бетховен СимфонияN3, Haydn Symphony 100 1 Military, Tchaikovsky_Sentimental_Waltz_Op_51_6, Vivaldi_Vremena_goda_Autumn, Звон колоколов (запись).
Материал к уроку: ткань формата А4 для батика, карандаш , акварельные краски, соль.
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Формулирование проблемы. Целеполагание.
IV. Этап повторения изученного на прошлых
занятиях.
V. Сообщение нового материала с использованием
презентации.
VI. Выражение решения проблемы. Рефлексия.
VII. Физминутка.
VIII. Практическая работа.
IX. Просмотр, корректировка эскизов. Показ
наиболее удачных работ.
X. Анализ работ. Итог. Рефлексия.
Задание: создание рисунка композиции для батика, закрашивание фона в технике «солевой батик»
Обязательный минимум содержания
- Знать основные приёмы работы с тканью и уметь применять их на практике (Н).
- Продолжитьизучение свойств тёплых и холодных цветов и их смешение. Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П). (Н – необходимый уровень, П – программный уровень.)
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД, |
|
действия учителя |
действия учеников |
||
I. Организационный момент | Ход урока Приветствие. |
Готовность учащихся к уроку, наличие необходимого материала. | |
II. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний |
Постановка задач занятия. – Ребята, сегодняшнее наше занятие я хочу начать с загадки: – На чем еще можно рисовать, кроме бумаги?
– Правильно, но сегодня мы будем рисовать на
одном материале, наша одежда из чего состоит? |
Ученики отвечают на вопрос (возможный
вариант ответа): – на асфальте, – дереве, – ткани. – из ткани |
Познавательные действия 1. Уметь отличать витраж от мозаики. 2. Делать выводы, сравнивая разные декоративные техники. 3. Записать в тетрадь по искусству новое слово (витраж). |
III. Формулирование проблемы. Целеполагание | Совершенно верно – рисовать цветы на
ткани, а тема нашего занятия будет звучать так – .
«Детали рисунка (листок,цветок),эскиз. Батик». |
(Дети отвечают, учитель обобщает сказанное детьми и дополняет их ответы). | Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану использовать презентацию. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. |
V.Сообщение нового материала c использованием презентации | Знакомство с искусством батика в форме
беседы. Скажите, ребята, а кто создавал такую красоту? Правильно. Панно на шелке, выполненные талантливым художником несут в себе определенную световую гармонию, свободную вибрацию света и линий. Этими картинами хочется любоваться снова и снова. История декорирования ткани уходит в глубокую древность. Роспись по шелку или батик – одно из древнейших ремесел, родиной которого является Индонезия, где использовались натуральные краски, изготовлявшиеся на растительной основе. Очевидно, с незапамятных времен в человеке жила необходимость сделать свою одежду более нарядной. Новизна учебного материала заключается в способе передачи цвета на ткани. Практическая значимость – в многофункциональности объекта рисования (картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье) Знакомство с холодным батиком (солевая техника) Изучение техники росписи по ткани начинаем с солевой техники. Рассмотрим воздействие соли при росписи ткани. Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому –свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите ткань и, не давая ей высохнуть, нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней красители – и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли. |
возможный вариант ответа – Художники!
Дети говорят варианты ответа. Просмотр презентации. Комментарии учащихся. |
Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. развивать свою внимательность. 3. Уметь находить источник мотивации к учению и практическая значимость |
– Скажите, а в нашем современном мире, где вы можете встретить батик? | Рассмотреть фотографии современных интерьеров с картинами из ткани. | ||
VI. Выражение решения
проблемы. Современная технология изготовления батика состоит из трех этапов: |
Учитель обращает внимание на
проблемный вопрос урока и предлагает детям
ответить на него. Так как же выполняется простой батик? Давайте познакомимся с этапами изготовления: 1)
разработка эскиза; Существует несколько способов изготовления батика в школьных условиях. Это солевой батик, холодный, горячий и другие. Мы попробуем сделать имитацию солевого батика. Мы будем выполнять батик в определенной последовательности: А) Для начала – выбор из предложенных
композиций (см. Презентацию).
|
Ученики отвечают на вопрос (возможный вариант ответа): – Витражи выполняются по эскизам художников.
Рассматривают, анализируют. |
|
Необходимо отметить, что на всех этапах работы надо следить за аккуратностью, чтобы не повредить изображение, и быть осторожными во время работы с тканью (комкается, мнется). | Внимательно осматривают ткань и аккуратно работают на ней. | ||
VII. Физминутка | Учитель предлагает выполнить | Выполняют. | Здоровьесберегающая технология. |
VIII. Самостоятельная работа
учащихся над эскизом композиции Рассматривание образцов. Краткий анализ. |
– Какое настроение передают эти
рисунки? – Что вам особенно понравилось и почему? Как вариант можно для каждого ряда создать свои композиции (групповая работа) затем ряды сравнивают законченную работу. (для разработки эскиза можно предложить темы). Загадка
Эталон росписи – С чего мы начнем работу над рисунком? Конечно,
с изучения того цветка, который будем рисовать.
Художник П. П. Кончаловский писал: «Цветок нельзя
писать «так себе», простыми мазочками, его надо
изучить, и так же глубоко, как и все другое». Роспись цветов Прорисовка фона по-сырому
|
Все ребята приступают к практической
работе. Часть учащихся (группа) работают над общим выбранным эскизом, остальные работают на своих альбомах, как варианты. Затем – индивидуальная работа учащихся. …нарцисс
Применение изученых знаний и выполнение практической работы. |
Личностные результаты 1. Оценивать ход творческих работ как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых творческих работ (хорошо/плохо) с позиции эмоциональных, нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятель ности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей |
IX. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. | В процессе удачные работы
демонстрируются классу.
|
Корректируют, уточняют свои фрагменты композиции. | |
X. Анализ работ. Итог. Рефлексия. Выставка работ и их защита | Учитель просит показать всем ребятам
наиболее удачные работы. Критерии оценивания: Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.
|
Показывают. Выкладывают работы на ватман. Оценивают коллективную работу. Играют в художников и зрителей. Задают вопросы, отвечают, анализируют работы. | |
Домашнее задание | Обвести контуры рисунка дома тонким черным маркером или фломастером, поместить работу в рамочку и повесить картину на видное место. |