Цели урока:
Образовательные:
- повышение познавательного интереса к предмету математика;
- повторение в игровой форме материалов, изученных в курсе математики.
Развивающие:
- способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли;
- формирование и развитие творческих и умственных способности учащихся (память, логическое мышление, пространственное воображение и т.д.).
Воспитательные:
- воспитание культуры математического мышления;
- воспитание чувства коллективизма, командного духа, ответственности.
Ход игры
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы начинаем наш урок под названием “Интеллектуальная игра по математике”, посвященный повторению многих разделов математики. Хочу представить вам наше справедливое и компетентное жюри, в состав которого входят уважаемые учителя.
Прежде чем приступить к игре, вам необходимо разбиться на 3 команды. Для этого проведем жеребьевку. Сейчас каждый из вас подходит ко мне и достает, не глядя, из мешочка бумажку. На каждой из этих бумажек написаны слова (или словосочетания), которые образуют высказывание о математике того, или иного великого человека. (Приложение 1). Высказываний будет три, как и команд.
“Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!”– эти слова принадлежат венгерскому, швейцарскому и американскому математику Дьёрдь Помйа, который внёс большой вклад в популяризацию науки и написал несколько книг о том, как решают задачи и как надо учить решать задачи.
“Математика нужна для изучения многих наук, но сама она не нуждается ни в какой науке” – так в свое время высказался о математике великий российский педагог и психологПётр Каптерев.
“Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости” сказал в свое время Наум Яковлевич Виленкин, советский математик, автор школьных учебников, популяризатор математики.
- Первое высказывание: “Если вы хотите, научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться,решать задачи, то решайте их!”
- Второе высказывание: “Математика нужна, для изучения, многих наук, но сама она, не нуждается, ни в какой, науке”.
- Третье высказывание: “Решение, трудной, математической, проблемы, можно сравнить, с взятием крепости”
Таким образом, собрав слова в предложение, класс разбивается на 3 команды.
Музыкальная пауза. Звучит Джеймс Ласт - Одинокий пастух
Во время музыкальной паузы, команды совещаются и выбирают себе капитана и придумывают название.
Представление команд, начало игры. (Презентация)
Учитель: Итак, игра состоит из трех раундов:
- 1 раунд – Блиц-опрос
- 2 раунд – Категория
- 3 раунд – Конкурс капитанов
1 раунд – блиц-опрос. Каждая команда получает по 10 вопросов, на обдумывание которых, дается 1 минута. 1 верный ответ – это 1 балл.
1 раунд – Блиц-опрос
Вопросы для 1 команды:
- Первая координата точки? (абсцисса)
- Утверждение, принимаемое без доказательства? (аксиома)
- Действие, обратное возведению в квадрат? (извлечение из квадратного корня)
- Площадь круга с радиусом r? ()
- Зависимость одной переменной от другой? (функция)
- Как называется геометрическая фигура, состоящая из множества точек, расположенных на заданном расстоянии от заданной точки? (окружность)
- Сколько цифр вы знаете? (10)
- Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны? (медиана)
- Прямые, которые не пересекаются? (параллельные)
- Как называется формула: ? (куб суммы)
Вопросы для 2 команды:
- Вторая координата точки? (ордината)
- Большая сторона прямоугольного треугольника? (гипотенуза)
- Чему равен 1 пуд? (16 кг)
- Площадь поверхности куба с измерением а? (S=6a2)
- Длина окружности с радиусом R? (C=2)
- Как называется четырехугольник, у которого 2 стороны параллельны, а две другие нет? (трапеция)
- Что такое неправильная дробь? (у которой числитель больше или равен знаменателя)
- При умножении десятичных дробей на 10,100 и т.д. запятая переносится...? (вправо)
- Периметр квадрата с площадью 1600 кв.ед? (160)
- Как называется формула: (a-b) * (a+b)? (разность квадратов)
Вопросы для 3 команды:
- Точка пересечения осей координат называется...? (начало координат)
- НОД чисел 12 и 36? (12)
- Как называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону? (высота)
- Как называется формула: (a-b) * (a2+аb+b2)? (разность кубов)
- Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями a, b, с? (V = abc)
- Какие числа называются взаимно-обратными?(в произведении дают 0)
- Чему равен 5% от 100 рублей? (5 рублей)
- В чем заключается геометрический смысл модуля? (расстояние до 0)
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант равен 0? (1)
- Через какие четверти проходит график прямой у = -7х? (II и IV)
Музыкальная пауза. Звучит RobertMiles - Children
Учитель: Слово предоставляется членам нашего жюри, для озвучивания результатов 1 раунда.
В следующем раунде у команд есть возможность самим выбрать ту или иную категорию. Каждая из категорий состоит из пяти заданий (вопрос, пример, задача) на обдумывание каждого из которых дается 3 минуты. Возможности выбора номера задания у команд нет, так как они будут открываться последовательно. Верные ответы оцениваются по 5 баллов, но, если ответ неполный, либо с какими-то недочетами, жюри имеет право снизить оценку по своему усмотрению. Если командаотвечает неверно, то правом ответа могут воспользоваться команды соперников. Ответы игроки пишут на листочках и передают жюри для проверки.
Очередность выбора категории определяется количеством набранных командами баллов – первыми категорию выбирает команда с наибольшим количеством баллов.
2 раунд – Категория
Золотое сечение:
- Настоящее имя Фибоначи, автора “золотого ряда” (Леонардо Из Пиза)
- Назовите формулу “золотого прямоугольника” (Длина : ширина = 1,618)
- Назовите формулу “золотого треугольника” (Боковая сторона : основание=1 : 1,618)
- Каждый член ряда Фибоначи, начиная с 3го равен сумме двух предыдущих. Первые три члена 0, 1, 1. Назовите следующие 7 членов. (2,3,5,8,13,21,34)
- Чтобы познакомить людей с золотым рядом Фибоначи, математики одного из университетов в Финлядии на вышке одного из заводов вывесили в ряд, сверху-вниз, числа образующие “золотой ряд”. Назовите город:
1) Хельсинки 2) Турку 3) Порвоо 4) Иматра (Турку)
Числа
- Сколько будет 100 на половину? (200)
- Дать название числам: 251658240 (иррациональные)
- Найдите составное число: 17, 23, 43, 53,111 (111)
- Дать название числам: 0,(2); 2,(21) (рациональные)
- Чему равна половина числа 2 в степени 2008? (2 в степени 2007)
Задачи:
- Футболка стоила 450 рублей. После повышения цены она стала стоить495 рублей. На сколько процентов была повышена цена на футболку? (10%)
- Поезд Москва-Оренбург отправляется в 17:25, а прибывает в 19:25 на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути? (26 часов)
- Мотоциклист проехал ? намеченного пути, что составило 135 км. Сколько ему осталось проехать? (45 км)
- Заказ на 270 деталей 1й рабочий делает на 3 часа быстрее, чем 2ой. Сколько делает деталей в час 2ой рабочий, если 1й делает на 3 детали больше? (15 деталей)
- На пароходе пассажиров 900 человек, 25 человек – команда. Сколько шлюпок надо на всех, если шлюпка вмещает 50 человек? (19 шлюпок)
Уравнения:
Учитель: Слово предоставляется членам нашего жюри, для озвучивания результатов 2 раунда.
Музыкальная пауза. Звучит Франк Пурсель - Манчестер-Ливерпуль
Мы переходим к 3-ему раунду – это конкурс капитанов. Капитаны сейчас должны подойти ко мне и достать одну из трех цветных фишек – красный, желтый или синий. Капитанам предлагается табло с 36-ю ячейками. На несколько секунд табло открывается, и капитаны имеют возможность запомнить месторасположение своих ячеек и ячеек соперников.
Игрок получает 3 очка за правильный ответ на вопрос специальной темы соперника, 2 очка за ответ на вопрос своей темы и 1 очко за ответ на вопрос из категории общих знаний (ячейка серого цвета). Победителем становится тот, кто наберет наибольшее количество баллов.
Звучит песня капитанов
3 раунд – Конкурс капитанов
- Как найти гипотенузу с, зная катеты а и b? ( )
- Лизе было разрешено гулять 1,5 часа, но она гуляла 90 минут. Почему мама ее не ругала? (90 мин = 1,5 часа)
- Как называется 1 признак равенства треугольников? (по двум сторонам и углу между ними)
- Как называются углы 2 и 8?
(накрест лежащие) - Чему равен внешний угол треугольника? (сумме двух углов, не смежных с ним)
- Чему равна сумма ? (20)
- Чему равен синус острого угла в прямоугольном треугольнике? (отношению противоположного катета к гипотенузе)
- Равенство с переменной называется? (уравнение)
- Катет, противолежащий углу в 30° равен? (половине гипотенузы)
- Два радиуса, лежащие на одной прямой? (диаметр)
- Существует ли треугольник с тремя углами: 70°, 45°, 60°?(нет, так как сумма углов равна 175°)
- Чему равна площадь треугольника со сторонами 2, 6 и 8 см? (Такого треугольника не существует, так как не выполняется неравенство треугольника)
- Два отца и два сына решили заказать 3 пиццы, но каждый из них съел по одной целой. Каким образом? (это были дед, отец и сын)
- Как называется пара углов 1 и 5? (соответственные)
- Какими свойствами обладают диагонали ромба? (они взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов)
- Формула нахождения дискриминанта квадратного уравнения? (D = b2-4ас)
- Как называется пара углов 2 и 5? (односторонние)
- Чему равно значение выражения ? (1/3 )
- Что является графиком уравнения у= 5х? (прямая)
- Представьте число 5200 в стандартном виде (5,2 * 103 )
- График квадратичной функции? (парабола)
- Единица измерения драгоценных камней (карат)
- Представьте десятичную дробь 5,75 в виде смешанного числа (5 3/4)
- Что такое абак? (счеты)
- Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делитель равен 1)
- Основное свойство пропорции? (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних)
- Сколько ар составляют 2 га? (200 ар)
- Целые числа – это? (Натуральные числа, 0 и числа, противоположные натуральным, образуют множество целых чисел)
- Выразите 3 см в метрах (0,03 м)
- Какие числа называются простыми? (Числа, у которых 2 делителя: 1 и само число)
- Многократное умножение натурального числа на самого себя? (возведение в степень)
- Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны 5 см, 9 см и 2 см (90 см3)
- Сколько корней имеет уравнение 2х2+32=0? (нет корней)
- Решением неравенства - x+1<5 является? (x>-4)
- Отношение длины окружности к его радиусу? ()
Кто является автором высказывания: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” (М.В.Ломоносов)
Музыкальная пауза. Звучит Вивальди - Скрипка страдивари
Подведение итогов игры.
Примечание: На слайдах гиперссылка осуществляется кликом на изображение совы в правом нижнем углу.