Интеллектуальная игра по математике среди учащихся 8-х классов

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • повышение познавательного интереса к предмету математика;
  • повторение в игровой форме материалов, изученных в курсе математики.

Развивающие:

  • способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли;
  • формирование и развитие творческих и умственных способности учащихся (память, логическое мышление, пространственное воображение и т.д.).

Воспитательные:

  • воспитание культуры математического мышления;
  • воспитание чувства коллективизма, командного духа, ответственности.

Ход игры

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы начинаем наш урок под названием “Интеллектуальная игра по математике”, посвященный повторению многих разделов математики. Хочу представить вам наше справедливое и компетентное жюри, в состав которого входят уважаемые учителя.

Прежде чем приступить к игре, вам необходимо разбиться на 3 команды. Для этого проведем жеребьевку. Сейчас каждый из вас подходит ко мне и достает, не глядя, из мешочка бумажку. На каждой из этих бумажек написаны слова (или словосочетания), которые образуют высказывание о математике того, или иного великого человека. (Приложение 1). Высказываний будет три, как и команд.

“Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!”– эти слова принадлежат венгерскому, швейцарскому и американскому  математику Дьёрдь Помйа, который внёс большой вклад в популяризацию науки и написал несколько книг о том, как решают задачи и как надо учить решать задачи.

“Математика нужна для изучения многих наук, но сама она не нуждается ни в какой науке” – так в свое время высказался о математике великий российский педагог и психологПётр  Каптерев.

“Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости” сказал в свое время Наум Яковлевич Виленкин,  советский математик, автор школьных учебников, популяризатор математики.

  • Первое высказывание: “Если вы хотите, научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться,решать задачи, то решайте их!”
  • Второе высказывание: “Математика нужна, для изучения, многих наук, но сама она, не нуждается, ни в какой, науке”. 
  • Третье высказывание: “Решение, трудной, математической, проблемы, можно сравнить, с взятием крепости”

Таким образом, собрав слова в предложение, класс разбивается на 3 команды.

Музыкальная пауза. Звучит Джеймс Ласт - Одинокий пастух

Во время музыкальной паузы, команды совещаются и выбирают себе капитана и придумывают название.

Представление команд, начало игры. (Презентация)

Учитель: Итак, игра состоит из трех раундов:

  • 1 раунд – Блиц-опрос
  • 2 раунд – Категория
  • 3 раунд – Конкурс капитанов

1 раунд – блиц-опрос. Каждая команда получает по 10 вопросов, на обдумывание которых, дается 1 минута. 1 верный ответ – это 1 балл.

1 раунд – Блиц-опрос

Вопросы для 1 команды:

  1. Первая координата точки? (абсцисса)
  2. Утверждение, принимаемое без доказательства? (аксиома)
  3. Действие, обратное возведению в квадрат? (извлечение из квадратного корня)
  4. Площадь круга с радиусом r? ()
  5. Зависимость одной переменной от другой? (функция)
  6. Как называется геометрическая фигура, состоящая из множества точек, расположенных на заданном расстоянии от заданной точки? (окружность)
  7. Сколько цифр вы знаете? (10)
  8. Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны? (медиана)
  9. Прямые, которые не пересекаются? (параллельные)
  10. Как называется формула: ? (куб суммы)

Вопросы для 2 команды:

  1. Вторая координата точки? (ордината)
  2. Большая сторона прямоугольного треугольника? (гипотенуза)
  3. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  4. Площадь поверхности куба с измерением а? (S=6a2)
  5. Длина окружности с радиусом R? (C=2)
  6. Как называется четырехугольник, у которого 2 стороны параллельны, а две другие нет? (трапеция)
  7. Что такое неправильная дробь? (у которой числитель больше или равен знаменателя)
  8. При умножении десятичных дробей на 10,100 и т.д. запятая переносится...? (вправо)
  9. Периметр квадрата с площадью 1600 кв.ед? (160)
  10. Как называется формула: (a-b) * (a+b)? (разность квадратов)

Вопросы для 3 команды:

  1. Точка пересечения осей координат называется...? (начало координат)
  2. НОД чисел 12 и 36? (12)
  3. Как называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону? (высота)
  4. Как называется формула: (a-b) * (a2+аb+b2)? (разность кубов)
  5. Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями a, b, с? (V = abc)
  6. Какие числа называются взаимно-обратными?(в произведении дают 0)
  7. Чему равен 5% от 100 рублей? (5 рублей)
  8. В чем заключается геометрический смысл модуля? (расстояние до 0)
  9. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант равен 0? (1)
  10. Через какие четверти проходит график прямой у = -7х? (II и IV)

Музыкальная пауза. Звучит RobertMiles - Children

Учитель: Слово предоставляется членам нашего жюри, для озвучивания результатов 1 раунда.

В следующем раунде у команд есть возможность самим выбрать ту или иную категорию. Каждая из категорий состоит из пяти заданий (вопрос, пример, задача) на обдумывание каждого из которых дается 3 минуты. Возможности выбора номера задания у команд нет, так как они будут открываться последовательно. Верные ответы оцениваются по 5 баллов, но, если ответ неполный, либо с какими-то недочетами, жюри имеет право снизить оценку по своему усмотрению. Если командаотвечает неверно, то правом ответа могут воспользоваться команды соперников. Ответы игроки пишут на листочках и передают жюри для проверки.

Очередность выбора категории определяется количеством набранных командами баллов – первыми категорию выбирает команда с наибольшим количеством баллов.

2 раунд – Категория

Золотое сечение:

  1. Настоящее имя Фибоначи, автора “золотого ряда” (Леонардо Из Пиза)
  2. Назовите формулу “золотого прямоугольника” (Длина : ширина = 1,618)
  3. Назовите формулу “золотого треугольника” (Боковая сторона : основание=1 : 1,618)
  4. Каждый член ряда Фибоначи, начиная с 3го равен сумме двух предыдущих. Первые три члена 0, 1, 1. Назовите следующие 7 членов. (2,3,5,8,13,21,34)
  5. Чтобы познакомить людей с золотым рядом Фибоначи, математики одного из университетов в Финлядии на вышке одного из заводов вывесили в ряд, сверху-вниз, числа образующие “золотой ряд”. Назовите город:
  6. 1) Хельсинки 2) Турку 3) Порвоо 4) Иматра (Турку)

Числа

  1. Сколько будет 100 на половину? (200)
  2. Дать название числам: 251658240 (иррациональные)
  3. Найдите составное число: 17, 23, 43, 53,111 (111)
  4. Дать название числам: 0,(2); 2,(21) (рациональные)
  5. Чему равна половина числа 2 в степени 2008? (2 в степени 2007)

Задачи:

  1. Футболка стоила 450 рублей. После повышения цены она стала стоить495 рублей. На сколько процентов была повышена цена на футболку? (10%)
  2. Поезд Москва-Оренбург отправляется в 17:25, а прибывает в 19:25 на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути? (26 часов)
  3. Мотоциклист проехал ? намеченного пути, что составило 135 км. Сколько ему осталось проехать? (45 км)
  4. Заказ на 270 деталей 1й рабочий делает на 3 часа быстрее, чем 2ой. Сколько делает деталей в час 2ой рабочий, если 1й делает на 3 детали больше? (15 деталей)
  5. На пароходе пассажиров 900 человек, 25 человек – команда. Сколько шлюпок надо на всех, если шлюпка вмещает 50 человек? (19 шлюпок)

Уравнения:

Учитель: Слово предоставляется членам нашего жюри, для озвучивания результатов 2 раунда.

Музыкальная пауза. Звучит Франк Пурсель - Манчестер-Ливерпуль

Мы переходим к 3-ему раунду – это конкурс капитанов. Капитаны сейчас должны подойти ко мне и достать одну из трех цветных фишек – красный, желтый или синий. Капитанам предлагается табло с 36-ю ячейками. На несколько секунд табло открывается, и капитаны имеют возможность запомнить месторасположение своих ячеек и ячеек соперников.

Игрок получает 3 очка за правильный ответ на вопрос специальной темы соперника, 2 очка за ответ на вопрос своей темы и 1 очко за ответ на вопрос из категории общих знаний (ячейка серого цвета). Победителем становится тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

Звучит песня капитанов

3 раунд – Конкурс капитанов

  1. Как найти гипотенузу с, зная катеты а и b? ( )
  2. Лизе было разрешено гулять 1,5 часа, но она гуляла 90 минут. Почему мама ее не ругала? (90 мин = 1,5 часа)
  3. Как называется 1 признак равенства треугольников? (по двум сторонам и углу между ними)
  4. Как называются углы 2 и 8?

    (накрест лежащие)
  5. Чему равен внешний угол треугольника? (сумме двух углов, не смежных с ним)
  6. Чему равна сумма ? (20)
  7. Чему равен синус острого угла в прямоугольном треугольнике? (отношению противоположного катета к гипотенузе)
  8. Равенство с переменной называется? (уравнение)
  9. Катет, противолежащий углу в 30° равен? (половине гипотенузы)
  10. Два радиуса, лежащие на одной прямой? (диаметр)
  11. Существует ли треугольник с тремя углами: 70°, 45°, 60°?(нет, так как сумма углов равна 175°)
  12. Чему равна площадь треугольника со сторонами 2, 6 и 8 см? (Такого треугольника не существует, так как не выполняется неравенство треугольника)
  13. Два отца и два сына решили заказать 3 пиццы, но каждый из них съел по одной целой. Каким образом? (это были дед, отец и сын)
  14. Как называется пара углов 1 и 5? (соответственные)
  15. Какими свойствами обладают диагонали ромба? (они взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов)
  16. Формула нахождения дискриминанта квадратного уравнения? (D = b2-4ас)
  17. Как называется пара углов 2 и 5? (односторонние)
  18. Чему равно значение выражения ? (1/3 )
  19. Что является графиком уравнения у= 5х? (прямая)
  20. Представьте число 5200 в стандартном виде (5,2 * 103 )
  21. График квадратичной функции? (парабола)
  22. Единица измерения драгоценных камней (карат)
  23. Представьте десятичную дробь 5,75 в виде смешанного числа (5 3/4)
  24. Что такое абак? (счеты)
  25. Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делитель равен 1)
  26. Основное свойство пропорции? (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних)
  27. Сколько ар составляют 2 га? (200 ар)
  28. Целые числа – это? (Натуральные числа, 0 и числа, противоположные натуральным, образуют множество целых чисел)
  29. Выразите 3 см в метрах (0,03 м)
  30. Какие числа называются простыми? (Числа, у которых 2 делителя: 1 и само число)
  31. Многократное умножение натурального числа на самого себя? (возведение в степень)
  32. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны 5 см, 9 см и 2 см (90 см3)
  33. Сколько корней имеет уравнение 2х2+32=0? (нет корней)
  34. Решением неравенства - x+1<5 является? (x>-4)
  35. Отношение длины окружности к его радиусу? ()

Кто является автором высказывания: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” (М.В.Ломоносов)

Музыкальная пауза. Звучит Вивальди - Скрипка страдивари

Подведение итогов игры.

Примечание: На слайдах гиперссылка осуществляется кликом на изображение совы в правом нижнем углу.