Тип урока: деловая игра.
Цели: формирование эффективно действующей команды.
Задачи: научить работать в команде; принимать групповые решения; формировать доверие по отношению к своим товарищам; развивать коммуникативную гибкость; учить взаимопомощи и поддержке.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные и парные; методы: словесный (беседа), наглядный (презентация), практический, проблемно-поисковый, рефлексия.
Оснащение урока: компьютер, презентация, мультимедиа, фломастеры, салфетки, газеты.
Ход занятия
Слайд 1 - Здравствуйте. Несмотря на то, что на улице морозно, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас. Если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
Посмотрите, мы все улыбаемся, значит, в данную минуту мы счастливы, спокойны, веселы.
Все вы учитесь в одном классе вот уже 5-й год и, надеюсь, хорошо друг друга знаете. А теперь давайте познакомимся со мной. Возьмите один из листков бумаги с ладошкой и напишите крупно и красиво свое имя. Молодцы! Чтобы я запомнила, как вас зовут, наденьте их на шею. Вот мы с вами и познакомились!
- А теперь посмотрите друг на друга и скажите: Чем вы друг на друга похожи? Но только так, чтобы ваши ответы не повторялись. (мы мальчики, одноклассники, есть хвостики и т.д.)
Хорошо! Следующее испытание: Возьмите салфетки и оторвите правый уголок, затем противоположный, сверните салфетку дважды так, чтобы оторванные уголки совпали и оторвите серединку.
- Молодцы! Теперь разворачиваем салфетку. Посмотрите, есть ли у нас одинаковые?
- Правильно, их нет. Салфетки наши получились разные. Когда вы смотрели друг на друга, вы правильно отметили, что мы все люди: мальчики, девочки, одноклассники. Но мы все с вами разные: с разными увлечениями, интересами, вкусами. Мы все разные и наши салфетки разные. Несмотря на это, мы должны уметь слушать друг друга, уважать, считаться с чужим мнением, только тогда мы будем жить в мире и согласии. Согласны со мной?
А сейчас посмотрите на слайд 2: (репка, лебедь, рак и щука, репка все вместе).
- Вы узнали героев на этих картинках?
- А как вы думаете, почему именно эти эпизоды я вам показываю?
- Чему учат басня и сказка?
- Молодцы! Когда мы все вместе, единой командой, мы можем и умеем договориться. Поэтому наша задача научиться договариваться и стать самым сплоченным классом, единой командой, работать вместе.
Любой коллектив похож на мозаику, мы - как кусочки мозаики вместе создаем рисунок.
Если хоть одного кусочка не будет, рисунок будет не красивым. Верно?
-Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать команда, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо.
- Вначале нашего знакомства мы не случайно разобрали ладошки на листах разного цвета. По цвету ваших ладошек вы образуете команду. Пересаживаемся.
Слайд 3: (круг, разделенный на 12 частей. На каждом радиусе с внешней стороны круга подписаны качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность. Каждый радиус окружности внутри делится на 5 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта. Дети получают листы с качествами команды, на которых выставляют свои оценки и рисуют паутинку)
- А вот теперь вместе, сообща, каждый своей командой оцените по 5бальной шкале, насколько важны все эти качества для единого сплоченного коллектива. Рисуйте точки крупнее. У вас на парте есть листы с этим заданием.
- А теперь соедините маркером, цвета вашей команды, все точки, и у вас получится паутинка.
- Давайте посмотрим, какие паутинки у вас получились.
- Если она ближе она к центру, то команде трудно. А чем ближе паутинка к краям, тем сплоченнее команда и тем комфортнее каждому в нем. Судя по вашим паутинкам, каждой команде легко и комфортно. (крепим на доску рисунки)
- Ребята, скажите, а каких качеств не хватает вашим командам, чтобы окружность была идеальной? Какие качества не дотянули до 5?
Итог: Да, ребята, мы не должны забывать, когда мы все вместе, единой командой и каждый думает о результате общего дела, мы справимся с любыми трудностями.
Слайд 4. А теперь вперед к трудностям. Представим, что мы плыли на корабле, но он потерпел крушение, есть спасательные шлюпки, в которых нужно будет продержаться на волнах до прилета самолета со спасателями.
(Каждая команда получает по газете (это шлюпка, на которой надо спастись), участники должны договориться и как-то уместиться в своих “шлюпках” (ноги участников не должны касаться пола) и продержаться в течение минуты.)
- Уже темнеет и для того, что бы вам не потеряться в темноте, необходимо соединить “шлюпки” (с помощью рук, ног, одежды) и продержаться в связке минуту.
- И вдруг море разбушевалось, и шлюпки начинают тонуть. Надо переместиться всей команде на две оставшиеся шлюпки, уместиться на них и продержаться там еще минуту.
- Молодцы! И вот волной нас выбросило на необитаемый остров. Сходим со шлюпок. (Рассаживаются)
- Скажите, ребята, что помогло нам спастись? Не потеряться в море?
- Верно, потому что мы – вместе!
Итак, на необитаемом острове, на который мы попали, есть все условия для жизни (животные, пресная вода, деревья), но с собой у нас нет абсолютно ничего, кроме одежды, в которой мы находимся. Исследуя остров, мы нашли в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы, но каждый можем взять себе лишь 5 предметов, при этом советоваться друг с другом нельзя. Поделиться или обменяться предметами друг с другом, потом тоже будет нельзя. Возьмите листочки и напишите, каждый, какие 5 предметов вы возьмете с собой.
(Слайд 5 со списком предметов. Каждый участник на отдельном листке бумаги записывает 5 предметов, которые он возьмет с собой.) После выполнения всеми этой части упражнения:
- Ребята, хоть у каждого из вас и есть по 5 предметов, но ситуация такова, что всей команде можно унести из пещеры только 5 предметов.
(После этого все совещаются и составляют один общий список.)
- Ребята, но вот на горизонте появился корабль, чтобы он успел нас заметить, мы должны бегом бежать на берег, но каждая из команд может вынести из пещеры только по одному предмету.
- Итак (обращаясь к командам), что вы с собой возьмете? Решение вы должны принять вместе. (слова с их ответами вывешиваю на доску)
- Я очень рада, что мы спаслись. Как вы думаете, получилось ли у нас договориться? Что помогло этому?
- И в конце нашего знакомства мне хотелось бы узнать:
- Что полезного вы возьмете с собой с урока?
- Считаете ли вы, что сегодня наш коллектив стал немножечко сплоченнее?
- В начале занятия мы сказали, что все мы разные, а что помогло нам быть вместе?
- Верно. (Cлайд 6)
- А теперь встанем все в круг, возьмемся за руки, поднимем их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству, потому что МЫ - ВМЕСТЕ! (хором). (Слайд 7) Спасибо за общение.