НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР «Плоды. Урожай плодов. Дифференциация: овощи, фрукты, ягоды»

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: обобщение представлений детей о дарах осени: овощах, фруктах, ягодах.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:
– систематизировать и закрепить знания детей об осени и плодах осени.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:          
– развивать внимание, память, мышление детей,
– активизировать словарь по данной теме,
– образовывать прилагательные от существительных;
– формировать навыки ведения диалогической речи;
– расширять глагольный словарь;
– закреплять умение составлять распространенные предложения;
– формировать умение понимать учебную инструкцию и самостоятельно выполнять ее.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
– воспитывать отношения к труду человека.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации:

Наглядные: демонстрация наглядных пособий.
Словесные: беседа.
Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

Лексический материал:

Пассивный словарь: садовники, огородники,
Осень, плоды, растения, фрукты, овощи, ягоды, копаю, поливаю, сею, полю, рыхлю, дергаю, срываю, срезаю и т.п.

Оборудование:

Гость: Осень.
Разрезные картинки «Сад», «Огород»; муляжи овощей, фруктов, ягод; музыка; картины «Сад», «Огород»; схемы «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»; предметные картинки; плоскостные изображения кастрюли, банки, тарелки; яблоки.

Предварительная работа:

Чтение и пересказ рассказов «Наш огород», «Наш сад» по картинкам и схематичному плану;
Чтение и разбор стихотворения «Осень» И.Винокурова;
Разбор пословицы «Не потопаешь – не полопаешь».
Работа по схемам,
Экскурсия в Малую Академию и приусадебный участок;
Игра-лото «Лес, поле, сад, огород».

Структура НОД:

I. Начало НОД

Педагог читает стихотворение «Осень» И. Винокурова:

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.

II.  Процесс НОД

1. Сообщение темы занятия

– О каком времени года говорится в стихотворении?
– Что подарила осень деревьям?
– А что подарила осень нам?
– Чем  еще  нас одарила осень?
– Ребята, а вы знаете, как назвать одним словом фрукты, овощи, ягоды, грибы (шишки, семена)? (плоды).
– Для чего  нам нужны плоды?
– А  кто еще кроме нас питается этими плодами?
– Сегодня мы поговорим с вами о плодах осени. А вот о каких плодах мы догадаемся, если соберем картинки.

2. Упражнение «Собери картинку»

Дети собирают разрезные картинки «Фрукты», «овощи», «ягоды»
– Что изображено на ваших картинках.
– Как их назвать одним словом?
– Назовите самый главный отличительный признак, чем они отличаются фрукты от овощей, фрукты от ягод?

3. Встреча Осени

Звучит музыка, появляется Осень.

– Здравствуйте ребята! Услышала я, что вы говорите о моих плодах, и захотелось мне с вами познакомиться.

4. Игра «Расскажи Осени»

Педагог: Спасибо тебе Осень, за твои плоды.
Осень: Знаю я, что у вы побывали в настоящем саду и огороде. А вы знакомы с работой садовников и огородников?
Педагог:  Конечно, знакомы, ребята даже здесь в детском саду знакомились с работой в саду и огороде. А давайте мы Осени расскажем, как мы были садовниками и огородниками.

Дети делятся на две команды «Садовники» и «Огородники» и встают рядом с соответствующей картиной. Происходит поочередный пересказ рассказов по плану, предложением  каждым ребенком.

«Наш сад»: Вот наш сад. В саду растут фрукты и ягоды. Мы работали в саду весной, летом и осенью. Весной мы белили стволы деревьев, опрыскивали их, окапывали землю вокруг деревьев и кустов. Летом мы поливали эти растения. А осенью собирали урожай яблок, груш, слив, вишни.

«Наш огород»: Вот наш огород. Там растут овощи. Мы работали на огороде весной летом и осенью. Весной мы копали грядки и сажали капусту, картошку, лук. Мы сеяли морковь, репу, свеклу. Летом мы поливали и пололи грядки. Осенью мы копали картофель, дергали морковь и репу.

Осень: Молодцы, ребята! Верно, в народе говорят, не потопаешь – не полопаешь!

5. Физкультминутка

Педагог: А теперь давайте покажем Осени, как мы умеем топать на огороде и в саду. Присоединяйся к нам , Осень.

Педагог: Я копаю.
Дети: Мы копаем. (имитируют копание лопатой). (сею, сажаю, поливаю, полю, рыхлю, дергаю, срезаю, срываю, собираю, срубаю, устала).
Педагог: Устали, хорошо поработали. Давайте теперь отдохнем. (дети садятся на стулья).

6. Упражнение «Сортируем урожай»

Педагог: Большой урожай мы собрали. А чтобы сохранить урожай на целый год, что делают люди с плодами? Чтобы сделать заготовки, давайте, разложим плоды по полочкам. Догадайтесь, где что лежит?
Дети получают предметные картинки с изображением овоща, фрукта или овоща. Ребенок  ставит картинку под соответствующей схемой (индивидуально).

7. Упражнение «Закончи предложение»

Осень:
– Какие плоды находятся на верхней полочке? (Средней, нижней).
– А почему вы разложили овощи (фрукты, ягоды) на верхнюю (нижнюю, среднюю) полочку?

8. Упражнение «Делаем заготовки»

Осень: А знаете ли вы, что можно приготовить из моих плодов?

Педагог: Знаем Осень, правда, ребята? Сейчас мы с вами приготовим заготовки.

Дети  берут картинку с изображением плода и посуды.

Я приготовлю морковный салат.
Я приготовлю вишневое варенье.
Я приготовлю кабачковую икру.
Я приготовлю рябиновый компот.
Я приготовлю картофельный суп.
Я приготовлю яблочное пюре.

9. Объясни пословицу

Осень: Быстро вы управились. Заготовок надолго хватит. Я знаю еще одну народную мудрость, один день весь год кормит. А вы знаете, что это означает?

Дети объясняют смысл пословицы.

– Правильно, осенью для сбора урожая и заготовок на зиму каждый день важен. Топаем осенью  не только на огороде и в саду, но и на кухне, тогда и лопать будем целый год.

III. Окончание НОД

1. Подведение итогов

– Ребята, про какие плоды мы с вами сегодня говорили?
– А почему людям необходимо постоянно кушать фрукты, овощи и ягоды?
– Правильно ребята, если вы постоянно будете кушать фрукты, овощи и ягоды, то никогда не будете болеть и станете сильными.

2. Оценка деятельности

– Молодцы ребята! Очень понравилось мне у вас, вы мне очень помогли.

3. Поощрение

– Хочу я вас отблагодарить,  и приготовила вам подарки. Чем угощу вас, не скажу, а о нем я расскажу:
Это – фрукт. Он растёт на дереве, в саду. Он красный, круглый, сладкий, твердый. Снаружи кожица, внутри хрустящая мякоть, с маленькими семечками. Про него говорят: наливное, медовое.

Дети получают по яблоку, благодарят Осень. Осень прощается и уходит.

Связь с другими видами деятельности: д/упражнения «Делаем заготовки» на упражнение в словообразовании.

Формы взаимодействия с родителями:

Родителям рекомендуется: сходить с ребёнком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи там продают;
Поговорите с ребенком о том, какие блюда можно приготовить из овощей;
Поговорите о труде взрослых на полях и огородах осенью.