Цель: обобщение представлений детей о дарах осени: овощах, фруктах, ягодах.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
– систематизировать и закрепить знания детей об
осени и плодах осени.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
– развивать внимание, память, мышление детей,
– активизировать словарь по данной теме,
– образовывать прилагательные от
существительных;
– формировать навыки ведения диалогической
речи;
– расширять глагольный словарь;
– закреплять умение составлять
распространенные предложения;
– формировать умение понимать учебную
инструкцию и самостоятельно выполнять ее.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
– воспитывать отношения к труду человека.
Форма организации детей: подгрупповая.
Методы организации:
Наглядные: демонстрация наглядных пособий.
Словесные: беседа.
Игровые: дидактическая игра, воображаемая
ситуация в развёрнутом виде.
Лексический материал:
Пассивный словарь: садовники, огородники,
Осень, плоды, растения, фрукты, овощи, ягоды,
копаю, поливаю, сею, полю, рыхлю, дергаю, срываю,
срезаю и т.п.
Оборудование:
Гость: Осень.
Разрезные картинки «Сад», «Огород»; муляжи
овощей, фруктов, ягод; музыка; картины «Сад»,
«Огород»; схемы «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»;
предметные картинки; плоскостные изображения
кастрюли, банки, тарелки; яблоки.
Предварительная работа:
Чтение и пересказ рассказов «Наш огород», «Наш
сад» по картинкам и схематичному плану;
Чтение и разбор стихотворения «Осень»
И.Винокурова;
Разбор пословицы «Не потопаешь – не полопаешь».
Работа по схемам,
Экскурсия в Малую Академию и приусадебный
участок;
Игра-лото «Лес, поле, сад, огород».
Структура НОД:
I. Начало НОД
Педагог читает стихотворение «Осень» И. Винокурова:
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
II. Процесс НОД
1. Сообщение темы занятия
– О каком времени года говорится в
стихотворении?
– Что подарила осень деревьям?
– А что подарила осень нам?
– Чем еще нас одарила осень?
– Ребята, а вы знаете, как назвать одним словом
фрукты, овощи, ягоды, грибы (шишки, семена)? (плоды).
– Для чего нам нужны плоды?
– А кто еще кроме нас питается этими плодами?
– Сегодня мы поговорим с вами о плодах осени. А
вот о каких плодах мы догадаемся, если соберем
картинки.
2. Упражнение «Собери картинку»
Дети собирают разрезные картинки «Фрукты»,
«овощи», «ягоды»
– Что изображено на ваших картинках.
– Как их назвать одним словом?
– Назовите самый главный отличительный признак,
чем они отличаются фрукты от овощей, фрукты от
ягод?
3. Встреча Осени
Звучит музыка, появляется Осень.
– Здравствуйте ребята! Услышала я, что вы говорите о моих плодах, и захотелось мне с вами познакомиться.
4. Игра «Расскажи Осени»
Педагог: Спасибо тебе Осень, за твои
плоды.
Осень: Знаю я, что у вы побывали в
настоящем саду и огороде. А вы знакомы с работой
садовников и огородников?
Педагог: Конечно, знакомы, ребята
даже здесь в детском саду знакомились с работой в
саду и огороде. А давайте мы Осени расскажем, как
мы были садовниками и огородниками.
Дети делятся на две команды «Садовники» и «Огородники» и встают рядом с соответствующей картиной. Происходит поочередный пересказ рассказов по плану, предложением каждым ребенком.
«Наш сад»: Вот наш сад. В саду растут фрукты и ягоды. Мы работали в саду весной, летом и осенью. Весной мы белили стволы деревьев, опрыскивали их, окапывали землю вокруг деревьев и кустов. Летом мы поливали эти растения. А осенью собирали урожай яблок, груш, слив, вишни.
«Наш огород»: Вот наш огород. Там растут овощи. Мы работали на огороде весной летом и осенью. Весной мы копали грядки и сажали капусту, картошку, лук. Мы сеяли морковь, репу, свеклу. Летом мы поливали и пололи грядки. Осенью мы копали картофель, дергали морковь и репу.
Осень: Молодцы, ребята! Верно, в народе говорят, не потопаешь – не полопаешь!
5. Физкультминутка
Педагог: А теперь давайте покажем Осени, как мы умеем топать на огороде и в саду. Присоединяйся к нам , Осень.
Педагог: Я копаю.
Дети: Мы копаем. (имитируют копание
лопатой). (сею, сажаю, поливаю, полю, рыхлю, дергаю,
срезаю, срываю, собираю, срубаю, устала).
Педагог: Устали, хорошо поработали.
Давайте теперь отдохнем. (дети садятся на
стулья).
6. Упражнение «Сортируем урожай»
Педагог: Большой урожай мы собрали. А чтобы
сохранить урожай на целый год, что делают люди с
плодами? Чтобы сделать заготовки, давайте,
разложим плоды по полочкам. Догадайтесь, где что
лежит?
Дети получают предметные картинки с
изображением овоща, фрукта или овоща. Ребенок
ставит картинку под соответствующей схемой
(индивидуально).
7. Упражнение «Закончи предложение»
Осень:
– Какие плоды находятся на верхней полочке? (Средней,
нижней).
– А почему вы разложили овощи (фрукты, ягоды) на
верхнюю (нижнюю, среднюю) полочку?
8. Упражнение «Делаем заготовки»
Осень: А знаете ли вы, что можно приготовить из моих плодов?
Педагог: Знаем Осень, правда, ребята? Сейчас мы с вами приготовим заготовки.
Дети берут картинку с изображением плода и посуды.
Я приготовлю морковный салат.
Я приготовлю вишневое варенье.
Я приготовлю кабачковую икру.
Я приготовлю рябиновый компот.
Я приготовлю картофельный суп.
Я приготовлю яблочное пюре.
9. Объясни пословицу
Осень: Быстро вы управились. Заготовок надолго хватит. Я знаю еще одну народную мудрость, один день весь год кормит. А вы знаете, что это означает?
Дети объясняют смысл пословицы.
– Правильно, осенью для сбора урожая и заготовок на зиму каждый день важен. Топаем осенью не только на огороде и в саду, но и на кухне, тогда и лопать будем целый год.
III. Окончание НОД
1. Подведение итогов
– Ребята, про какие плоды мы с вами сегодня
говорили?
– А почему людям необходимо постоянно кушать
фрукты, овощи и ягоды?
– Правильно ребята, если вы постоянно будете
кушать фрукты, овощи и ягоды, то никогда не будете
болеть и станете сильными.
2. Оценка деятельности
– Молодцы ребята! Очень понравилось мне у вас, вы мне очень помогли.
3. Поощрение
– Хочу я вас отблагодарить, и приготовила
вам подарки. Чем угощу вас, не скажу, а о нем я
расскажу:
Это – фрукт. Он растёт на дереве, в саду. Он
красный, круглый, сладкий, твердый. Снаружи
кожица, внутри хрустящая мякоть, с маленькими
семечками. Про него говорят: наливное, медовое.
Дети получают по яблоку, благодарят Осень. Осень прощается и уходит.
Связь с другими видами деятельности: д/упражнения «Делаем заготовки» на упражнение в словообразовании.
Формы взаимодействия с родителями:
Родителям рекомендуется: сходить с ребёнком на
овощной рынок и посмотреть, какие овощи там
продают;
Поговорите с ребенком о том, какие блюда можно
приготовить из овощей;
Поговорите о труде взрослых на полях и огородах
осенью.