Тип урока: урок открытия новых знаний.
Результаты деятельности:
- Предметные результаты: умение опознавать неопределенные местоимения, правильно писать, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
- Метапредметные (МПР):
- РУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
- ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация; извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова), владеть разными видами аудирования.
- КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.
- Личностные (ЛР):
- ЛУУД: Ценностное отношение к умению правильно употреблять в речи и на письме неопределенные местоимения. Осознание значимости данного умения для грамотного построения образной речи. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
ХОД УРОКА
I. Мотивационно-ориентационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята! Нашего
урок начнем мы сегодня с прослушивания песни.
После того, как прозвучит песня, вы мне
ответьте на вопрос: «О чем эта песня?»
(звучит 1 куплет и припев песни «Когда мои друзья
со мной»)
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь –
Веселей дорога!
Без друзей меня – чуть-чуть,
Без друзей меня – чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег? Что мне зной?
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Учитель: Итак, о чем эта песня?
Ученики: Эта песня о дружбе, о том, как
она важна в нашей жизни.
Учитель: Действительно, дружба очень
важна в нашей жизни. С другом можно поделиться
своей радостью, своими победами, друга мы
поддерживаем в трудную минуту. Совсем недавно в
нашей стране произошло событие, на котором
встретились друзья из разных концов нашей
планеты. Они соревновались, радовались победам
друг друга и поддерживали при неудачах. Что это
за событие?
Ученики: Олимпиада!
Учитель: Какими видами спорта вы
занимаетесь? Поделитесь со своим соседом по
парте. (10 сек) Каким видом спорта занимается твой
сосед по парте, друг?
Ученики: (отвечают)
Учитель: Олимпиада – это величайшее
событие в жизни страны. А под каким девизом она
проходит?
Ученики: Под олимпийским девизом,
выражающим устремления спортсменов: Быстрее!
Выше! Сильнее!
Учитель: Мы тоже сегодня постараемся
работать быстро, на высоком уровне, прилагая
максимум усилий. Чтобы и у нас, как у спортсменов
был соревновательный дух.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Учитель: Вернемся к тексту припева песни. Прочитайте подчеркнутые слова и определите к какой части речи они относятся? (Презентация, слайд 1 + листочки на партах)
Что мне снег? Что мне зной?
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Ученики: Местоимения.
Учитель: Что такое местоимение?
Ученики: Часть речи, которая указывает
на предметы, признаки и количества, но не
называет их.
Учитель: По значению и грамматическим
особенностям местоимения делятся на разряды. К
какому разряду относятся подчеркнутые
местоимения?
Ученики: Что – вопросительное, когда –
относительное.
Учитель: Для чего служат вопросительные
и относительные местоимения в предыдущих
предложениях?
Ученики: Вопросительные – служат для
выражения вопроса, Относительные – связывают
простые предложения в составе сложного.
III. Формулирование проблемы (основного вопроса урока)
Учитель: А теперь обратимся к тексту 2-ого куплета песни. (Презентация, слайд 2 +листочки на партах)
Там, где трудно одному,
Там, где трудно одному, –
Справлюсь вместе с вами!
Где чего(то) не пойму,
Где чего(то) не пойму –
Разберем с друзьями!
Учитель: Найдите здесь местоимения.
Ученики: Местоимения (где), личные (с
вами).
Учитель: На что указывают выделенные
слова?
Ученики: На что-то неопределенное.
Учитель: Как вы думаете, к какой части
речи относится данное слово?
Ученики: К местоимению.
Учитель: Если отталкиваться от значения
данного местоимения, то как бы вы назвали разряд,
к которому оно относится?
Ученики: Неопределенное местоимение.
Учитель: Значение слова
«неопределенный» по словарю С.И.Ожегова.
Неопределенный. 1) точно не установленный; 2)не
вполне отчетливый. (Слайд 3)
Учитель: Какое значение слова
неопределенные мы будем использовать на уроке?
Ученики: 1) точно не установленный.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Ученики: Тема урока «Неопределенные
местоимения»
Учитель: Записываем в тетради тему
урока (+ на слайде 4)
Учитель: (слайд 5) А теперь посмотрите на
таблицу. Заполните вторую колонку таблицы «З-Х-У»
(записи во второй колонке появляются постепенно
на слайде) (+ потом на партах)
З – знаем (чаще всего данный материал дается для заполнения в качестве домашнего задания) | Х – хотим узнать (задачи; заполняется как план дальнейших действий) | У – что мы узнали и что нам осталось узнать (заполняется на этапе рефлексии, либо дается в качестве домашнего задания) |
Местоимения
|
– Какие местоимения являются
неопределенными? – Как пишутся неопределенные местоимения? |
Учитель: Вспомните ещё раз
определение местоимения и ответьте на
первый проблемный вопрос урока (Таблица З-Х-У,
колонка «Хотим узнать»). Сформулируйте правило
самостоятельно. Посовещавшись в группе (15 сек).
Ученики: Неопределенные местоимения
указывают на неопределенные предметы, признаки,
количества. (Что-то, какой-то, сколько-то) (слайд 6)
IV. Открытие нового знания
Учитель: А сейчас прослушайте ещё одну песню о дружбе и попробуйте найти в тексте неопределенные местоимения.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту –
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Учитель: Какие неопределенные
местоимения встретились в тексте песни?
Запишите их на доске (один ученик записывает на
доске)
Учитель: Правильно ли записаны
неопределенные местоимения? Почему вы написали
их через дефис? Как они образованы?
Ученики: Неопределенные местоимения
образованы от вопросительно-относительных при
помощи суффиксов -то, -нибудь.
Учитель: Откройте учебники на странице
175. Рассмотрите таблицу. Еще при помощи каких
морфем могут образовываться неопределенные
местоимения?
Ученики: Приставок не-, кое-, суффикса
-либо.
Учитель: Как пишутся местоимения, если
они образованы при помощи приставки не-
Ученики: Пишутся слитно.
Учитель: Как пишутся местоимения, если
они образованы при помощи приставки кое- и
суффиксов -то, -либо, -нибудь.
Ученики: Пишутся через дефис. (Слайд 7)
Учитель: Вставьте подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой не-, кое-. Запишите в тетради. (Слайд 8)
1. (Кто?) постучал в дверь. (-то)
2. Мне на день рождения друзья готовят (какой?)
подарок. (кое-)
3. Перед костром сидело (сколько?) человек. (не-)
4. Если мы беремся (за какое?) дело, то обязательно
доводим его до конца. (-либо)
5. Расскажите (кому?) о вашей дружбе. (-нибудь)
Учитель: Проверим задание в виде ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.
Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть
местоимения, которые встречались в предложениях.
Если оно пишется через дефис, то вы приседайте.
Если слитно, то поднимите руки вверх. Какие
местоимения пишутся слитно? Какие местоимения
пишутся через дефис? Почему?
Ученики: (Объяснение правописания
неопределенных местоимений). (Слайд 9)
V. Решаем проблему, открываем новые знания
Учитель: Образуйте от местоимения
«кое-какой» местоимение с предлогом «с», который
употребляется между приставкой «кое-» и
местоимением «какой».
Ученик: Кое с какой.
Учитель: Как правильно будет писаться
это местоимение?
Ученик: Будет писаться раздельно, в три
слова.
Учитель: Составьте предложение на тему
«Дружба» с местоимением «кое с какой» и запишите
его в тетради.
Ученики: (зачитывают)
Учитель: Ответьте на второй проблемный
вопрос урока, посовещавшись со своим партнером
по плечу (Как пишутся неопределенные
местоимения?) (10 сек)
Ученики: (Отвечают)
VI. Построение модели, алгоритма
Учитель: А теперь нам нужно составить алгоритм «Правописание неопределенных местоимений». (Слайд 10) Что нужно сделать, чтобы правильно написать неопределенное местоимение. (Шаги появляются постепенно на слайде)
Составляется алгоритм «Правописание неопределенных местоимений»
- Нахожу в предложении неопределенное местоимение.
- Если оно образовано при помощи приставки кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь, то пишу через дефис .
- Если приставка кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишу отдельно.
- Если оно образовано при помощи приставки не-, то пишу слитно.
VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Упражнения 414 по учебнику. При выполнении упражнения из учебника учитель просит ребят обсудить в парах выполнение.
VIII. Рефлексия
Учитель: А теперь подведем итоги. Какой «сигнал» подсказывает нам, что в предложении есть неопределенное местоимение? (Cлова, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества)
– Что мы должны знать и уметь, чтобы верно
писать неопределенные местоимения? (Знать, в
каких случаях неопределенные местоимения
пишутся слитно, раздельно и через дефис).
Учащиеся отвечают на вопросы: (Слайд 11, вопросы
появляются на слайде)
- Достигнута ли цель урока?
- Что осталось непонятным?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
VIII. Домашнее задание (на выбор учащихся) (Слайд 12)
Обязательное. Заполнить третью
колонку таблицы «З-Х-У». Упр. 416, спишите,
обозначьте условия выбора дефисного и слитного
написания.
Дополнительное. Составить вопросы по
теоретическому материалу по теме
"Местоимение" (письменно)