Цели урока:
- познакомить обучающихся с крестьянской войной под предводительством Е.Пугачева.
- формирование умения сравнивать разные события, исторических личностей, работать и отвечать по карте.
- развитие умения анализировать исторические источники, документы.
- воспитание уважения к мнению другого человека.
Средствами обучения на уроке являются:
- Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. §25.
- Атлас и контурная карта «История России XVII-XVIII века».
- Презентация.
Работа на уроке построена таким образом, чтобы происходила смена деятельности:
- Анализ притчи, то есть устная работа на уроке. Таким образом, устанавливается связь с литературой.
- Чтение учебника: один учащийся читает на весь класс историческую характеристику на Е.Пугачева. После этого учащиеся сопоставляют данные литературы и истории, что позволяет создать более полную картину по изучаемой личности.
- По абзацное чтение текста и общее обсуждение причин войны.
- Самостоятельная работа с текстом документа и ответы на вопросы к нему.
- Выполнение задания по контурной карте с материалами учебника и атласа.
- Устный ответ по карте у доски позволяет проверить не только знание исторических фактов, но также умение ориентироваться по ней.
- Задание на исправление ошибок в тексте дает возможность проверить, насколько внимательно был выслушан материал на уроке.
- Домашнее задание включает в себя работу на повторение записей в тетради, а также выполнение оставшихся заданий по карте.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2. Изучение новой темы:
Учитель: Добрый день! На слайде
находится притча, которую рассказал один из
героев А.С. Пушкина в повести «Капитанская
дочка».
«Вот завидели палую лошадь; спустились и сели, —
говорит Пугачев. — Ворон стал клевать да
похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой,
махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон;
чем триста лет питаться падалью, лучше раз
напиться живой кровью, а там что Бог даст!» (Слайд
1)
Вопросы к притче: В чем смысл притчи? Какие два варианта жизненного пути предлагает автор? (ответы учащихся)
Также как Орел выбрал путь яркий, но короткий, так и герой, сказавший эти слова, прожил такую жизнь. Этим человеком был Е. Пугачев. Именно о нем у нас пойдет сегодня речь на уроке. Этот человек не просто герой книги, но реальная историческая личность в Российском государстве XVIII. (Слайд 2)
План работы (Слайд 3):
- Личность Е.Пугачева
- Причины войны. Участники войны.
- Основные события.
- Итоги и значение войны
Учитель учащимся: давайте сравним художественный образ Е.Пугачева с информацией, которая представлена историками. Учебник с. 179 (1-й абзац) (Слайд 4).
XVIII век это время самых разных восстаний. Давайте вспомним, почему люди начинали выступления.
Ответы учащихся: высокие налоги, тяжелое положение крестьян.
Работа с учебником: с. 178 пункт «Причины войны» (по абзацное чтение и запись причин и участников войны в тетради) (Слайд 5)
Учитель учащимся: открываем документ с. 183-184.
Задание к документу: прочитать, ответить на вопросы после документа. Дополнительные вопросы (Слайд 6):
А) Кто является автором документа? Данный вопрос задается после того, как учащиеся с ним ознакомятся (вопрос на внимательность).
Б) Почему люди пошли за Пугачевым? Почему поверили ему?
С основными событиями войны учащиеся знакомятся в ходе выполнения задания по контурной карте и чтения учебника (с. 180-182) (Слайд 7).
Отметить на контурной карте (с.13):
- Примерную границу территории, охваченной восстанием Е. Пугачева.
- Направления действий главных сил восставших.
- Крупнейшие заводы, сожженные восставшими.
- Место пленения Е. Пугачева.
Атлас с. 25 или Уч. С. 185
Учитель: В чем состоит значение крестьянской войны? Каковы последствия войны? Работа с текстом учебника с. 182-183(совместное чтение (Слайд 8).
3. Закрепление изученного материала (Слайд 9)
Ответ учащихся у доски: Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева (рассказ основных событий по карте, 1-2 человека).
4. Рефлексия (Слайды 10,11)
Исправить не менее восьми ошибок в тексте. Текст раздается на распечатках и выводится на слайд.
Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрел опыт в кавалерийском деле. Бежав из армии, он испытал немало лишений. Пугачев решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлек на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под ее стенами он разгромил правительственные войска.
5. Домашнее задание (Слайд 12)
Параграф 25 читать. Закончить заполнение контурной карты (оставшиеся задания в контурной карте). Повторить рассказ «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева» по карте.