Экологические знания – важная часть современного образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. С учётом того, что в учебных планах сокращены часы, отведённые на изучение предметов естественно-географического курса, я считаю целесообразным изучать вопросы эколого-географического образования не только на уроках, но и во внеклассной деятельности и на элективных курсах. (Приложение 1)
Элективные курсы отличаются от урочной системы тем, что ориентируются на интересы учеников, носят игровой характер и создают условия для формирования профессиональной пробы в области экологии и природоохранной деятельности. Занятия предполагают использование личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие общения детей, самореализации личности, так как позволяет исследовать проблемы, связанные с особенностями природы своей местности. (Презентация. Слайды 2,3,4,5)
Подготовительная работа. Учащиеся делятся на 6 рабочих групп, каждая из которых получает задание провести исследование по одному из направлений и представить на заключительном занятии отчёт в форме публичной презентации. Для оценки качества проделанной работы формируется комиссия из старшеклассников и учителей биологии и географии. В итоге, создателям самых интересных работ вручают дипломы первой, второй, третьей степени и они получают право выступить на школьном конкурсе “Ступенька в науку”.
Оборудование. Мультимедийная установка. Мультимедийное сопровождение в форме слайд-шоу и мультимедийных презентаций. (Презентация. Слайды 6,7)
Ведущий. Лес... В этом коротком и очень ёмком слове заключается очень многое. Если жизнь на планете Земля появилась в воде, то разумная её ветвь, то есть жизнь человека с самого зарождения и до сегодняшних дней, теснейшим образом связана с лесом. Лес был колыбелью человечества в изначальном периоде его развития. Он давал первобытному человеку защиту от зверей и непогоды, материал для изготовления жилищ, топливо, необходимые продукты питания – всё, что помогало ему выжить в неблагоприятной среде.
Ведущий. Если внимательно изучать алтайские справочники, то создаётся впечатление, что мы живём в райском лесном местечке. Одних посёлков под названием Лесной можно насчитать восемь, да ещё одну Лесную поляну. То, что населённый пункт расположен рядом с лесом, говорят названия Залесово, Боровое, Боровой, Боровское, Борок, Бор-Форпост, а ещё посёлок Подборный. Второе место по частоте использования занимают Сосновки – их в крае шесть. Есть Сосновый Лог, Сосновый Бор, Подсосново. Красивые названия. Удивительно, но неблагозвучных названий населённых пунктов в Алтайском крае нет. Если не считать Пеньки в Ребрихинском районе. У нас в Романовском районе, не смотря на преимущественно степное расположение, тоже есть лесные названия – Дубровино, Зелёная Дубрава, названные в честь колков произрастающих здесь. Но разговор сегодня у нас пойдёт о настоящем чуде природы в мире лесов - сосновых ленточных борах Алтайского края. Одна из лент, Касмалинская, проходит через Романовский район.
Ведущий. Сосновые ленточные боры – уникальные природные объекты, которые можно встретить только на Алтае. Причем сказать, что они уникальны, значит, ничего не сказать. Других таких просто нет на свете. Что же такое, эти ленточные боры и где они расположены? Это вопрос адресуем группе географов.
Защита проекта “Зелёные ленты в венке природы Алтайского края”
(Презентация. Слайд 8,9)
Цель – через картографические источники определить географическое место произрастания сосновых ленточных лесов Алтайского края.
Задача – проанализировать размещение сосновых ленточных лесов, создать картосхему их произрастания, выделить факторы, влияющие на их размещение.
Краткие тезисы выступления
Ленточные боры — сосновые травяные и травяно-кустарничковые леса, тянущиеся полосами (5—40 км) вдоль рек по песчаным древнеаллювиальным отложениям. Распространены на юге Западной Сибири в Алтайском крае. Этих удивительных полос четыре: Барнаульская, Касмалинская, Кулундинская и Бурлинская. (см. Рис.1) Название ленточных боров созвучно с названиями небольших речек, протекающих по ним: Барнаулки, Касмалы, Бурлы, Кулунды. Самой длинной является лента Барнаульского соснового бора, протянувшаяся на 550 км от реки Обь в окрестностях Барнаула до реки Иртыш в окрестностях Семипалатинска. Ширина бора на значительном протяжении, и в частности, в окрестностях Барнаула, составляет 8-10 км. Если проехать вдоль Барнаульской ленты с севера на юг, можно наблюдать, как высота деревьев снижается, лес становится более разреженным, крона опускается по стволу близко к земле. Это связано с увеличением тепла с севера на юг и уменьшением количества осадков. Пересекая любую ленту поперек, мы также увидим, что крайние к степи деревья всегда ниже тех, которые растут в глубине бора. Деревья на опушке леса находится в более суровых условиях. Они вынуждены принимать на себя удары ветра и защищать стоящие за ними деревья. На юго-западе, около села Новоегорьевское, лента бора срастается с соседней лентой Касмалинского бора. Образовавшийся таким образом Сросткинский сосновый бор имеет ширину около 40-50 км. Кучук-Кулундинский бор растянулся на 110 км от села Верх-Кучук до райцентра Завьялово. Прослауха-Кулундинский бор располагается между сёлами Ключи и Баево. Бурлинский бор, самый северный, начинается у Новосибирского водохранилища в 35 км севернее города Камня-на-Оби и проходит по территории Крутихинского, Панкрушихинского районов, его длина 100 км, ширина 6–7 км.
Ведущий. Сохранилось старинное придание. Бог ветра, пролетая над Алтайскими землями, увидел прекрасную девушку с красивым именем Айгуль. Он решил переселить ее в свой заоблачный замок и там, задобрив подарками дивными, уговорить выйти за него замуж. Но девушка знала, что любить такого не просто, ветер все время менял свой характер, изменял настроение, был “ветреником” и все время улетал. Девушка услышала, как ветер стал тихо к ней подкрадываться, принеся запах диковинных цветов, испугалась участи быть оторванной от родных мест и побежала по степи к дому. Но ветер превратился в ураган, догнал красивую беглянку, и, подхватив ее, унес в свои поднебесные чертоги. Ленты зеленые, которыми Айгуль косы подвязывала, пояски нарядные слетели и понеслись к земле. Там, где они упали, леса выросли, чтобы братьям путь указывать, где сестру искать. Айгуль плакала, и там, куда падали ее слезинки, появлялись небольшие соленые озера. Только вот о том, нашли ее братья или нет, неизвестно. Вот такая существует красивая история образования ленточных боров и озер, но это только устное народное творчество. А как действительно образовались наши леса, поведают нам юные исследователи.
Защита проекта №2. “Ленточные боры – привет из ледникового периода”
(Презентация. Слайды 10,11)
Цель – выявить причины происхождения ленточных лесов в Алтайском крае.
Задача. Изучив и проанализировав различные источники информации, доказать, что ленточные леса образовались в четвертичный геологический период развития природы.
Краткие тезисы выступления
Мнение учёных по поводу происхождения ленточных лесов разнится в деталях, но схоже в одном, что своим рождением они обязаны древнему оледенению.
1. Учёные ведут отсчёт возникновения ленточных боров с четвертичного периода. Около миллиона лет назад на Земле наступило похолодание. Снег, выпадающий зимой, не успевал полностью таять, накапливался, образуя мощные ледники. Когда наступило общее потепление, талые воды от предгорий Алтая громадными потоками устремились по древнему руслу Оби на север, но подпёртые медленно отступающим ледником, были вынуждены искать выход. Промыв и углубив наиболее крупные левые притоки Оби, гигантские потоки потекли в сторону Иртыша. После того, как материковые льды сошли, а воды скатились в Полярное море, освободив Западно-Сибирскую низменность, окончательно сформировалось современное русло Оби. По готовым путям древних лощин потекли современные реки: Бурла, Барнаулка, Касмала, Кулунда и другие, а на оставшихся толщах песка, принесённых в лощины древними реками, впоследствии выросли прекрасные сосновые леса, уникальные ленточные боры.
2. По одной из версий получается, что ленточные боры остались после ледникового периода, когда территория между Обью и Иртышом находилась между двумя огромными ледниками — Северным, который располагался по руслу Оби до впадения в неё Иртыша, и Алтайским. В итоге теперь по ложбинам произрастают боры, а на пространствах между ними господствует степная растительность. Благодаря способности лесов аккумулировать влагу, ленточные боры являются естественным оазисом для обеспечения жизни.
3. По другой из версий происхождение ленточных сосновых боров имеет интересную историю, которая связана с периодом, когда на юге Западно-Сибирской низменности находилось большое море, сток воды из него проходил по глубоким ложбинам в сторону Аральского бассейна. Перетекающая вода несла песок и, когда климат потеплел, а Обь снова потекла в моря Северного Ледовитого океана, на заполненных песком ложбинах древнего стока стали расти сосны. Так образовались четыре ленты сосновых боров, которые тянутся параллельно друг другу от Оби у Барнаула в юго-западном направлении в сторону Иртыша и Кулундинской низменности.
Памятка 2. (Приложение 2)
Сценка “Ветер и семечко”
Ведущий. Я расскажу вам историю, которая началась с семечка. Да-да! С обычного соснового семечка! Видели вы когда-нибудь такое семечко? Оно — маленькое, с одним прозрачным золотым крылышком. Их созревает много в маме-шишке. А шишек — тоже много вырастает каждый год на маме-сосне! Когда семечки созревают, мама-шишка приоткрывает чешуйки — и семечки разлетаются вокруг, чтобы могли родиться и вырасти новые сосны. Так вот, однажды подул ветерок — и наше маленькое семечко полетело, поймав воздушный поток своим маленьким крылышком.
Ведущий. Конечно, вы поняли, что далее наш разговор пройдёт под знаком главной героини наших лесов – сосне обыкновенной. Встречайте – Pinus sylvestris!
Защита проекта № 3. “Сосна обыкновенная и самая неповторимая”
(Презентация. Слайды 11,12)
Цель. Доказать, сосна обыкновенная является одним из самых ценных деревьев алтайского края.
Задачи. Описать биологические особенности сосны обыкновенной. Оценить её экологическую роль в биоценозе ленточных лесов. Охарактеризовать хозяйственное значение сосны.
Краткие тезисы выступления
Сосна обыкновенная (лат. Pinus sylvestris) — растение, широко распространённый вид рода Сосна семейства Сосновые. В естественных условиях растёт в Европе и Азии. Дерево достигает в лучших условиях роста высоты 35-40 метров (иногда до 45) и более метра в диаметре. Крона сквозистая с закруглённой или плоской вершиной, высоко поднятая. Ветвление мутовчатое. Ежегодно образуется одна мутовка. Растёт сосна на сыпучих песках и болотах, плодородных почвах и с вечной мерзлотой, в горах поднимается до 1700-1800 метров над уровнем моря. Обладает высокой приспособляемостью. Растёт быстро. Особенно значителен прирост в высоту до 40 лет. Сосна обладает пластичной корневой системой, которая может изменяться в зависимости от почвенных условий. Продолжительность жизни до 350-600 лет. Цветёт сосна весной. Цветы мужские и женские располагаются на одном дереве. Весь процесс развития семени длится полтора года. Семена мелкие, имеют крылышко, с его помощью разносятся ветром от двух километров от дерева. Кора молодых деревьев серая, затем становится буровато-красной с длинными продольными трещинами в нижней части. Хвоя парная, живёт 2-3 года (иногда до восьми лет)
Сосна обыкновенная не чурается никакой работы: пылает в топках, шагает по стране телеграфными столбами, лежит шпалами под сотнями тысяч километров стальных магистралей, стоит миллионами опор в угольных и рудных шахтах. Благодаря сосне рождаются сокровища: сначала целлюлоза, а из нее - искусственный шелк, пластические массы, искусственная кожа, целлофан, разная бумага. Химия черпает из "обыкновенного дерева" некоторые источники "волшебства" ароматную смолу (или терпентин). Трудно, пожалуй, даже невозможно, найти бесполезную частицу соснового тела. В коре есть дубильные вещества, в камбии - ванилин, из семян получают ценное иммерсионное масло, а пыльцу используют как заменитель ликоподия. Кстати, бальзам, которым древние египтяне пропитывали мумии, сохранившиеся до наших дней и пережившие тысячелетия, включает в свой состав также сосновую смолу. А кто не знает чудесный минерал янтарь. Янтарь — это тоже сосновая смола, только миллионы лет пролежавшая в земле. Даже воздух соснового бора - ценность: недаром строят здесь санатории и дома отдыха. Почетное место занимают "сосновые лекарства" - хвойные экстракты для ванн, сушеные сосновые почки, скипидар и другие... Сосновые шишки — лучшее топливо для знаменитых русских самоваров, они прекрасно горят и долго держат жар.
Сосна служит не только человеку. Почти на протяжении всего года сосновой хвоей питается глухарь. Для лося лучшая зимняя пища - молодые сосновые побеги и их кора. Белки, бурундуки, птицы-шишкари лакомятся сосновыми семенами, которые они с удивительным мастерством добывают из шишек. Дятлы и клесты — большие охотники до сосновых семян. Невероятно, но и рыбы - ценители сосны: мальки охотно и с большой пользой для себя переходят на сосновую диету. Они поедают пыльцу, которая весной, в период цветения, тоненькой пленкой покрывает обширную гладь водоемов (каждое пыльцевое зернышко у сосны имеет по два воздушных мешочка, дающих ему возможность плавать и перелетать на сотни километров). Пыльцы бывает так много, что иногда из неё образуются небольшие желтые тучки, выпадающие "серными" ливнями.
Наш список "сосновых благодеяний" так разросся, что вряд ли стоит подробно говорить о сосновых корнях, закрепляющих сыпучие пески и оберегающих реки и озера от заиливания, что толстая кора сосны – спасение от беглых пожаров, о вечнозеленом наряде городских садов и парков, и о многом другом..
Памятка 3. (Приложение 2)
Ведущий. А теперь давайте совершим небольшое путешествие в прошлое. Девятый век. Ярослав Мудрый наказывает нерадивых подданных за поджог и порубку леса. Иван Грозный ограничивает порубку леса охранными грамотами. Царь Алексей Михайлович взыскивает за порубку в чужом лесу и учинение пожара. Переломный этап в регулировании лесного хозяйства наступает с принятием первых общегосударственных лесных законов и строгих инструкций Петра Первого. Своим указом он положил предел свободной рубке лесов, объявил заповедными породами дуб и сосну, а за самовольную порубку назначил “лишение живота” (смертную казнь), впоследствии заменённую на ссылку и каторгу. И наконец, 26 мая 1798 года был издан указ Павла Первого о создании первого в истории России центрального органа лесного управления – Лесного департамента. Какие законы существуют в наше время, защищающие наши леса?
Защита проекта № 4. “Леса под защитой”
(Презентация. Слайды 14,15)
Цель. Выделить в экологическом праве законы, охраняющие права нашего леса.
Задача. Рассмотреть наиболее часто встречающиеся и приносящие максимальный ущерб лесам экологические преступления
Краткие тезисы выступления
Экологическое право в РФ представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды с учётом интересов настоящего и будущего поколения людей. Экологическое право в качестве самостоятельной отрасли стало рассматриваться в России лишь с начала 90-х г.г. нашего столетия.
Экологические преступления против лесов – это преступления, представляющие собой общественно опасные деяния, посягающие на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющие вред природной лесной среде и здоровью человека. (Приложение 4)
Памятка 4. (Приложение 2)
Ведущий. А теперь вопрос: “Как называется территория, о которой сейчас пойдёт речь?”
На данной территории запрещены временно или постоянно, или ограничиваются любые виды хозяйственной деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов: распашка земель;рубки, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром; промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром; предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых; строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; взрывные работы; проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения.
Ведущий. Конечно, вы знаете, что это заказники. Следующий вопрос: “Какой из перечисленных заказников расположен на территории двух соседних районов, в том числе и Романовском? Будьте внимательны и не пропустите: Волчихинский, Кулундинский, Егорьвский, Панкрушихинский, Касмалинский, Мамонотовский.
Ведущий. Правильно, Мамонтовский. С какой целью он создан нам расскажет следующая группа наших участников.
Защита проекта № 5. “Сохраним ленточные леса - и не исчезнем как мамонты!”
(Презентация. Слайды 16,17)
Цель. Определение роли Мамонтовского заказника в сохранении биологического разнообразия природы Касмалинского ленточного бора.
Задача. Познакомиться с разнообразием животного мира Мамонтовского заказника.
Дать краткую характеристику организмам, которые находятся под охраной Мамонтовского заказник.
Краткие тезисы выступления
Уникальные природно-климатических условия, сделали наши районы одними из богатейших в крае по разнообразию и видовому составу природных ресурсов. Здесь представлено более 30 видов древесно-кустарниковой растительности и 50 видов травяной. Животный мир разнообразен. А обилие воды, травяной растительности создают благоприятные условия для гнездования водоплавающих птиц свыше 90 видов. Встречаются здесь самые разные животные - лось и сибирская косуля, которые здесь довольно обычны. Местами, придерживаясь кустарников, обитает азиатский бурундук, а на открытых местах - заяц-русак. В лесных насаждениях - куньи: барсук , колонок, горностай, ласка и степной хорек. На берега водоемов заходит американская норка. Обычна для этих мест, а может быть и многочисленной ондатра. Нерегулярно отмечаются в нашем лесу обыкновенная лисица, волк и рысь, а по реке распространен немногочисленный обыкновенный бобр.
В 1963 году на территории района, в Касмалинском бору, создан государственный заказник (Мамонтовский) площадью 8 тыс. га для сохранения экосистем ленточного бора с системой озер. Здесь охраняются места естественного обитания лося, косули, белки, зайца, лисицы, колонка, лебедя, речных и нырковых уток и других животных, для поддержания экологического баланса региона, для воспроизводства животных и растений леса и лесной озерной системы.
Под заказник определена природно-хозяйственная территория, включающая лесные и луговые ландшафты, водно-болотные угодья. Данная территория испытывает значительный антропогенный пресс. Лесная территория покрыта густой сетью автомобильных дорог, берега озер в летнее время испытывают значительную рекреационную нагрузку, а степные сообщества используются под выпас. Поэтому на пороге исчезновения находятся такие растения, занесенные в Красную книгу Алтайского края: ковыль перистый (Stipa pennata), цмин песчаный (Helichrysum arenarium), солодка уральская (Glyzirrhiza uralensis).
Памятка 5. (Приложение 2)
Ведущий. В некоторых областях России существовал обычай наряжать перед свадьбой на девичнике сосну. Когда подруги невесты пели обрядовые песни, на середину стола клали ковригу хлеба, втыкали в неё маленькую сосёнку и, как невесту, украшали цветными лентами и полевыми цветами. В свадебных песнях сравнивали невесту с молодой сосёнушкой:
Сосёнушка, сосёнушка молоденькая,
Чего ты, сосёнушка не зелёная,
Молодушка, молодушка, молоденькая,
Чего, ты молодушка не весёлая.
А с чего ей и в самом деле быть веселой и зелёной, если её из земли родной вместе с корнями вырвали. А вот наши дизайнеры - праздничных дел мастера знают как, не нанося ущерб деревьями создать праздничное настроения .
Защита проекта № 6. “Сосновая шишка”
(Презентация. Слайды 18,19,20)
Цель. Продемонстрировать эстетические возможности сосновой шишки.
Задачи. Провести мастер класс по изготовлению поделок из сосновых шишек.
Краткое содержание выступления
Идея что-то сделать из сосновых шишек родилась у нас давно. Летом, когда мы гуляли в сосновом лесу стали собирать шишки: там шишку, здесь шишечку, так и насобирали целый пакет. Весело было, все бегали и кричали: “А вот эта лучше, а это еще лучше”. Хотелось все шишки унести домой, а потом сделать из них что-нибудь очень красивое, как и наши леса. Сегодня мы научим вас как из сосновых шишек сделать красивый венок, который украсит ваш дом.
1. Вырежьте большой венок из картона. Подгоните размер и ширину заготовки к размеру используемых сосновых шишек.
2. Наклейте 4 самые большие шишки на картонную заготовку.
3. Разместите остальные шишки на венке и приклейте их.
4. Завяжите яркую ленту бантом и украсьте им верхушку венка
5. А если вы проявите терпение и фантазию, то создадите целую коллекцию изделий из сосновых шишек и подарите их своим друзьям. Как это делаю я.
Памятка 6. (Приложение 2)
Награждение и подведение итогов. В заключение ребятам предлагается посмотреть фотоальбом, созданный ученицей. Затем ведущие подводят итоги, вручают дипломы создателям проектов. Гости мероприятия получают в подарок памятки (Приложение 2) и сувениры из сосновых шишек.
Литература.
1. Винокурова Н.Ф. и др. программа факультативного курса “Лес и человек”// География в школе. 1998.-№5. – С.54-58.
2. Греханкина Л.Ф. и др. Мир заповедной зоны //География в школе. 2001.-№6. – С.41-49.
3. Ленточные боры и соленые озера : турист. р-ны Алт. края / сост. А. Н. Романов, С. В. Харламов. - Барнаул : Полипринт, 2004. - 184 с.
4. Миронова Л. Деревья Сибири. Сосна обыкновенная // Газета Природа Алтая. 2009.- №5-6. –С.38-39.
5. Муравлёв А. Неизвестный Алтай. Судьбы деревьев// Газета Природа Алтая. 2007.- №1-2. –С.22-23.
6. Парамонов Е.Г. Рассказы о деревьях и кустарниках. – Барнаул: Алт. кн. Изд-во, 1982.- с.20 – 29.
7. Подкорытова Л.Д., Горских О.В. География Алтайского края. Методический комплекс: - Барнаул, 2008.- С.88-90.
8. http://mamontovo22.ru/zdrav.html - официальный сайт Мамонтовского района.