Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса для старшей группы разработано на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Программное обеспечение к данной программе: Е.В. Колесникова, В.А. Позина, О.Б. Дыбина, О.С. Гомзяк, А.А Комарова,О.А. Соломенниковой, Л.В. Куцакова, Д.Н. Колдина и другие. Комплексно-тематическое планирование разработано по лексическим темам. Лексические темы и дополнительные тематические мероприятия, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того учитывали интересы детей, текущие явления и яркие события (времена года, праздники, традиции). Согласна данному плану, одной теме уделяется одна неделя. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Описывается примерное развернутое содержание работы по каждой теме, итоговое мероприятие в конце каждой темы и работа с родителями. Планируются различные виды и формы организации совместной деятельности в течение недели: чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты, непосредственно образовательная деятельность (математика, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Комплексно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:
– с учётом интеграции образовательных
областей (социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие);
– в единстве воспитательных, развивающих и
образовательных целей и задач, при этом следует
решать поставленные цели и задачи, избегая
перегрузки детей, на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаясь к разумному
«минимуму». Построение образовательного
процесса на комплексно-тематическом принципе с
учетом интеграции образовательных областей дает
возможность достичь этой цели;
– в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями детей.
В Приложении подобран материал комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной деятельности (сентябрь – февраль) в старшей группе в табличной форме.