Технологическая карта занятия
Цель занятия | используя интерактивные технологии, создавать условия для овладения основами сюжетосложения как способа организации сюжетно-ролевой игрой |
Образовательные | Продолжать знакомить студентов со способами организации и руководства сюжетно-ролевой игрой, обратить внимание на сюжетосложение как способ организации сюжетно-ролевой игры |
Развивающие | Развивать умения составлять сюжеты на основе алгоритма (схемы) в соответствии с установкой и собственного опыта. |
Воспитательные | Способствовать проявлению устойчивого интереса к профессиональной педагогической деятельности при организации игр детей, умению взаимодействовать в команде |
Тип занятия | Комбинированный |
Форма занятия | Лекция с элементами практической работы (репродуктивный уровень усвоения) |
Опорные понятия, термины | Игра, сюжетно-ролевая игра, приемы руководство игрой, |
Новые понятия | Сюжетосложение, карты Проппа |
Формы контроля | Сопровождающее оценивание, оценка выполненных работ, рефлексия |
Этап |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые ОК, ПК |
||
Оргмомент | Подготовить обучающихся к работе на
занятии:
|
Погружение в проблему Любят ли дети играть? Конечно. Положительно ответить на этот вопрос любой человек, в том числе и ребенок. Давайте понаблюдаем за игрой детей (видео сюжетно-ролевой игры). Началась ли у них игра? Почему воспитатель вступила в игру через вопрос? Но когда мы наблюдаем за детьми, видим, что у них игра не получаются или очень быстро заканчивается. Почему? Действительно, почему? Очень часто ребенок идет по инерции, по привычным схемам. Он не может развернуть сюжет! К сожалению, и взрослые не всегда им могут помочь, потому что тоже не могут придумывать сюжеты, т.е. выстраивать отдельные действия в целостное событие А именно воспитателю, человеку, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо «включаться» в процесс игры, в воображаемое пространство и воображаемую ситуацию, помогать детям придумывать сюжеты. Вы согласны со мной? А что для этого надо? Цель нашей работы – овладеть приемами сюжетосложения как способа построения игры детей. Ваша цель и моя цель совпадают А для достижения цели мы будем работать индивидуально, в парах, все вместе. Нужно помнить о том, что во время работы мы слушаем друг друга, говорим полным, развернутым предложением (наличие события, действия), и не забываем о том, что воспитателю всегда нужно суметь встать на позицию ребенка |
взаимное приветствие
настрой внимания;
подготовленное рабочее место |
Мультимедийная презентация (Приложение 2) | ОК. 2. Организовывать собственную деятельность определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
Подготовка к усвоению нового материала | Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы | Отвечают на вопросы, смотря видео,
формулируют тему занятия и свою цель
Варианты ответа |
Проблемные вопросы, видео Формулирование общей цели Индивидуальная, коллективная, фронтальная, по подгруппам Мультимедийная презентация Выполнение практических заданий по заранее известному образцу или при помощи инструкции |
ОК. 1. осознание социальной роли
педагога в современном обществе; ОК 2. Организовывать собственную деятельность определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
||
Сообщение нового материала и его первичное закрепление | дать учащимся конкретное представление
об изучаемом вопросе; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации |
Лучше всего для нашей работы сегодня
подойдут сказки, потому что в них
прослеживается четкость и структурированность
сказочного сюжета. А еще потому что деятельность
ребенка по восприятию сказки по своей
психологической природе очень близка игре. Давайте вспомним сказки: в чем их особенность? В них есть зачин, развитие событий, кульминация, завершение событий Т.Е. отдельные элементы выстраиваются в целостное событие, сюжет В арсенале педагога есть приемы, способствующие формированию навыка сюжетосложения Прием первый
«Перевирание сказки»
постарайтесь, чтобы все студенты были
задействованы: Кто –то готовит ватман, кто-то
придумывает, кто-то записывает
Карты Проппа |
Отвечают на вопросы, работают в парах,
индивидуально, сотрудничают в подгруппах,
представляют результаты взаимодействия
Выступления |
Рассказ, беседа, обсуждение, творческие задания, слайдовая презентация | ПК 2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной ОК 2. Выбор оптимальных методов для решения профессиональных задач ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
Подведение итогов, рефлексия | Сделать вывод и подвести итог, как работали выяснить, что нового узнали | Цель нашей работы – овладеть
приемами сюжетосложения как способа построения
игры детей Давайте оценим нашу совместную работу: Заинтересовал ли вас такой способ организации игры? Использовали ли вы раньше такие приемы? Удалось ли вам овладеть данными приемами сюжетосложения? Хотите ли вы продолжить изучение этой темы? Будете ли вы использовать и далее в своей работе? Мне очень понравились ваши высказывания и ваша работа. Процитируем высказывание ДЖ. Родари: Если мы хотим научиться думать, то прежде всего мы должны научиться придумывать При подготовке занятия использовались идеи: Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Г.С. Альтшуллером , В.Я. Проппом, Дж. Родари, М.А. Страунингом. Пожелание успехов. Спасибо, и помните, что без вашей помощи современным детям очень сложно овладеть приемами сюжетосложения |
Отвечают на вопросы | выводы вопросы на понимание изученного материала; оценка работы учащихся | ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Использованная литература
- Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение/ Сост. Селюцкий А. Б. — Петрозаводск, 1991.
- Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Мн.: Университетское, 2000.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.- М. – 1990.
- Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Лабиринт. – 2000.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. — М.: Прогресс, 1978
- Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». — Ростов-на-Дону, 1993.