Социализация дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. С введением федерального образовательного стандарта дошкольного образования и вступлением его в силу с 01 января 2014 года научные авторские коллективы разрабатывают примерные общеобразовательные программы и парциальные программы по всем направлениям развития дошкольников. В настоящее время идет поиск педагогических инновационных технологий в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Широкое распространение получает метод проектов в работе с дошкольниками. Педагоги используют этот метод с интересом, активно включают в проектную деятельность родителей. В работе с дошкольниками широко используется опытно-экспериментальная и поисково-исследовательская деятельность. Педагоги выбирают те технологии, формы и методы работы, где ребенок не просто получает знания, но и является непосредственным «добытчиком» этих знаний. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. В своей работе мы используем некоторые технологии, предложенные Н.П.Гришаевой, некоторые технологии автора мы используем в собственной интерпретации.

Разрабатывая модель социализации дошкольника с помощью технологий эффективной социализации в ДОУ, мы утвердили тематический план работы с детьми на учебный год. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца». Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от региональных, национальных, возрастных особенностей детей, интересов конкретной группы. Вся работа ДОУ по технологиям социализации каждый месяц проводится с учетом темы «Ситуации месяца».

Тематическое планирование «Ситуаций» мы удачно сочетали с календарно-тематическим планированием примерной образовательной программы «От рождения до школы», что позволило осуществить интеграцию образовательных областей без дополнительных изменений в режиме дня.

Работу по эффективной социализации в ДОУ мы начали с технологии «Клубный час». Дети в течение одного часа перемещались по всему зданию ДОУ, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвратились в группу. В данную работу включились все сотрудники ДОУ, включая работников пищеблока и медицинскую сестру, которые являются сотрудниками сторонних организаций. Была проведена большая подготовительная работа с сотрудниками и родителями воспитанников. Для того чтобы обеспечить свободное перемещение по ДОУ, детям необходимо было создать безопасные условия, поэтому все сотрудники были на местах, где организовывалась детская деятельность. В помещении пищеблока дети перебирали крупу, в медицинском кабинете катали ватные шарики, в методическом кабинете с помощью старшего воспитателя и воспитателя группы дети могли сделать своими руками книжки, в музыкальном зале дети играли на разных музыкальных инструментах. В других помещениях ДОУ были организованы разнообразные виды деятельности. Дети впервые в условиях ДОУ могли самостоятельно решать, чем им заняться, какой кабинет посетить и сколько потратить время на посещение.

Из опыта работы по данной технологии мы видим, что она позволяет успешно решить следующие задачи:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
  • воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение проявлять инициативу;
  • формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является технология «Проблемная педагогическая ситуация» («ППС»). Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Время проведения от 15 минут в младших группах до 30 минут в старших. Примеры ситуаций: «Воспитатель заболел», «После прогулки нет обеда», «Помогите бабушке найти внука», «Посторонний на территории ДОУ» и другие. После проведения «ППС» обязательно надо провести «Круг размышлений», где дети отвечают на вопросы: – что сейчас произошло? Что ты делал, что чувствовал? Что ты будешь делать в следующий раз? Используя данную технологию в работе с детьми, взрослые смогут понять, умеет ли ребенок вести себя в нетипичной ситуации; как у ребенка развиты чувства эмпатии, сопереживания, сочувствия. Педагог, «отстраняясь» от ситуации, предоставляет возможность ребенку самостоятельно решать проблему. И что очень важно, что ребенку дается второй шанс, если он не справился с ситуацией впервые, то после обсуждения, через некоторое время, спустя около двух недель, похожая ситуация происходит еще раз и ребенок уже более подготовлен к ней, у ребенка уже имеется опыт и знания о том, что надо делать. Когда мы проводили ситуацию «Воспитатель заболел» впервые, многие дети никак не отреагировали на произошедшее, они играли, как и прежде, словно ничего не случилось. В повторной ситуации «Заболел младший воспитатель», дети уже знали как себя вести, они предложили помощь, сходили за медсестрой. Эффективность данной технологии подтверждается сменой модели поведения детей от равнодушия к сочувствию и сопереживанию, от бездействия к активным действиям по оказанию помощи.

В работе с дошкольниками мы используем технологию «Круг рассуждений» – по аналогии с предложенной технологией Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг». «Круг рассуждений» по возможности проводится каждый день перед завтраком или после полдника. В «Кругу» решаются вопросы: чем сегодня мы будем заниматься? что интересного произошло? обсуждаются вопросы дисциплины в группе. Дети выступают на одном уровне с воспитателем, что очень важно, то, что именно решением детей в группе утверждаются правила.

Используя данные технологии социализации в работе с дошкольниками, мы убедились, что дети получают не формальные знания о правилах поведения в обществе, а приобретают практические навыки и умения. Воспитанники становятся более самостоятельными и инициативными.

Данные технологии способствуют интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяют создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.