«Сундучок занимательных заданий». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Обучающая:

  • систематизация и закрепление знаний, умений и навыков;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;

Развивающая:

  • развитие познавательного интереса к грамматике;
  • развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания.

Воспитывающая:

  • воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  • находить сходства и различия предметов;
  • уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  • подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное;
  • работать с информацией по интересующей теме;

Коммуникативные:

  • формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
  • развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

  • формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

Этап занятия Действия учителя Деятельность учащихся

1. Адаптационный этап.

1) Орг. момент

Деление на группы.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

– А теперь передадим улыбку нашим гостям.

– Я рада приветствовать Вас на занятие.

– Ребята, рассчитайтесь на первый, второй, третий. Первые садятся за первый стол. Вторые-за второй стол, третьи-за следующий. У нас получились 3 команды. Каждая команда имеет название.

1 команда – «Умняшки»

2 команда – «Познавашки»

3 команда – «Почемучки»

Сегодня мы работаем в группах. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

– А справедливо посчитать, сколько каждая команда наберёт очков, нам поможет наше жюри. (Представляет членов жюри.)

 

Стоят в кругу, дарят улыбки приветствия

Рассаживаются по группам.

2. Актуализация знаний.

2) Постановка проблемы

– Начнём мы своё занятие..., а как мы его начнём, догадаетесь сами...

1) – Правильно, начнём мы его со сказки.

Жадная лиса.

– Здравствуй, лиса! Что ты кушаешь? – спрашивает волк.

– Рыбку, – отвечает лиса.

– Дай мне, лиса, хоть одну попробовать, – просит волк.

А лиса учит: «Ты, волк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, так сам и наловишь».

Какие слова в тексте повторяются слишком часто?

– Что нужно сделать, чтобы получился красивый, правильный текст?

Вам помогут слова…..(учитель достаёт из сундучка)

Сестрица, сестричка, рыженькая, серый, братец.

1 мин. на размышление.

– Прочитайте. Нравится ли вам сказка сейчас?

 

Слайд.(Изображение лисы и волка).

На партах карточки с текстом.

 

 

 

Подобрать на синонимы.

Волк, лиса.

Задание заменить эти слова на (сестрица, сестричка, рыженькая, серый, братец).

Каждая команда прочитывает свой текст. Жюри оценивает.

Каждая команда зарабатывает по 1 баллу

3. Основной этап.

 

Дорогие второклашки!
Вот волшебный сундучок,
На дверях его замок.
В нём живут отгадки
На все мои загадки.     
Ключ волшебный вставим в щель
И откроем в сказку дверь.

Сундучок открывается. В нём загадки для трёх команд.

2. «Он – это кто?»

О ком написаны эти строчки?

1 команда

Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.

2 команда

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился

3 команда

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её.

– Теперь подведем итоги, чья команда набрала больше очков. Слово – членам жюри.

3) «Пословицы»

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Закончить пословицу по ее началу. За каждый правильный ответ команде 1 балл.

  • В гостях хорошо, …(а дома лучше)
  • Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
  • Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
  • Терпение и труд …(все перетрут)
  • Семь раз отмерь …(один отрежь)
  • За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
  • Поспешишь …– (людей насмешишь)
  • Любишь кататься …(люби и саночки возить)

4 станция. «Фразеологизмы»

В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

  1. Как снег на голову (неожиданно)
  2. Спать мертвым сном. (крепко)
  3. Держать ухо востро. (быть очень осторожным)

 

  1. В час по чайной ложке. (медленно)
  2. Вылететь из головы. (забыть)
  3. В двух шагах. (рядом, близко)

 

  1. Без году неделя. (недавно)
  2. Втирать очки. (обманывать)
  3. Бросаться со всех ног (очень быстро убегать, прибегать)

5 станция. «Ребусы»

Отгадать ребус + грамматическая арифметика

  • – кабан – ан + лук =? (каблук)
  • – ква + рак – ак + тира =? (квартира)
  • Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)

6 станция. «Весёлый наборщик»

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня – ну и ну!
Все они сбежали.

Угадайте слова.

Брбн, стрт, сткн, рссд, мрк, прт, схр, крндш

(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)

7 станция. “Наоборот”

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

  • Война – (мир)
  • Быстро – (медленно)
  • Твёрдый – (мягкий)
  • Большой – (маленький)
  • Вежливый – (грубый)
  • Трудолюбивый – (ленивый)
  • Друг – (враг)
  • Храбрец – (трус)
  • Вправо – (влево)

8 станция. БЛИЦ –ТУРНИР.

Вопросы для команды «Умняшки»

  1. Речь устная и... (письменная).
  2. Букв в русском языке... (33).
  3. Звука не обозначают буквы... (ъ,ь)
  4. Язык – средство... (общения).
  5. Последняя буква русского алфавита... (я).
  6. Звуки бывают... (гласные и согласные).
  7. «Ча» и «ща» пишутся с буквой... (а).
  8. Первое слово предложения пишется... (с большой буквы).
  9. Два звука могут обозначать буквы... (е, ѐ, ю, я).
  10. В слове «коньки» звуков... (5).

Вопросы для команды «Познавашки»

  1. Речь письменная и... (устная).
  2. Первая буква алфавита... (а).
  3. Произносим и слышим мы... (звуки).
  4. Наша речь состоит из... (предложений).
  5. Сколько в слове гласных, столько и... (слогов).
  6. «Жи» и «ши» пиши с буквой... (и).
  7. В слове «замок» слогов... (2).
  8. Согласные звуки делятся на... (глухие и звонкие).
  9. В слове «пальто» звуков... (5)
  10. Имена, фамилии людей, клички животных пишутся... (с большой буквы).

Вопросы для команды «Почемучки»

  1. С какой буквы пишется первое слово в предложении?
  2. Сколько гласных букв в русском алфавите?
  3. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)
  4. Назовите главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
  5. Предложение выражает... (законченную мысль).
  6. «Чу» и «щу» пиши с буквой... (у).
  7. Слово имеет... (значение).
  8. Видим и пишем мы... (буквы).
  9. Согласный звук может быть... (твердый и мягкий).
  10. В слове «кольцо» звуков... (5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подбирают к началу пословицы конец.

Рефлексия.

Оценивание.

4. Жюри подводит итоги. Награждение.

Ученик читает стихотворение.

Спасибо, Грамматика, наука прекрасная! За буквы, слова, предложения ясные. Где трудное место в словах – Ты же рядом

И с правилом четко подскажешь. Как надо писать, говорить, размышлять

И трудиться– Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

 

Презентация.