- Программа волонтерского движения «Шаг навстречу»
- Из опыта работы участников волонтерского движения
- Список использованной литературы
Волонтерство – это и есть путь к самоуважению…
Актуальность:
Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России», строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».
Основная воспитательная задача педагогического коллектива на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?
Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть волонтерского (тимуровского) движения, возрождаемого в нашей школе - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилые люди, дети- инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
Тимуровцы и волонтеры помогают тем, кто в этом нуждается. Но не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы, и что лежит в основе волонтерского движения.
Из истории тимуровского движения:
Тиму́ровец — понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.
После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.
Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин, Московской Области. В городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. и состояла она из 6 тимуровцев.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллиона тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.
В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами.
Сегодня традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи пожилым, инвалидам, нуждающимся и др.
Аналогом данному движению является волонтерство.
Из истории волонтерского движения
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) волонтерской деятельностью занимается всего 1% населения. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Само понятие «волонтерство» в России не очень популярно, для нас актуальнее понятия взаимопомощи, взаимовыручки.
Вывод: Таким образом, и тимуровское, и волонтерское движения направлены на бескорыстную, безвозмездную помощь всем нуждающимся в ней. В основе этих движений лежит стремление участников сделать мир добрее, счастливее, радостнее. А от этого стать духовно и нравственно богаче самому. На это и направлена программа волонтерского движения «Шаг навстречу».
Цель: Разработка программы, направленной на формирование морально–нравственных, гражданско-патриотических качеств личности школьников через вовлечение их в волонтерскую деятельность.
Задачи:
- Формирование у школьников понимания сущности добровольной помощи людям.
- Вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.
- Популяризация трудовой деятельности детей.
- Воспитание толерантности.
- Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.
Принципы работы:
- Принцип самостоятельности
- Принцип равноправия
- Принцип сотрудничества
- Принцип социального партнерства
- Принцип толерантности
- Принцип милосердия
Направления деятельности:
- Помощь пожилым и нуждающимся людям
- Взаимодействие с детьми из РЦ «Исток»
- Социальное проектирование
- Музейная работа
- Шефская работа
- Деятельность ученического самоуправления
Участники реализации программы:
- Историко- краеведческое объединение «Начало»
- Члены краеведческого кружка «Музейное дело»
- Инициативная группа «Лидер»
- Волонтерский отряд «Свежий ветер»
- Правительство школьной республики
- Классные коллективы
Формы работы:
- оказание помощи одиноким престарелым людям, ветеранам ВОВ и труда, детям-сиротам, инвалидам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
- оказание помощи младшим товарищам
- рейды
- акции гуманитарные, трудовые, экологические
- операции
- конкурсы
- соревнования
- краеведческие исследования
- занятия кружков
- КТД
- заседания объединений, отрядов, инициативных групп
- участие в краеведческих сменах
- экскурсии
- круглый стол
- марафоны добрых дел
Нормативно-правовая база
- Положение о школьном ученическом самоуправлении
- Положение о школьном музее
- Устав историко- краеведческого объединения «Начало»
- Кодекс чести школьника
- Положение о социальной практике
- Положение о прохождении учащимися летней трудовой практики
Содержание каждого из направлений работы включает в себя несколько этапов:
- Организационный.
- Исследовательский.
- Практический.
- Информационный.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Воспитание у учащихся таких нравственных понятий, как «ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие», «уважение человеческого достоинства», «милосердие», «доброжелательность», «сопереживание».
- Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
- Организована волонтерская работа в школе.
- Через личный пример привлечено общественное внимание к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей.
- Активизация деятельности детских школьных объединений.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
- Историко-краеведческое объединение «Начало»
Члены краеведческого кружка «Музейное дело»
На базе нашего ОУ в настоящее время действуют два школьных музея (здания № 1, № 2). Оба музея паспортизированы. Им присвоено звание «школьный музей» за большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересных экспозиции и успехи в воспитании учащихся.
Основные направления работы данных объединений: гражданско- патриотическое и историко- краеведческое. Их деятельность регламентируется Уставом историко- краеведческого объединения (см. приложение), Положением о школьном музее.
Инициативная группа воспитанников объединения ежегодно принимает участие и является победителем Областных краеведческих слетов активистов школьных музеев, а также областного этнографического фестиваля «Дружба народов Поволжья»
В ноябре 2007 года актив школьного музея «Начало» вступил в Молодежное объединение муниципального района Сергиевский и подписал соглашение о сотрудничестве с другими молодежными объединениями района данной направленности.
На базе музеев проходят встречи с гостями школы, уроки мужества, уроки добра, уроки памяти, чаепития, круглые столы.
Воспитанники объединений посещают ветеранов войны и труда, старожилов села, ведут записи воспоминаний. Так появились сборники «Эстафета памяти», «Наш край в годы войны».
- Инициативная группа «Лидер»
В состав группы входят учащиеся старших классов. Их цель работы- социально — значимая деятельность. Работая в данном направлении, подросток развивается как личность. Значимый труд, взаимодействие детей и взрослых на основе сотрудничества, сотворчества делает данный вид деятельности одним из приоритетных в школе. Работа старшеклассников над социальными проектами ведется в нашем ОУ с 2001 года. Ежегодно создаются и реализуются проекты самых различных направлений. Самыми яркими и значимыми проектами районного масштаба стали:
Тема, цель, результативность социального проекта | Результат |
Социальный проект «Эстафета памяти». Проект посвящен 60- летию Победы. Цель: Увековечить память земляков- участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, солдатских вдов через издание сборника воспоминаний «Эстафета памяти» 1 м. |
Выпущен сборник воспоминаний земляков- участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, солдатских вдов через «Эстафета памяти» |
Социальный проект «Вместе». Цель: Социализация детей с ограниченными возможностями, вовлечение детей- инвалидов в совместную деятельность. 2 м |
Многолетнее сотрудничество с реабилитационным центром «Росинка» |
Социальный проект «Сердце, отданное детям» Цель: Восстановление памятника бывшего директора Сергиевской школы, ветерана ВОВ Савельева И.М. |
Установлен памятник бывшему директору Сергиевской школы, ветерану ВОВ Савельеву И.М. взамен разрушенного вандалами |
Социальный проект «Поможем озеру Банное» Цель: привлечь внимание населения к загрязненному озеру |
Ежегодная крупномасштабная акция по очистке озера |
Социальный проект «Учителя, вы в каждом сердце остаетесь навсегда» Цель: Увековечить память об учителях Сергиевска |
Выпущен сборник «Учителя, вы в каждом сердце остаетесь навсегда» |
Социальный проект «Сделаем наш мир счастливее» Цель: Создание и распространение социальной рекламы, направленной на толерантность, милосердие, ЗОЖ, пропаганду института семьи, профилактику ДТП. |
Созданные ролики транслируются на местном телевидении ТРК «Радуга-3» |
- Волонтерский отряд «Свежий ветер»
Движение волонтерского отряда «Свежий ветер» призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.
Данный отряд работает на базе ОУ с 2009 года. Руководитель отряда социальный педагог Бахарева Е.И. Работа ведется в тесном сотрудничестве с областным центром социализации молодежи (за группой закреплен куратор- студент из Самары).
Мероприятия, проведенные на уровне школы: Тренинг «Равный равному», социальные игры «За ЗОЖ»
Социально- значимые акции, организованные волонтерским отрядом, на центральной площади села Сергиевск:
- «Детство – территория, свободная от курения»
- «День без табака»
Участники областных мероприятий: «Антинаркотический КВН», Профилактичекая олимпиада, профилактический брейн-ринг.
- Ученическое самоуправление
Ученическое самоуправление в школе представлено моделью «Демократическая республика». Цель работы: Формирование активной гражданской позиции. Задачами деятельности данного органа являются:
- Реализация творческого потенциала каждой личности;
- Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
- Развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших.
В правительство входят самые активные и инициативные учащиеся школы. Именно они являются инициаторами многих добрых и полезных дел: экологические, профилактические и гуманитарные акции, субботники, Дни пожилого человека, посещение детей-инвалидов РЦ «Исток», оказание любых видов помощи пожилым людям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, участие в митингах и многое другое.
Одним из важных направлений работы ученического самоуправления является шефство над младшими школьниками. Старшеклассники оказывают помощь учащимся среднего звена, те, в свою очередь, школьникам младшего возраста. Многие мероприятия в школе проходят под девизом «Старшие -младшим».
Закон толерантных взаимоотношений – один из законов, отраженных в Конституции школьной демократической республики.
- Классные коллективы
Помощь в уборке на территории школы, детского садика, посадка цветов, деревьев, поддержка нового ученика в классе – детское волонтёрство может принимать любые формы.
С 5 класса учащиеся начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь. Так этой зимой 44 нуждающимся пожилым людям была оказана помощь по уборке снега. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи ветеранам по хозяйству. Наряду с этим ученики оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздников, организовывают встречи с ветеранами войны.
Ежегодно все классы активно участвуют в акции «Весенняя неделя добра».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Концепция развития и поддержки добровольчества в Самарской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ правительства Самарской области от 23 декабря 2009 г. N 686
- «Волонтерство: мода или потребность?» // Интернет- журнал «Лицей» www.gazeta-licey.ru/content/view/104/
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2006
- Алесина Мария, Панеях Элла. Мотивация участия в волонтерском движении. – 6 с. – (Статья). – Отдел обучения в странах СНГ, С.-Петербург
- Эллис Сьюзен Дж. Почему волонтеры? – Глава из книги: Эллис Сьюзен Дж. Сверху вниз: роль руководителя в успехе волонтерских программ.