Цели:
- Формировать знания обучающихся о социальном взимодействи, социальных институтах и их роли в обществе.
- Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.
- Воспитывать стремление реализовать свои возможностии и способности, стремление к получению знаний.
Оборудование: ноутбук, презентация, видеопроектор, экран, рабочие листы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний обучающихся.
Вид урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические (задания), фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.
Цели урока реализуются следующим образом:
Развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие самостоятельности учащихся способствует через групповую работу, работу с текстом, выполнение заданий с пропусками слов.
Пробуждается интерес, любовь к предмету. Считаю, что эффективнее это получается тогда, когда используются игровые моменты, потому что игра для ребёнка естественная потребность. Во время игры дети действуют свободно, не боятся ошибки. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребёнком в процессе учебной деятельности. С этой целью учащимся предложена игра “Эстафета”, которая также используется в качестве физкультминутки.
С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в пограмме Microsoft PowerPoint, что позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счёт предлагаемых словесных, наглядных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Соблюдаются структурные компоненты урока:
- Организационный момент, характеризирующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
- Устный опрос (повторение теоретического материала);
- Изучение нового материала (самостоятельная работа в группах);
- Закрепление изученного материала (решение практических заданий);
- Дано домашнее задание;
- Итоги урока подведены учащимися.
Приём подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, поскольку на настоящий момент данными умениями владеют не все учащиеся класса.
Учебная работа на уроке разнообразна: групповая работа, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа. Чередуются различные виды деятельности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: почему общество сложная динамичная система? Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное об обществе.
2. Постановка целей
Тема нашего урока «Общество как сложная динамичная система» (слайд 1). Используя эти слова помощники (ПОВТОРИМ, ИЗУЧИМ, УЗНАЕМ, ПРОВЕРИМ) (слайд 2) сейчас мы с вами попытаемся сформулировать цели нашего урока. (ответы детей)
(Повторим тему «Общество», изучим общество как динамичную систему, проверим знания по теме «Общество»)
– Сейчас выполним первое наше задание.
Задание:
– Что такое общество? (слайд 3)
(Общество в узком значении это:
- этап исторического развития человечества(тип социальной системы);
- страна, государство,(отдельный социальный организм);
- Объединение людей по интересам и целям;
- Группа людей, объединённых происхождением, положением, ценностями.
Общество (в широком значении ) – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.)
3. Формирование новых знаний
Учитель: Общество – это не просто то, что мы определили, а это система – сложная и динамичная. (слайд 4)
Система – это целое, составленное из частей совокупность.
– Что значит динамичная система? (ответы детей)
Вывод: Динамичная система– система допускающая различные изменения, развитие, возникновение новых, отмирание старых частей и связей между ними.
Учитель: Общество как сложная динаическая система включает в себя элементы и подсистемы, с чем предстоит познакомиться нашим группам и рассказать об этом нам.
2. Работа в группах. (Приложение 1)
1 группа– изучает особенности социальной системы и вносит данные в таблицу
Характерные черты общества как системы.
Ряд отличий | Характеристика отличий |
1-е отличие | |
2-е отличие | |
3-е отличие |
2 группа – изучает социальные институты и вносит данные в таблицу
Развитие социальных институтов.
социальные институты | Функции |
Семейно-брачный | |
Экономический | |
Политический | |
Религиозный | |
Образования |
3. Выступление групп с результатами работы.
Какой вывод мы можем сделать из всего того, что услышали?
Общесво как система имеет сложный характер, так как состоит из элементов и подсистем. Состоит из четырёх подсистем, которыми являются сферы общества. В свою очередь эти подсистемы имеют ещё свои элементы (слайды 5-9)
– С чем можно сравнить общество? (с колесом, с деревом, с человком, часами)
4. Физкультминутка
Игра “Эстафета”
Из каждой команды по очереди выходят по одному человеку к доске и записывают слово или словосочетание, которые помогут раскрыть тему сегодняшнего урока, кто быстрее? Начали!
5. Закрепление изученного материала
Эти слова нам помогут в дальнейшей работе. Сейчас каждый из вас берёт рабочие листы (Приложение2) и начинаем выполнять задания, таким образом, мы с вами закрепим то, что сегодня изучили.
Задание1: Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (слайд 10)
“Система – это целостная _________(А) элементов, которые тесно связаны друг с другом. Системы могут быть _________(Б) и сложными. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как __________(В).
По характеру ____________(Г) частей системы делятся на три основных типа. Первый тип – неорганизованная целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных.
Второй тип системы – организованная целостность, например атом, молекула, _________(Д), Солнечная система, Галактика. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
Третий тип системы – органическая целостность, например организм живого существа, биологический вид, ______________(Е). Это высший тип системы. Её характерные особенности – саморазвитие и ____________(Ж) частей. Части органического целого вне целого теряют ряд своих значимых свойств и вообще не могут существовать в данном качестве.” (ответ 7241685)
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз.
Список терминов:
1) связь | 4) система | 7) совокупность |
2) простые | 5) самовоспроизведение | 8) общество |
3) динамизм | 6) кристалл | 9) прогрессивные |
Теперь обменялись рабочими листами. Проверяем друг у друга. Ставим оценки.
1 ошибка – “5”
2 ошибки – “4”
3-4 ошибки – “3”
5 и больше ошибок – “2”
Задание 2: Заполните пропуски в схеме “Подсистемы общества”
Приведите примеры взаимовлияния различных подсистем общества.
– Проверка и самооценивание.
Задание 3. Прочитайте текст документа “Из работы современного американского социолога Э. Шилза “Общество и Общества: макросоциологический подход”. Страница 25-26 и ответьте на вопросы.
Задание 4. Используя текст параграфа, заполните пропуски в таблице (слайд 11)
Социальные институты | Функции |
Биологическое воспроизводство и первичная социализация новых поколений | |
Образование | |
Удовлетворение потребности в вере, решении проблем смысла жизни | |
Эффективная организация производства благ, удовлетворяющих материальные потребности человека и общества | |
Государство |
Задание 5. Прочитайте высказывание и выполните задания.
“В природе каждое явление – запутанный клубок, в обществе каждый человек – капешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном всё переплетено, нет ничего бемпримесного, ничего обособленного” (Н. Шамфор (1741-1794), французский писатель)
– Как вы понимаете смысл высказывания?
– С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?
– Составьте план, на основе которых вы будете раскрывть проблему, поднятую автором высказывания.
– Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.
6. Подведение итогов
– Какую тему мы с вами сегодня изучили?
– Почему общество – сложная динамичная система?
– Какие основные выводы вы бы сделали по изученной теме.
7. Домашнее задание.
§3
Охарактеризовать российское общество начала XX века как систему.
8. Рефлексия
“Лесенка. “Моё состояние” (слайд 12)
Отметьте соответствующую ступеньку лесенки
Список литературы:
- Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс //Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая, А.Ю. Лазебникова – М.: Просвещение, 2011.
- Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС// Т.Ю. Бутурлакина– Армавир, 2013.
- Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 10 класс – М.: Просвещение, 2013.
- Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах /А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2011.
- school-collection.edu.ru/
- ru.calameo.com/