ВВЕДЕНИЕ
Проблема гражданского, патриотического воспитания – занимает одну из центральных мест на всех этапах образования и личностного становления обучающихся среднего профессионального учебного заведения.
Как самостоятельное направление образовательного процесса колледжа патриотическое воспитание требует специального содержания и особых форм работы.
Важным элементом содержания патиротического содержания является показ героизма советских людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Обращение к истокам мужества героев позволяет развивать инициативно-активную личность обладающую позитивными ценностями и качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Особой формой работы по патриотическому воспитанию со студентами колледжа может стать конкурс мультимедийных презентаций о Победе народа в Великой Отечественной войне.
Конкурс позволяет наиболее полно решать задачи гражданского, патриотического воспитания студентов в рамках внеаудиторной и внеклассной работы по дисциплине “История”, обеспечивать переход от познавательной деятельности студентов в творческую.
Вместе с тем, для студентов участие в конкурсе имеет большое образовательное значение в формировании общих компетенций ФГОС СПО, включающие в себя способности: ОК 2-7, ОК 10.
Выступая как уникальная коммуникативная система, конкурс позволяет наиболее полно самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Методическая разработка конкурса мультимедийных презентаций “Историческая память поколений” может стать ориентиром для педагогических коллективов учебных заведений, в решении проблем патриотического воспитания молодежи, оказать определенную помощь в работе преподавателей учебной дисциплины “История”.
СЦЕНАРИЙ
Время проведения: конец апреля 2014 года.
Участники: студенты 1 курса учебных групп колледжа, победители I тура конкурса.
Преподаватель: Н.А Сопова.
Место проведения: читальный зал библиотеки колледжа.
Цель мероприятия:
- развитие в личности высокой оциальной активности, гражданской ответственности, духовности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества готовности к выполнению конституционной обязанности по защите Родины.
- сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у студентов уважения к защитнику Отечества.
Задачи
- формирование у студентов представления о многогранности исторических явлений;
- развитие умений сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
- поддержка практики использования современных информационных образовательных технологий в образовательном процессе;
Методическое обеспечение
Аудиозаписи песен: “Седьмая симфония, “Ленинградская” Д. Шостаковича, “Журавли” песня на стихи Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля; “Священная война” песня на стихи В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова; “22 июня, ровно в четыре часа” песня на стихи Б. Ковынева музыка вальса Ежи Петербургского; “День Победы” песня на стихи В. Харитонова музыка; Д. Тухманова; “Марш славянки” музыка В. Агалкина.
Презентация конкурса “Историческая память поколений”, включающая 22 слайда:
Организация проведения конкурса.
Для организационно-методического обеспечения конкурса “Историческая память поколений” формируется жюри и рабочая группа по проведению конкурса. Рабочая группа по проведению конкурса осуществляет сбор выполненных конкурсных работ и направляет их на рассмотрение жюри, при необходимости консультирует участников.
Материально-техническое оснащение:
- компьютеры, ноутбуки-10 шт;
- экран телевизора;
- трибуна;
- оценочные листы;
- грамоты.
Оформление: плакаты, открытки большого формата, выставка книг.
План проведения конкурса:
- вступительное слово ведущего;
- представление членов жюри;
- выступление участников;
- перерыв (совещание жюри);
- разработка последнего слайда презентации “Историческая память поколений”;
- подведение итогов (награждение).
Ход конкурса презентаций
Конкурс ведут двое ведущих. На протяжении всего мероприятия звучат мелодии военных лет.
Ведущий 1: Уважаемые друзья! Бывают события, которые со временем не стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Значение их с годами не только не уменьшается, а напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость и становятся бессмертными.
Ведущий 2: К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
(слад 1 презентации)
Ведущий 1: Славной Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвящается сегодняшний конкурс презентаций “Историческая память поколений”.
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая
Ведет опять в походы и бои....
(на фоне музыки “Священная война”)
(слайд 2 презентации)
Ведущий 2: Сегодня на нашем конкурсе будут представлены презентации по следующим номинациям:
- Страницы история Великой Отечественной войны;
- Герои Великой Отечественной войны;
- Омск - фронту и тылу;
- Культура в годы Великой Отечественной войны.
(слад 3 презентации)
Ведущий 1: Позвольте представить Вашему вниманию членов жюри конкурса.
(представление членов жюри.)
Ведущий 2: Им предстоит оценить Вашу творческую работу по следующим критериям: насколько соответствует ее содержание объявленной тематике и исторически правильно раскрыта тема, убедительно и интересно представлена, культурно и технически грамотно оформлена.
Кроме того и наши болельщики имеют право отдать свой голос при голосовании лучшему конкурсанту.
По итогам конкурса все участники, будут отмечены положительными оценками по дисциплине, победители – награждены Почётными грамотами.
Ведущий 1: Итак, мы начинаем! Уважаемые выступающие, постарайтесь вызвать у аудитории интерес к своей работе. Не забудьте озвучивать тему Вашей презентации. Уважаемые болельщики, будьте активными участниками конкурса. Желаем удачи!
Ведущий 2: Дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. 1418 дней шла война. Двадцать семь миллионов людей потеряла наша страна в войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более тридцати восьми лет поминальной молитвы.
(на фоне музыки, песни “Журавли”)
(слад 4 презентации)
Ведущий 1: Прошу почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.
Ведущий 2: Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. В ходе войны было несколько битв, которые определили ее исход. Курская, Сталинградская, блокада Ленинграда, битва под Москвой.
(на фоне музыки “Ленинградская симфония”)
Ведущий 1: Слово для защиты презентации предоставляется конкурсанту по теме:
- “Битва под Москвой” (слад 5 презентации)
- “Сталинградская битва” (слад 6 презентации)
Ведущий 2: Лучшие сыны и дочери России ценой великих жертв защищали Родину. В ходе боев появилось много героев, которые не щадя ни своей жизни, ни своих сил добывали Победу. Их заслуги перед Родиной был отмечены высокими наградами.
Ведущий 1: Слово для защиты презентации предоставляется конкурсанту по теме: “Награды Великой Отечественной войны”
(слад 7 презентации)
Ведущий 2: Среди участников Великой Отечественной войны были дети, чьи имена будут жить вечно.
Ведущий 1: Слово для защиты презентации предоставляется конкурсанту по теме:
- “Дети Ленинграда” (слад 8 презентации)
- “Дети - герои В.О войны” (слад 9 презентации)
Ведущий 2: В неимоверно тяжелых условиях жила и боролась страна. Она превратилась в огромный военный лагерь, охваченный единым порывом изгнать врага с нашей земли. Люди, забывая об отдыхе, сутками не уходили с заводов, стремясь дать фронту как можно больше танков, самолетов, оружия, боеприпасов. Героически трудились в тылу женщины и дети. Так ковалось оружие Победы в битве экономик.
(на фоне музыки песни “22 июня”)
Ведущий 1: Слово для защиты презентации предоставляется конкурсанту по теме:
- “Советское стрелковое оружие в годы В.О войны” (слад 10 презентации)
- “Оружие второй Мировой войны” (слад 10 презентации)
- “Советская авиация в годы В.О. войны” (слад 10 презентации)
Ведущий 2: Линия фронта не дошла до нашего города. Омская область, как одна из крупнейших областей Сибири по напряженности экономической, социально–культурной жизни имеет полное право называться прифронтовым городом, городом – воином.
Ведущий 1: Слово для защиты презентации предоставляется конкурсанту по теме: “Омск в годы В.О. войны”
(слад 11 презентации)
Ведущий 2: Завоеванная Победа - это не только Победа нашего оружия. Это победа народа, защищающего свое правое дело - Родину. В ознаменовании одержанной Победы на Омской земле возведены памятники героям.
Ведущий 1: Слово для защиты презентации предоставляется конкурсанту по теме: “Их именами названы улицы Чкаловского поселка”
(слад 12 презентации)
Ведущий 2:Война явилась проверкой для всей страны, она послужила экзаменом и для советской системы профессионального образования. В суровой военной обстановке сотни тысяч мальчишек и девчонок овладевали профессиями в учебных заведениях государственных трудовых резервов. Неоценим вклад в Великую Победу и трудовые и ратные усилия учащихся и работников нашего учебного заведения - Железнодорожного училища №1, год рождения - 1 декабря 1940 года.
Ведущий 1: Слово для защиты презентации предоставляется конкурсанту по теме: “Вместе со всей страной”.
(слад 13 презентации)
Ведущий 2: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом мать, любимую, писали письма, пели в передышках между боями. В тылу мощным оружием наравне с военной техникой стали советские плакаты военных лет. Яркий и образный плакат встал на борьбу с врагом, напутствуя, просвещая и поддерживая защитников Родины.
Ведущий 1: Слово для защиты презентации предоставляется конкурсанту по теме: “Советский плакат в годы В.О войны”
(слад 1 презентации)
Ведущий 2: Уважаемые участники конкурса представлена и защищена последняя презентация. Пока жюри подводит итоги конкурса мы предлагаем Вам в память о 27 миллионов советских людей отдавших свои жизни за мир и землю без войны, за наше сегодня оформить последний слайд презентации “Историческая память поколений”. “Мир - это Земля без войны!”- так мы назвали последний слайд презентации.
(слад 16 презентации)
Ведущий 1: Уважаемые конкурсанты, болельщики вы можете проявить свое творчество в работе над слайдом. Вы можете сами дать имя последнего слайда. Воспользоваться подсказкой - идеями в оформлении слайда: “Мир - это Земля”. “Мир - это люди, мир - это дети”. “Мир - это спокойная и радостная жизнь”. “Мир – это яркие краски”. “Мир – это добрые люди”. “Мир – это когда нет слез”. “Мир – это добрые глаза”. “Мир нужен всем. Нет войне!”
(в оформлении слайда презентации принимают участие конкурсанты и болельщики учебных групп).
Ведущий 2: Слово для подведения итогов конкурса презентаций “Историческая память поколений” и награждения предоставляется жюри.
Ведущий 1: А вот как видят наши участники конкурса и болельщики итог нашей работы - “Мир - это Земля без войны!”.
(защита идеи последнего слайда представителями групп конкурсантов и болельщиков)
Ведущий 2:
Уважаемые участники конкурса!
Если война коснулась твоей семьи...
Если ты знаешь, какой ценой досталась нам Победа...
Если ты гордишься своей историей, своей страной, своей семьей...
Предлагаем Вам присоединиться к акции "Я помню. Я горжусь!".
(на фоне музыки, песни “День победы”)
(слад 17 презентации)
Ведущий 1: Акция "Георгиевская ленточка", впервые начала проводится в российских городах с весны 2005 года в дни празднования 60-летия Победы. Вскоре она приобретает всероссийский масштаб, становится традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы.
(слад 18 презентации)
Ведущий 2: В настоящее время в акции “Георгиевская ленточка” принимают участие жители многих стран мира. В том числе Франции, Китая, Франции, Великобритании и др.
Ведущий 1: О своем желании принять участие в акции Вы можете сообщить организаторам проведения акции, членам студенческого Совета колледжа. Желаем успеха!
Ведущий 2: В заключении нашего конкурса мы поздравляем всех с Великим праздником - днем Победы и дарим стихотворение:
Вечный праздник девятого мая!
Славим мужество и героизм!
Всенародно опять отмечаем
День героев, что отдали жизнь!Вспоминаем, что живы и целы
И свободны – и благодарим
Тех, кто светлое чистое небо
Сохранил через ужас войны.День Победы ликуем и плачем!
И героям приносим цветы
Победили они - это значит,
Наши могут сбываться мечты!
(слад 22 презентации)
Звучит музыка песни “День Победы”
Ведущий 1: Спасибо всем, за участие в нашем конкурса мультимедийных презентаций “Историческая память поколений”, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.
Литература
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/авт.-сост. М.В. Видякин и др.- Волгоград: Учитель, 2005.-303с. День Победы Классный час Н.И.Еременко.
- Колесникова И.А; Бородько Н.М; Поляков С.Д, Селиванова Н.А. Воспитательная деятельность педагога М., Академия 2005
- Б. Куприянов “Классификация форм воспитательной работы”, “Воспитание школьников”, №5, 2002 год.
- Научно-методический журнал Классный руководитель для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. “Мы не должны забывать наших дедов” - сценарий праздника победы для школьников и ветеранов. Говоркян Л.С., педагог-организатор, школа № 21, г. Ереван.
- Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 171 с.: ил.
- Гаврилова Л.Г., ИКТ во внеклассной работе, r.kem-edu.ru / ito2008 / DswMedia / gavrilova.htm, 2011
- Кузина Е.Н., “система использования ИКТ на уроках и во внеклассной работе”, www.shool-7.com, 2012.
Интернет-ресурсы