Интегрированное занятие логопеда и психолога по теме «Формирование смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР»

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Цель занятия: научить выделять, дифференцировать и характеризовать звуки в-в´, обозначать их буквой В-в.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научаться:

  • сохранять целостный образ буквы для дальнейшего увеличения скорости видения буквы в тексте;
  • приобрести навыки правильного чтения;

Метапредметные:

Регулятивные УУД (р)

Обучающийся научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • контролировать результаты своей деятельности;

Познавательные УУД (д)

Обучающийся научиться:

  • проводить сравнения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • воспринимать смысл небольшого текста;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научиться:

  • участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, в парах);
  • использовать в общении правила вежливости;

Личностные:

У обучающего будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

Ход занятия

Этап занятия Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

1. Орг. момент

1 мин. 

Пальчиковая гимнастика

2 мин

– Добрый день, дорогие ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте повернемся и улыбнемся нашим гостям. Ведь улыбка – это волшебное средство, которое покоряет сердца людей.

Психолог

Упражнение для развития мелкой моторики:

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.
Помассировать по кругу,
А теперь расслабить руку.
Давим,
Тянем,
Отдыхаем.
Мы внимательными станем!

Включаются в ситуацию урока, настраиваются на работу.

Дети повторяют за психологом

  • пальцы одной руки легко стучат по ладони другой
  • то же другой рукой
  • нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)
  • круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)
  • легко пошевелить пальцами
  • крепко сжать кулаки
  • напряженно вытянуть пальцы
  • расслабить кисть
  • скрестить руки на груди

Уметь мобилизовать свои силы для работы

 

Умение настраиваться на работу, используя игровую форму. Формирование положительного эмоционального настроя на учение.

2. Актуализация знаний

3 мин

1. Речевая разминка:

Ва-ва-ва – в лесу выросла трава
Ве-ве-ве – сидит Вова на траве

2. Беседа:

– Кто сидел на траве?

– Вова – это кто?

– Где выросла трава?

– Что еще может расти в лесу?

– Кого еще можно встретить в лесу?

– Где еще можно увидеть диких животных?

Чтение хором. Чтение быстро, медленно, тихо, громко. Чтение индивидуальное.

 

 

– На траве сидел Вова

– Мальчик

– В лесу

– Деревья

– Диких животных

– В зоопарке

Подготовка речевого аппарата к работе.

 

 

Соблюдать орфоэпические нормы языка

3. Постановка учебной задачи

6 мин.

Наш Вова пришел в зоопарк.

– Кого же Вова увидел в зоопарке? (пингвин, волк, корова, верблюд, медведь)

– А кто лишний в нашем зоопарке? (корова)

– Почему корова лишняя?

Составим звуковую схему к слову КОРОВА. Для этого на партах лежат кружки.

– Произнесем три раза слово КОРОВА

– Назовите 1-й звук в этом слове

– Назовите последний звук в этом слове.

– Назовите 5-й звук в этом слове

– Как вы думаете, кто еще может быть лишним в нашем зоопарке? (пингвин)

– Почему?

– Составим схему к слову ПИНГВИН.

– Произнесем три раза слово ПИНГВИН

Схема, ребята, делаем друг под другом.

– Назовите 2-й звук в этом слове

– Назовите последний звук в этом слове.

– Назовите 5-й звук в этом слове

Давайте сравним 5-е звуки

– Что общего?

– А чем отличаются?

– Чем на письме мы обозначаем звуки?

– Какими буквами обозначим звуки в, в´

– Какая тема занятия?

Животные наполовину закрыты. Учащиеся должны угадать, кто спрятался в зоопарке.

Корова – это домашнее животное

 

 

Вместе произносим КАРОВА

Варианты детей сравниваем с правильным вариантом на слайде

 

 

– Пингвин – это птица, и она не умеет летать.

 

Варианты детей сравниваем с правильным вариантом на слайде

 

 

 

 

 

– Ротик работает одинаково.

в – твердый, а в´– мягкий

– С помощью букв

– Буквой В

Звук в, в´, буква В-в

Понимать вопрос (задание)

Осознанно, в соответствием с заданием воспринимать картинки животных

 

Определять в слове заданный звук.

 

Моделировать звуковой состав слова

 

 

 

 

 

4. Решение учебной задачи

6мин

Психолог

«Сделать букву В из различных материалов»

Ребята, сейчас я приглашаю Вас в необычную страну, в ней буква В может появляться не только на страницах учебников и тетрадей, но и з разных предметов. Пойдемте все за мной.

Подводим детей к столам, на которых выложены разные материалы, для каждого ученика свое рабочее место. После объяснения каждому ученику его дальнейших действий все приступают к работе.

Во время выполнения задания можно включить негромкую «сказочную» музыку.

Задания для выполнения:

  • сложить, разрезанную на части букву В;
  • выложить на песке из природного материала букву В (ракушки, каштаны, жёлуди, камушки и др.). Для выполнения задания используется стандартная песочница пескотерапевта;
  • раскрасить пальчиковыми красками букву В;
  • вылепить из пластилина букву В;
  • в подносе на манной крупе из макарон выложить букву В;
  • сделать аппликацию буквы В из кусочков цветной атласной ленты

 

Формирование образа буквы на письме

5. Решение учебной задачи

6 мин.

Одна буква, два звука. Почему? Что произошло с этим звуком?

– У нас возникла проблема: почему один звук мягкий, другой твердый? От чего это зависит?

Разделите слова на 2 группы: выдра, волос, вилка, свинка, вода (рис.1)

(акцент на правильной паре), прочитаем

– Как вы разделили?

– Что же повлияло, что один звук твердый, а другой мягкий?

– Какую задачу мы ставили на уроке?

– Почему он становиться мягким?

 

Работа в парах. Выясняют, на какие две группы можно разбить слова

Читают по очереди

По твердости и мягкости

Следующий гласный

– От чего зависит, почему звук становится мягким

– Где мягкий звук везде – и.

Уметь классифицировать слова по заданному основанию.

6. Пальчиковая гимнастика

3 мин.

Психолог

Имитационная игра «Найди животных»

Мы тихонько в лес зайдем.
Что же мы увидим в нем?
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.
Тики-ти, тики-ти,
Животных мы хотим найти.

дети по очереди называют диких животных

По деревне мы шагаем,
Видим будки и сараи.
Тики-ти, тики-ти,
Животных мы хотим найти.

дети по очереди называют домашних животных

В жарких странах оказались,
Очень долго удивлялись.
Тики-ти, тики-ти,
Животных мы хотим найти.

дети по очереди называют животных жарких стран

  • пальцы шагают по столу (коленям)
  • одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
  • одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
  • два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
  • одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

Волк, медведь, ворона, тетерев,

  • пальцы шагают по столу (коленям)
  • одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
  • два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
  • одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

Корова, овечка,

  • пальцы шагают по столу (коленям)
  • одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
  • два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
  • одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

Верблюд, варан, буйвол

Улучшение мыслительной деятельности, памяти и внимания с помощью элементов кинезиологии.

 

7. Включение в систему знаний

6 мин.

Работа с текстом (рис.2)

– Прочитайте текст

– О ком этот текст?

– Как вы думаете, кто такой варан?

– Найдите в тексте букву В.

– Подчеркните синим карандашом твердый согласный, зеленым – мягкий.

Варан
У варана хвост. Варан видит сны. Во сне он видит свинку.

 

 

Слайд с картинкой

– Это – ящер

– Варианты детей сравниваем с правильным вариантом на слайде

 

8. Рефлексия

2 мин.

Психолог

Ребята, а сейчас мы с Вами очень необычным способом напишем нашу любимую букву В. Для этого нам понадобятся волшебные палочки, они лежат у Вас на парте. Берем палочку в рот и зажимаем зубками. Рисовать букву будем сначала с открытыми глазами, второй раз с закрытыми глазами, представляя, как она у Вас появляется и остается цветной след от нее, в третий раз можно усложнить одновременно произнося звук «в».

Прим.: на доске по стрелкам показать какими движениями будем рисовать букву, обратить внимание на то, чтобы дети не повторяли ее зеркально, так как психолог стоит к ним лицом.

Дети, зажав, в зубах одноразовый медицинский шпатель пишут в воздухе букву В:

  1. С открытыми глазами
  2. С закрытыми глазами
  3. С закрытыми глазами, произнося звук «В»

Обмен впечатлениями:

  • у всех ли получилось выполнить задание,
  • как было сложнее/легче,
  • какого цвета были буквы.

Закрепление образа буквы, подведение итогов занятия.

Приложения.