Семинар с элементами тренинга «Психологическая помощь родителям выпускников в период подготовки к экзаменам»

Разделы: Школьная психологическая служба


Приветственное слово.

«Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть на открытом семинаре, который подготовлен специально для вас. Тема семинара звучит следующим образом: «Психологическая помощь родителям выпускников в период подготовки к экзаменам». Начать семинар я бы хотела с интересного, может быть, несколько комичного высказывания – эпиграфа Жоржа Элгози, которое понравилось мне тем, что бьет в точку своей, на первый взгляд, простой ясностью и соответствием действительности (презентация у автора).

Итак, наш семинар разработан с различными целями (перечисление целей). Для достижения цели необходимо решить несколько задач (перечисление задач).

Наверняка, каждый из вас очень переживает за своего ребенка уже сейчас, наверное, даже больше, чем сам ребенок. Каждый родитель задается множеством вопросов: как помочь ребенку подготовиться к экзаменам, как облегчить предэкзаменационный период, как самый стрессовый для выпускников, как самому родителю быть при этом быть готовым к данному испытанию? Прежде все всего необходимо иметь некоторые теоретические аспекты данной темы. Ключевой проблемой является наличие стрессового состояния в экзаменационный период. Поэтому следует рассмотреть понятие стресса и его воздействие на школьника более подробно. Следующим этапом в решении данного вопроса может быть овладение практическими приемами, техниками и навыками в борьбе со стрессом. И, наконец, соблюдение необходимых психологических рекомендаций по оказанию помощи ребенку перед экзаменом – как закрепляющий этап.

Таким образом, мы обозначили с вами к некоторой структуре нашего занятия.

Структура семинара:

  1. Подготовительный (организационный) этап – знакомство, правила;
  2. Теоретический блок – информация;
  3. Практический блок – упражнения;
  4. Информационно-методический блок – буклеты и рекомендации;
  5. Завершающий этап – обратная связь, выводы.

Цели семинара:

  • формирование общего представления о влиянии экзаменационного стресса на эмоциональное и физиологическое состояние обучающихся;
  • формирование психологических приемов, навыков и техник, направленных на борьбу с экзаменационным стрессом;
  • освещение основных рекомендаций родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

Задачи семинара:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты экзаменационного стресса.
  2. Целенаправленно отработать практические навыки, направленные на поддержку психологического состояния в экзаменационный период.
  3. Усвоить основные рекомендации, касаемые грамотной подготовки к экзаменам.

Группа участников: родители учащихся 9-х классов.

Время проведения: 1 час 30 минут.

Подготовка:

  1. Подбор и изучение специального психолого-педагогического материала по данной теме.
  2. Подготовка материала для семинара с элементами тренинга.
  3. Оформление презентации, соответствующей данной теме.
  4.  Подготовка анкет для родителей.
  5. Подготовка буклетов, памяток и рекомендаций для родителей.

Ход семинара                                                         

  1. Приветственное (вводное) слово ведущего – педагога – психолога. Пояснение целей и задач семинара. Раздача рабочего материала.
  2. Принятие правил проведения занятия. Время: 5 минут.
  3. Знакомство с участниками тренинга. Бейджики участников. Упражнение «Полина-пицца-прага». Время: 5 минут.
  4. Теоретический блок «Влияние экзаменационного стресса на эмоциональное и физиологическое состояние обучающихся». Используются раздаточные материалы. Время: 10 минут.
  5. Практический блок <Приложение 1>. Использование раздаточного материала и музыкального сопровождения:
    • Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…». Время: 5 минут.
    • Мозговой штурм «Креативный Антистресс». Время: 10 минут.
    • Упражнение «Путешествие в прошлое». Время: 7 минут.
    • Упражнение «Ценности». Время: 7 минут.
  6. Информационно-методический блок. Использование и раздаточного материала.
    • Обсуждение притчи «Экзамен». Время: 5 минут.
    • Анкетирование. Время: 10 минут.
  7. Завершающий этап. Обратная связь. Использование расслабляющей музыки. Релаксация:
    • «Сказка на спине». Время: 5 минут.
    • «Белая птица». Время: 3 минуты.
    • Обратная связь. Время: 5 минут.

Первый этап.

1. Упражнение на знакомство «Полина, пицца, Прага». Цель: знакомство, снятие первичной тревожности, эмоционального напряжения, сближение участников.

2. Знакомство с некоторыми правилами тренинга. Цель: принятие правил.

  • Принятие и использование тренинговых имен…
  • Здесь и сейчас…
  • Активность каждого участника на всех этапах занятия…
  • Уважение к говорящему, уважение чужого мнения...
  • Правило «стоп»…
  • Конфиденциальность…

Второй этап.

ЭКЗАМЕН – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только при нагрузке, но и при ее отсутствии. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью или тревожностью.

Тревожность – это поток чувств, сфокусированных на страхе: что– то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. Если человек не только накануне экзамена, но даже при мысли о нем испытывает состояние страха, неуверенности в себе и тревоги, то это состояние называется экзаменационная или тестовая тревожность

3 фазы реагирования на стресс:

  • реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.);
  • реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком);
  • реакция – истощения (после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению).

Признаки стрессового напряжения:

  1. Невозможность сосредоточиться на чем-то
  2. Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
  3. Ухудшение памяти, внимания.
  4. Слишком часто возникает чувство усталости.
  5. Очень быстрая речь, быстрая ходьба
  6. Мысли часто «улетучиваются»
  7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  8. Повышенная возбудимость и раздражительность
  9. Появление агрессивности, конфликтности
  10. Проявление нетерпеливости, нервозности
  11. Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции (страх, разъяренность, слезы)
  12. Потеря чувства юмора
  13. Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
  14. Появление чувства душевного опустошения
  15. Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
  16. Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
  17. Отрицательное отношение к жизни

Стресс – динамический процесс последовательного развития различных изменений в организме при остром или хроническом экстремальном воздействии. (Г. Селье (1992 г.))

Реакция организма на стресс

Организм человека реагирует на стресс биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают в организме одинаковые по сути биологические процессы. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Важна лишь интенсивность и продолжительность необходимой перестройки организма (адаптации)

Механизм возникновения стресса

В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения – доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма. Затем развивается «цепная реакция», которая готовит организм к интенсивной мышечной нагрузке. Гипофиз в кровь выбрасывает большую порцию адренокортикотропного гормона, который вызывает усиление образования в надпочечниках адреналина и других физиологически активных веществ (гормонов стресса) Под их воздействием сердце начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, учащается дыхание, изменяется водно-солевой баланс крови, в крови повышается содержание сахара и лейкоцитов. Ускоряются все биохимические реакции, повышается энергетический потенциал. Организм готов к взрывным действиям, к тому, чтобы сражаться с врагом или убегать от него.

Факторы, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся

  • неблагоприятная атмосфера в семье
  • неблагоприятная школьная среда

Стресс играет существенную роль в повышении кровяного давления, возникновении сердечных приступов, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, различных типов душевных расстройств. Любая активность приводит в движение механизмы стресса. Поэтому избежать его может тот, кто ничего не делает. Необходимо определять для себя оптимальный уровень стресса. Нужно уметь отдыхать, снимать нервное напряжение, учиться рациональному решению конфликтов, разумному планированию своей деятельности. Во время сдачи экзаменов, родители должны оказывать поддержку, а не психологическое давление.

Причины неблагополучия здоровья учащихся

  • стрессогенные технологии проведения урока и оценивание знания обучающихся
  • недостаток физической активности учащихся
  • перегруженность учебных программ
  • неправильная организация питания обучающихся в школе
  • напряженная атмосфера в семье, в кругу друзей, сверстников

Третий этап.

1. Упражнение-разминка «Поменяйтесь местами те…». Цель: разминка, создание позитивного настроя на рабочий лад.

2. Творческо-креативное упражнение «Креативный антистресс» (под любую веселую музыку). Цель: позитивное восприятие понятия стресса, активизация внутренних ресурсов в борьбе со стрессом, поиск совместных решений.

3. Упражнение «Путешествие в прошлое». Цель: попытка прочувствовать состояние другого (ребенка в данном случае) с целью его рационального понимания.

4. Упражнение «Ценности». Цель: более близкое понимание и рациональное восприятие ценностей подростка.

Четвертый этап.

Рекомендации <Приложение 2>.

1. Основные направления в подготовке к экзаменам:

  • Организация режима и условий подготовки
  • Особенности правильного питания
  • Тренировка сдачи экзамена
  • Психологический настрой.

2. Психологический настрой.

  • Осознание ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании,
  • Представление возможных стратегий выбора,
  • Способствование повышению уверенности в своих силах,
  • Укрепление чувства собственного достоинства: научиться выявлять область, в которой требуется помощь других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства

3. Преодоление стресса.

  • Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
  • Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
  • Стараться высыпаться и правильно питаться
  • Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
  • Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
  • Не бояться плакать
  • Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
  • Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
  • Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
  • Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.

4. «Скорая помощь в стрессовых ситуациях»

  • дыхание: через глубокий вдох задержать дыхание на пике вдоха и сделать медленный выдох
  • минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела, распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным выдохом
  • необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится рядом
  • перед экзаменом использовать аутотренинг: «Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях, Спокойно»
  • если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и постараться включиться в какую-либо активную деятельность (физический труд)
  • прослушивание трансовой музыки способствует локальной концентрации, которая рефлекторно вызывает мышечное расслабление.

5. Анкетирование родителей <Приложение 3>.

Пятый этап.

1. Релаксационное упражнение «Сказка на спине». Цель: расслабление, эффект массажа.

2. Релаксационное упражнение под музыку «Полет белой птицы». Цель: расслабление, правильное дыхание <Приложение 4>.

3. Питча «Экзамен». Цель: коллективное обсуждение, поиск смысла <Приложение 5>.

4. Обратная связь. Наш семинар закончился и прежде чем распрощаться с вами, мне бы хотелось получить от вас обратную связь. Для меня это очень важно. Поделитесь своими впечатлениями от проведенного занятия: что понравилось, что показалось неактуальным, какие вопросы остались у вас. Давайте в заключение в двух словах пожелаем что-то себе и группе. Большое спасибо за работу! До свиданья!

Дополнительный источник:

  1. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями

Приложения.