Цели:
- Создать условия для проявления каждым ребёнком своих творческих способностей, развить познавательный интерес,
- обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
- Продолжить реализацию системы работы с одаренными детьми в соответствии с планом.
- Отбирать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности научно-исследовательских навыков.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус, качественно высокий уровень представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих духовных ценностях.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Воспитывать умение общаться, чувство товарищества, уважение друг к другу.
- Развивать умение, учащихся правильно оформлять собранный материал, защищать свою работу
Тип урока: групповой межпредметный проект.
Группа «Литературоведы» получила задание – выяснить, как русский народ отмечает праздник « Святая пасха», Познакомиться с историей праздника и как отмечают его в нашем городе. На основе собранного материала написать сценарий.
Группа «Театральная» получила задание: придумать, как подготовить афишу или объявление о предстоящем празднике, сделать наброски декораций для оформления зала, подумать, как с наименьшими затратами и быстро изготовить костюмы героев спектакля и декорации для оформления зала.
Группа «Художники» искали ответы на вопросы: Почему на Пасху красят яйца? Какие существуют способы окраски пасхальных яиц? Искали картины художников, изображавших праздник пасхи
Группа «Научная лаборатория» изучала процесс образования куриного яйца. Строение яйца. Как в яйце развивается цыпленок. Научиться определять яйцо на свежесть, сырое от варённого.
Ход урока
Учитель: Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна; вся природа, весь мир божий пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля уже покрываются свежей травкой, и куда не взгляни – видишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зеленели, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, запел свои звонкие песни.
Ученик:
Пришла желанная весна,
Ушла зима в седые дали.
Земля воспрянула от сна,
И голубая даль ясна,
И не терзают нас печали.
Ученик:
И светит солнышко с небес
Лучом весеннего привета,
Шумит вдали зелёный лес,
И гимн звучит: «Христос Воскрес!»
Учитель: У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы с вами отмечаем великий церковный праздник – Светлое Христовое Воскресение, Пасху Господню. У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий был Святая Пасха. Святая пасха – это праздник победы любви над злом, жизни над смертью, это праздник нашей надежды на всеобщее воскресенье.
Отчёт группы «Литературоведы»
Наша группа «Литературоведы» получила задание – выяснить, как русский народ отмечает праздник « Святая пасха», Познакомиться с историей праздника и как отмечают его в нашем городе. На основе собранного материала написать сценарий.
Мы обратились за помощью к нашим бабушкам и дедушкам, родителям. Много информации мы нашли в интернете, ходили в библиотеку. Посоветовавшись с нашим учителем, мы начали писать сценарий. Но стала легче и быстрее продвигаться работа, когда появился план праздника. Мы нашли много стихотворений русских поэтов о пасхе. Оказалось, что об этом празднике писал А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Плещеев, А. Майков, К. Раманов, А. Пушкин, С. Дрожжин. Помогали нам и другие ребята нашего класса. Например, группа «Театралы» подготовили для нашего праздника игры и загадки.
Результатом работы нашей группы стали сценарии праздников «Святая пасха»: один для учащихся начальных классов, а второй для ребят детского сада. Выполняя задание, мы узнали много нового, научились отбирать нужные материалы, писать сценарии, распределять роли. А главное, мы овладели приемами коллективной творческой деятельности, научились формировать собственное мнение и позицию. И стали ещё дружнее.
Отчёт группы «Театральная»
Наша группа «Театральная» получила задание: придумать, как подготовить афишу или объявление о предстоящем празднике, сделать наброски декораций для оформления зала, подумать, как с наименьшими затратами и быстро изготовить костюмы героев спектакля и декорации для оформления зала.
Мы получили задание от ребят «Литературоведов» - подготовить игры и пасхальные забавы. А когда будет проходить праздник – поучаствовать в нём.
Для нас оказалась сложной работа по изготовлению декораций и афиш. И мы обратились за помощью к родителям и ребятам. Они нам помогли нарисовать вот такую афишу. Костюмы к защите проекта мы взяли в кабинете воспитательной работы.
Мы собрали большую коллекцию игр к празднику. Изготовили книжку-малышку «Весёлые физкультминутки». Такая книжка пригодиться и нам, и нашему учителю на уроках.
Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги глядеть
Три цыплёнка шли домой
Папа был большой-большой
Мама чуть поменьше ростом
А сынок – малютка просто
Очень маленький он был
И по лужицам ходил
Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп
Озорной цыплёнок жил
Головой весь день крутил
Влево, вправо повернул
Ножку левую согнул
Потом правую поднял
И на обе снова встал
Начал крыльями махать,
Поднимать и опускать
Повернулся влево, вправо –
Хорошо на свете, право!
Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки?
Кудахчет громко курица,
Взволнована она.
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.
Жёлтые комочки –
Это всё сыны и дочки.
Квохчет мама: ко-ко-ко,
Не ходите, далеко!
Не играйте с мамой в прядки
Шустрые цыплятки.
Дружно держимся за друга
Здесь в колонне друг – подруга!
Мы все смелые ребята
Развесёлые цыплята!
Нам не страшен хищный коршун
С нами наша мать!
Мы идём с ней погулять,
Чудеса повидать!
Две курочки, две дурочки,
Однажды подрались.
Две курочки, как дурочки,
Подравшись обнялись.
– Какие же мы дурочки!
Они сказали враз.
– Теперь мы просто курочки,
Уж извините нас.
Ох, ох, что за гром?
Ох, ох, что за гром?
Муха строит новый дом.
Молоток: тук-тук
Помогать идёт петух.
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко»
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет
А сейчас мы вам предлагаем посмотреть пасхальную сценку «Курочка ряба».
Ведущий:
Жили-были дедушка да баба,
Была у них курочка Ряба
Снесла курочка яичко
Не простое, а золотое
Баба: Эй, старик, проснись скорей,
Дед:
Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла,
Наша курочка пеструха
Под кустом яйцо снесла
Дед:
А тебе, что за горе
Поскольку яйцо то пускай куда?
Баба:
Да яйцо то не простое
А глядите, золотое,
Дед:
Золотое по правде!
Мы с тобой разбогатели!
Баба: Ой горит, слепит глаза.
Дедуля: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Слышен стук в дверь)
Баба: Дома нету никого!
Дед:
Ты пойди, запри засов
Да спустить бы нужно псов
Баба: (возвращается)
В среду в город я поеду
Там базар бывает в среду
Богатеев много там
Им яичко и продам
Вот обновок накуплю я
Разных юбок сорок штук
Шаль в цветочках голубую
До краёв набью сундук
Дед:
Что-то мелешь небылицы
Ишь сыскалась молодица
Наряжаться в всякий хлам
Нет уж, коли мы богаты
Я построю вместо хаты
Трёх этажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем
Что-ты, старый, не блажи
Мы живём других не плохо
Не к чему нам этажи
Дед: Я хозяин или нет!
(яйцо падает и разбивается)
Баба: (плача)
О яичко покатилось
Покатилось и разбилось
Дед: (успокаивает)
Успокойся. Хватит баба
Нанесёт яиц нам ряба
Мы раскрасим яйца эти
Раздадим на Пасху детям
(Раздают крашеные яйца)
Ведущий: Любите друг друга, прощайте ссоры, и всё это будет прекрасным подарком к великому празднику Пасxи.
Учитель: Давайте все отдохнём. Встаньте и повторяйте за нами. Физкультминутка.
Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги глядеть
Три цыплёнка шли домой
Папа был большой-большой
Мама чуть поменьше ростом
А сынок – малютка просто
Очень маленький он был
И по лужицам ходил
Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп
Отчёт группы «Художники».
Наша группа «Художники» искали ответы на вопросы: Почему на Пасху красят яйца? Какие существуют способы окраски пасхальных яиц? Искали картины художников, изображавших праздник пасхи
- Никогда не задумывались, зачем на Пасху красят яйца, и почему они обязательно должны быть на пасхальном столе?
- Оказывается, у традиции красить яйца на Пасху существует своя легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар.
- Богачи несли в подарок правителю золото, а те, у кого золота не было, приносили то, что было в домашнем хозяйстве.
- И вот когда Мария Магдалина решила принести императору Тиберию весть о воскрешении Христа, оказалось, что у нее нет ничего кроме белого куриного яйца. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит цвет на на красный. Естественно, в тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивлённый донельзя император произнёс «Воистину воскрес!».
- Отсюда и пошёл обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями. И именно поэтому в старину красили яйца в красный цвет, как указанно в легенде. Теперь, когда стало понятно, зачем на Пасху красят яйца и почему чаще всего в красный цвет, пришло разобраться, как же всё-таки нужно правильно красить яйца.
Мы подготовили эскизы «Окрашивание яиц», давали задание ребятам с других групп.
Сделали выводы и готовы на классном часе поделиться информацией с одноклассниками.
Вы можете оценить нашу работу, посмотреть выставку работ и папочки с собранным материалом.
Работая вместе, мы научились лучше понимать друг друга, помогать. Научились сотрудничеству со старшими.
Отчёт группы «Научная лаборатория».
Символом этого праздника являются яйцо. Яйцо – маленькое чудо, в нем таится жаждущая пробуждения жизнь, поэтому к нему всегда относились особым почитанием.
Ученик: Мы знаем, что птицы откладывают яйца. Но как это происходит было неизвестно. За помощью обратились к нашим шефам-старшеклассникам. Они помогли нам понять процесс образования куриного яйца.
Ученик: В яичнике у птицы образуется яйцеклетка. Созревшая яйцеклетка птиц попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая оплодотворенную яйцеклетку в сторону клоаки.
Ученик: При движении оно покрывается оболочками, которые образуются из выделений желез стенок яйцевода. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу. Формирование яйца в яйцеводе у птиц разных видов занимает от 12 до 48 часов
Ученик: Снаружи яйцо одето прочной скорлупой. Поверх известковой скорлупы яйцо окружено тонкой надскорлуповой оболочкой, которая защищает его от проникновения микробов. Под скорлупой находится подскорлуповая оболочка, которая участвует в газообмене. В центре яйца расположен шарообразный желток, окруженный жидким белком. Желток подвешен на особых эластичных канатиках. Зародышевый диск находится на поверхности желтка.
Воздушная камера образуется в процессе газообмена при потери яйцом воды.
Ученик: Белок состоит на 87% воды, 13% протеина и других веществ. Защищает от механических повреждений; защита от резких толчков, источник получения воды.
Желток состоит на 50% из воды, 23% жира, 16% протеина, 11% липидов.
Халазы(канатики) состоят из плотного белка.
Ученик: Как в яйце развивается птенец? Ответить на этот вопрос нам помогли наши бабушки.
Развитие цыпленка в яйце происходит при высокой температуре 37-38 градусов и определенной влажности. Эти условия обеспечивают курица, насиживающая кладку. Наседка регулярно переворачивает яйца. При высокой температуре воздуха курица приподнимается в гнезде и защищает кладку от солнечных лучей собственной тенью. Курица при насиживании переворачивает яйцо для равномерного обогрева. Желток на канатиках всегда поворачивается так, чтобы зародыш был наверху, ближе к телу птицы.
Ученик: Через 21 день появляется цыпленок одетый пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за курицей. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти цыплята первые дни жизни все же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери.
Ученик: А вот при насиживании яиц курицей некоторые яйца не развиваются. Это болтуны, получающиеся от обрыва эластичных канатиков при неосторожном встряхивании яиц.
Ученик: На первый взгляд яичная скорлупа кажется сплошной и достаточно прочной – эта оболочка надежно защищает жидкое содержимое, а затем и птенца от внешнего мира. Однако на самом деле всё не так просто, как кажется!
Ученик: Мы решили это проверить. Попросили родителей сварить два куриных яйца. После того как яйца остыли, взяли первое яйцо, аккуратно очистили от скорлупы его тупой конец. С помощью чайной ложки удалили содержимое яйца. Взяли второе яйцо, очистили от скорлупы его заостренный конец, с помощью ложки удалили содержимое. В результате получилось две пустые скорлупы с отверстиями на противоположных концах.
Ученик: Поставили скорлупки отверстиями вверх в химические стаканы. Взяли черную тушь. Налили её в обе скорлупы примерно на треть их высоты. Затем долили в скорлупки воду – уровень жидкости поднялся до половины высоты скорлупы.
Ученик: Через несколько минут мы заметили, что снизу каждой скорлупы проступили крохотные черные точки. Со временем концы скорлупок стали черными. Скорлупа, опущенная вниз тупым концом, почернела быстрее и сильнее. Оставили скорлупки в стаканах, через несколько часов они опустели – весь раствор туши оказался в стакане.
Ученик: Оказывается яичная скорлупа пронизана микроскопическими порами. В скорлупе куриного яйца их может быть от 7 до 10 тысяч. Через эти поры цыпленок получает из воздуха кислород, а также избавляется от углекислого газа.
Ученик: С тупой стороны яйца пор больше, потому что там образуется воздушная камера. Размер её увеличивается по мере роста цыпленка. В камере накапливается кислород, которым цыпленок дышит в последние часы перед появлением на свет.
С помощью этого эксперимента мы узнали, что в яичной скорлупе имеются поры. Через них происходит газообмен между развивающимся зародышем и внешней средой.
Каждый из нашей группы проводил опыты и дома. От родителей мы узнали, как: проверить яйцо на свежесть, научились определять яйцо сырое от варённого. Эти опыты пригодятся нам в жизни.
Учитель. Наш проект «Волшебное яичко» завершён. Назовите новые слова и выражения, которые вы услышали на уроке.
Я думаю, что сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, показали свои способности.
Что вас удивило на этом уроке?
А может быть, вас кто-то удивил?