Урок технологии по теме «Плоско-выемчатая резьба и ее разновидности». 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


В настоящее время при переходе на ФГОС нового поколения актуальным становится обмен опытом педагогов по тому или иному предмету.

Цель публикации представленной работы – ознакомить учительскую аудиторию с накопленным опытом в преподавании декоративно-прикладного искусства и технологии в школе, услышать комментарии коллег и, выявив рациональное зерно, сделать свою педагогическую деятельность более эффективной.

Настоящая статья состоит из двух частей: презентации и описания урока. Презентация предваряет изучение и практическое выполнение простейших элементов такой разновидности плоско-выемчатой резьбы как геометрическая.

В презентационной части занятия (21 слайд) учащиеся знакомятся с многообразием видов резьбы по дереву, разбирают и изучают специфические направления плоско-выемчатой резьбы, акцентируя внимание на такой ее разновидности, как геометрическая. Вместе с учителем выявляют отдельные элементы резьбы, их сочетания в виде орнаментальных полос и сложных элементов, узнают правила создания орнаментов, сложившиеся столетиями. Особое внимание обращается на правильные, безопасные приемы резьбы с режущим инструментом, таким как нож-косяк. Демонстрируются работы учеников предыдущих лет, обучавшихся резьбе в школе.

Практическая часть урока посвящена изучению правилам разметки элементов резьбы, овладению основными этапами резьбы – наколке и подрезки. На практике корректируются безопасные приемы работы с инструментами.

Данный урок является первым в блоке изучения приемов художественной обработки древесины.

Цели: формирование творческого отношения к труду, чувства личной ответственности за результаты своей работы, систематизация и обобщение знаний учащихся по художественной обработке изделий из древесины.

Задачи:

  • образовательные: ознакомить учащихся с основными видами резьбы по дереву, с инструментами и приспособлениями для резьбы, показать простейшие приемы выполнения геометрической резьбы;
  • развивающие: развитие и формирование познавательного интереса учащихся к технологии художественной обработки изделий из древесины;
  • воспитательные: воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения; воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы.

Оборудование: технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора. Иллюстрированный материал на электронном носителе.

Образцы разметки элементов резьбы. Заготовки из липовой доски. Разметочный инструмент: линейка, карандаш.

Тип урока: комбинированный, отработка практических навыков.

Формы урока: групповые, индивидуальные.

Время занятия: 2х40 минут.

Этапы урока:

  1. Организационный момент
    Подготовка учащихся к уроку, постановка задачи. Демонстрация слайда №1.

  2. Актуализация знаний
    Демонстрация слайда №2. Повторение ранее изученного материала, связанного с художественной обработкой древесины. Выявление проблемной ситуации.

  3. Постановка учебной задачи
    Обсуждение затруднений, осознание необходимости углубленного изучения отдельных видов резьбы по дереву. Демонстрация слайда №3

  4. Открытие нового знания
    Демонстрация слайдов №№4-8. Под руководством учителя, но в результате самостоятельного исследования определяются различия в таких типах плоско-выемчатой резьбы, как: контурная, скобчатая, геометрическая и морщинистая резьба.
    Демонстрация слайдов №№9-12. Идет изучение и запоминание отдельных элементов резьбы, их комбинаций и традиционных названий, а также типов орнаментов, характерных для геометрической резьбы. Обсуждаются вопросы композиции в резьбе по дереву.
    Демонстрация слайдов №№13-16. Изучение этапов процесса резьбы. Определение необходимости соблюдения алгоритма действий.
    Демонстрация слайда №17.Обсуждение необходимости соблюдения мер техники безопасности при производстве резьбы по дереву. Проговариваются особенности резьбы ножом-косяком по сравнению с ранее известными столярными инструментами.

  5. Первичное закрепление
    Демонстрация слайдов №№18-20.Фронтальный опрос, ответы на вопросы учителя по изученному материалу.

  6. Самостоятельная работа.
    Практическая работа: разметка заготовки по образцу, пробная резьба элементов геометрической резьбы.
    Получение практических навыков и умений под контролем учителя. Контроль за соблюдением технологий.

  7. Рефлексия деятельности.
    Оценка проделанной работы, анализ ошибок. Уборка рабочих мест и помещения мастерской. 

Ход урока

Учащиеся проходят в кабинет, где подготовлено оборудование для просмотра презентации. После звонка дети рассаживаются по своим местам, и учитель настраивает детей на работу, проговаривая план урока. На проекционном экране появляется:

слайд №1:

«Плоско-выемчатая резьба и ее разновидности»

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним из интереснейших направлений художественной обработки древесины, имеющей глубокие корни в нашей истории. Существует множество техник выполнения резного изделия, и плоско-выемчатая резьба – одна из них.

Демонстрация слайда №2.

Художественная обработка древесины – древнейший вид прикладного искусства. Россия – это страна, богатая лесами; дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Из стволов деревьев стоились дома в населенных пунктах (деревня – от «дерево»); доски, закрывающие щель между стеной дома и оконной рамой декорировались резьбой (наличники); украшались резным орнаментом мебель, деревянная посуда, предметы интерьера. Как вы видите на фотографиях, деревянные изделия украшены совершенно разными типами резьбы. Так как же разобраться во всем этом многообразии? Давайте попытаемся разобраться в этом, рассмотрим виды резьбы более подробно.

Демонстрация слайда №3.

Все основные виды резьбы по технике работы инструментом и конечному результату можно разделить на следующие группы:

  1. Плоско-выемчатая резьба, выполняемая нанесением выемок различной формы на деревянную плоскость (на ней мы остановимся сегодня более подробно).
  2. Плоско-рельефная резьба, при выполнении которой появляется невысокий рельеф без детализации. Здесь имеются разновидности, зависящие от особенностей фона. К этому типу резьбы относится и традиционная для России абрамцево-кудринская резьба, особенности которой мы будем изучать на следующий год.
  3. Рельефная резьба, при которой производится детализация образа и фона и, в зависимости от его возвышении над фоном, делится на барельеф и горельеф.
  4. Скульптурная или объемная резьба, само название которой говорит о том, что резной объект обработан со всех сторон, фона нет.
  5. Особняком стоит домовая резьба, включающая все перечисленные выше техники, которые различны в разных частях нашей страны по историческим причинам. Почему так получилось, и почему домовую резьбу еще называют корабельной или барочной – тема отдельного занятия.

Выделяют еще пропильную или ажурную резьбу, как разновидность плоско-рельефной или рельефной, когда фон полностью удаляется, и накладную, когда ажурный резной элемент крепится на отдельную плоскость.

Демонстрация слайда №4.

Теперь более подробно поговорим о том, какие подвиды плоско-выемчатой резьбы сформировались у резчиков на территории России. В зависимости от характера углублений на плоскости можно выделить следующее:

  • контурная резьба, где углубления представлены двугранными выемками;
  • скобчатая (ногтевидная) резьба, где углубления представлены скобчатыми подрезками;
  • геометрическая или трехгранно-выемчатая резьба, имеющая четкое геометрическое построение, и основной элемент - это трехгранная выемка на плоскости;
  • морщинистая резьба (или кербшнит), представляющая собой узкие прорезанные морщинки.

Демонстрация слайда №5.

Контурной резьбой в старину часто украшали предметы интерьера и рабочий инструмент, например, прялки. Не забывают эту технику и современные мастера. Иногда можно слышать мнение, что это самый простой вид резьбы, но это далеко не так. При кажущейся простоте прорезать канавку различной кривизны, одинаковой ширины и глубины, при этом выбирая направление резания (к себе или от себя) в зависимости от направления волокон, – не такое простое дело, эта работа требует определенного опыта.

Демонстрация слайда №6.

Скобчатая резьба характерна только для отдельных районов нашей страны. Выполняется она только полукруглой стамеской, когда отдельные скобки объединяются в характерный орнамент, создающий интересный своеобразный декор. Ей украшались как отдельные предметы быта, так и элементы фасада дома (причелины, наличники, «полотенца» и т.д.)

Демонстрация слайда №7.

Очень часто в старину резчики объединяли контурную и скобчатую резьбу на одном изделии. Часто такую технику можно увидеть на пряничных досках, (которые использовали как пресс-формы), при изготовлении пряников.

Демонстрация слайда №8.

Но наибольшее распространение при декорировании изделий из дерева получили геометрическая или трехгранно-выемчатая резьба. Эта техника не только сохранилась с давних времен, но и усовершенствовалась, обогатилась новым содержанием и любима во всем мире. Конечно, на особенности декора накладываются местные исторические особенности, в России она отличается от таковой, например, в Германии или США.

Демонстрация слайда №9.

Очень интересные результаты дает морщинистая резьба, как дополнение к геометрической. К сожалению, эта комбинация приемов резьбы в наше время почти не используется, хотя до начала 20 века широко применялась; декор, выполненный в этой технике, выглядит очень изящно и изысканно.

Демонстрация слайда №10.

Перейдем теперь к более подробному изучению геометрической резьбы, как вида, наиболее распространенного в плоско-выемчатой резьбе, и с которой мы начнем практическое обучение резьбе.

Так что же является ее основным элементом, так называемым «кирпичиком»? Элементарных элементов всего три: треугольник, двугранная выемка и сколыш, его еще называют в различных регионах «куличок» или «уголок». Резьбу этих элементов мы и отработаем в практической части занятия.

Демонстрация слайда №11.

Ритмичное повторение этих трех элементов по отдельности или в комбинации друг с другом дает такой тип декора, как орнаментальная полоса. Создать их можно бесчисленное множество, но наиболее часто используются: сколышки, сияния, витейка, ромбы, змейка, лесенка.

Демонстрация слайда №12.

Наиболее часто используемые комбинаций элементов геометрической резьбы получили свои традиционные названия, которые необходимо запомнить. Это очень облегчает процесс обучения ремеслу. Посмотрите на такие элементы: глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, четырехгранник, лучик, ромб, звездочка, с ияние, розетка. Необходимо иметь в виду, что есть и другие, часто местные названия этих элементов.

Демонстрация слайда №13.

В декорировании изделий в технике геометрической резьбы со временем сложились три основных типа орнамента:

  • орнамент с композиционным центром, когда центром композиции является крупная розетка или сияние, притягивающие внимание к себе, а рамкой служит орнаментальная полоса. Важно, чтобы рамка не оттягивала внимание на себя, была бы выполнена меньшими элементами, чем центральная часть;
  • сетчатый орнамент, где его элементы находятся по центрам виртуальной сетки; его мысленно можно продолжить во все стороны за пределы реального орнамента. Как правило, не применяются сложные орнаментальные полосы по краям;
  • орнамент в круге, по сути дела – сложная розетка, при построении которой необходимо пофантазировать с циркулем в руках, учитывая постулат, что далеко не всегда можно вырезать то, что можно нарисовать или начертить.

При работе над орнаментами необходимо придерживаться следующих правил:

а) соизмерять размер элементов резьбы с размером изделия: не смотрится орнамент с крупными элементами на мелком изделии и наоборот;
б) форма орнамента должна соответствовать форме изделия: например, угловатый орнамент не будет смотреться на изделии с плавными контурами и наоборот;
в) необходимо оставлять чистые (без резьбы) участки древесины между основными блоками орнамента; иначе слияние резных элементов не позволит рассмотреть и оценить орнамент в целом;
г) при построении орнамента очень важно соблюдать композиционные правила, например, такие как: ритм (статичный, динамичный, нарастающий или убывающий, сгущение или разрежение элементов), симметрию (зеркальную, угловую др.); в противном случае в строгой геометрической резьбе это смотрится несуразно.

Демонстрация слайда №14.

Что же необходимо для построения орнамента при выполнении геометрической резьбы?

Это минимальный набор измерительных и разметочных инструментов:

  • линейка, желательно тонкая металлическая, длиной 150–300 мм, она позволяет точно проводить линии без их смещения;
  • столярный угольник с толстым «телом»; позволяет точно фиксировать необходимый угол;
  • циркуль - балеринка, жестко фиксирующий положение ножек и предотвращающий уход рисующего стержня с необходимого радиуса;
  • карандаш средней твердости, не пачкающий древесину, но и не царапающий ее;
  • жесткий ластик, не размазывающий карандашную линию по древесине.

Демонстрация слайда №15.

Для обучения построения элементов резьбы на дереве необходимо предварительно отработать на листе бумаги в клеточку следующие построения:

  • деление отрезка пополам с помощью линейки и циркуля;
  • построение перпендикуляра к прямой линии с помощью линейки и циркуля;
  • деление окружности на 3 части (при построении треугольников) с помощью линейки и циркуля;
  • деление окружности на 6, 12 частей (при построении 6-и и 12-угольников) с помощью линейки и циркуля;
  • деление окружности на 4, 8 частей (при построении 4-х и 8-угольников) с помощью линейки и циркуля.

При дальнейшем изучении геометрической резьбы необходимо освоить деление окружности на 5, 7 частей, а также построение овала различными способами и овоида.

Демонстрация слайда №16.

Так какой же инструмент необходим для того, чтобы украсить изделие геометрической резьбой? Особая привлекательность и популярность этого вида резьбы объясняется тем, что для ее выполнения в подавляющем большинстве случаев требуется только нож-косяк! При определенных навыках его легко сделать самому в домашних условиях. При достижении определенного уровня в резьбе может потребоваться и специальный нож для подрезки. Смотрите на фото.

Демонстрация слайда №17.

Процесс собственно резьбы состоит из двух этапов:

  • наколка. Нож – косяк держится вертикально и с некоторым усилием (без боковых колебаний!) вводится носиком в центр треугольника. Чем больше треугольник, тем глубже вводится нож, таким образом, подрезка будет осуществляться под одинаковым углом при различных размерах треугольника, рука запоминает угол подрезки.
  • подрезка. В большинстве случаев при обучении подрезка осуществляется тем же ножом-косяком, а на продвинутом уровне - специальным ножом для подрезки. Смотрите фото.

При большом объеме работ накалывание осуществляется на целых группах элементов, в этом случае глубина наколки будет одинакова на большой плоскости, и орнамент будет смотреться предпочтительнее. Кроме этого, уменьшается вероятность откалывания отдельных кусочков древесины в орнаменте.

Демонстрация слайда №18.

Учитель совместно с учениками определяют и проговаривают все те опасности, подстерегающие резчика при выполнении резьбы, т.е. технику безопасности при проведении этих работ:

  • почему нельзя держать руку на пути резания?;
  • чем грозит чрезмерная нагрузка на режущий инструмент при резании?;
  • как этого избежать?;
  • почему надо передавать режущий инструмент ручкой вперед?;
  • к чему могут привести посторонние разговоры во время резьбы?;
  • почему необходимо периодически освобождать рабочее место от стружки и не нужного на данный момент инструмента?

Эти и другие вопросы безопасной работы, а так же приемы оказания первой доврачебной помощи обсуждаются с учениками.

Демонстрация слайда №19, 20.

Учитель демонстрирует на слайдах работу по выполнению геометрической резьбы предыдущими учениками, их результаты в декорировании изделий геометрической резьбой.

После окончания презентации делается перерыв, и учащиеся переходят в мастерскую.

Учитель: Ребята! Вот мы с вами познакомились с таким интересным видом резьбы, как геометрическая. Сейчас мы с вами приступим к практической работе. При выполнении практической работы будьте предельно внимательны и аккуратны.
Учитель даёт задание на выполнение разметки элементов резьбы. Выдает разметочный инструмент, определяет задание. Учащиеся выполняют упражнения по разметке на бумаге.

На втором этапе учащимся выдаются деревянные заготовки, и следует задание по разметке заготовки по резьбе сколышей, двугранных выемок и треугольников. Учитель корректирует работу учеников, помогает исправлять допущенные ошибки.

На третьем этапе практической работы учитель демонстрирует правильные и безопасные приемы работы ножом-косяком.

Четвертый этап заключается в практической деятельности по вырезанию основных элементов (сколышей, двугранных выемок и треугольников) на учебной доске.
Учителем ведется постоянный контроль по выполнению задания, подсказываются пути преодоления сложностей и исправления возникающих ошибок, производится текущий инструктаж.
По окончании практического этапа производится оценка работ учащихся, указываются наиболее характерные ошибки и намечаются пути их преодоления.

Производится сбор раздаточного материала и выполненных работ. Назначенными дежурными производится уборка помещения мастерской.