Программа групповых психологических занятий «Азбука психологии»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7

Ключевые слова: адаптация первоклассников


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач.

Ему необходимо:

  • успешно овладевать учебной деятельностью;
  • освоить школьные нормы поведения;
  • приобщиться к классному коллективу;
  • приспособиться к новым условиям;
  • умственного труда и режиму.

Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Поставим себя на место ребенка, строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил очень непросто. Он становится учеником, который впервые переступает порог школьного здания.

Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он имел дело прежде. Ему необходимо научиться.

Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.

Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм.

И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется. Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке программы групповых психологических занятий "Азбука психологии" для детей, младшего школьного возраста

В отдельных случаях психологические занятия могут проводится и в малых группах количество детей в группе - от 3 до 5 человек. Как развивающая программа может проводиться также со всеми детьми 6-10 лет.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Цель – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста,что необходимо для успешного обучения в начальной школе.
  2. Развитие у детей младшего школьного возраста социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.

Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программу работы входят:

  • проведение психолого-педагогической диагностики трудностей у детей младшего школьного возраста;
  • проведение коррекционно-развивающей работы с детьми.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Для разработки занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения детей младшего школьного возраста , коммуникативных навыков.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Методические рекомендации по реализации программы:Программа рассчитана на детей 6–10 лет и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся продолжительностью 20-30 минут.

 Календарно-тематическое планирование групповых психологических занятий с детьми младшего школьного возраста

№ п/п Тема Содержание темы Кол-вочас Дата проведения
1 «Знакомство» Создание условий для более близкого знакомства детей; развитие концентрации внимания. 1  
2 «Настроение, эмоции» Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; тренировка внимания, мышления, мелкой моторики; развитие усидчивости, самоконтроля. 1  
3 «Давай поиграем» Стимулирование общения; тренировка слуховой памяти, мышления, мелкой моторики; развитие самоконтроля. 1  
4 «Учимся общаться» Формирование коммуникативных качеств; работа с эмоцией радости; тренировка зрительной памяти, развитие логического мышления, развитие моторики; умение управлять своим телом 1  
5 «Вместе веселей» Развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности; обучение поиску закономерностей, развитие навыков самоконтроля. 1  
6 « Кто я?» Формирование правильного представления о себе; совершенствование воображения, развитие моторики, 2  
7 «Разведчики» Развитие наблюдательности, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки. 1  
8 «Мальчик звезда» Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы; развитие мелкой моторики, концентрации внимания. 1  
9 «Настроение в чемодане» Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции; тренировка внимания, моторики, логического мышления; формирование коммуникативных качеств. 1  
10 «Сказ по кругу» Развитие эмпатических способностей, тренировка слуховой памяти, логического мышления. 1  
11 «Настроение» Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, тренировка зрительной памяти. 1  
12 «Матрешка» Развитие эмоциональной сферы, фантазии; развитие внимания, логики, моторики. 1  
13 «Сказка о радости» Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и настроениях других людей; укрепление чувства уверенности в себе; совершенствование воображения 1  
14 «Я и другие» Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие логического мышления, моторики 1  
15 «Маленькая Баба-Яга» Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие концентрации внимания, логического мышления. 1  
16 «Голова, пол, потолок» Тренировка внимания, развитие мышления, моторики, умения снимать психо-эмоциональное напряжение 1  
17 «Самооценка» Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций; тренировка слуховой памяти 1  
18 «Тропинка» Развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки; тренировка зрительной памяти, развитие моторики. 1  
19 «Учимся дружить» Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса; развитие умения снимать напряжение 1  
20 «Вот я какой» Формирование чувства уверенности в себе; развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, моторной координации. 1  
21 «Мы вместе» Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста; обучение поиску закономерностей 1  
22 «Мир добра» Развитие эмпатии, создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля, слухового внимания, снятие эмоционального напряжения, снижение двигательной активности. 1  
23 «Вижу, слышу, контролирую» Развитие наглядно-образного мышления, внимания, способности к самоконтролю, совершенствование воображения. 1  
24 « Мой класс» Развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального фона в группе, сплочение группы; развитие логического мышления, моторики. 1  
25 «Я и эмоция моя» Развитие эмоциональной сферы, развитие концентрации внимания, моторики; сплочение группы 1  
26 «Все мы дружно, все мы вместе» Сплочение группы; тренировка внимания, наглядно–образного мышления, способности к самоконтролю. 1  
27 «Учимся думать, воображать» Развитие воображения, тренировка слуховой памяти, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию. 1  
28 «Я самостоятельный» Развитие способности контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого; тренировка зрительной памяти, развитие моторики, логического мышления. 1  
29 «Будь внимателен» Развитие произвольного внимания, способности к самоконтролю; обучение поиску закономерностей, развитие моторики. 1  
30 «Необыкновенное внутри» Развитие воображения и творческих способностей; развитие коммуникативных навыков, совершенствование воображения, развитие моторики, логического мышления 1  
31 «Дружный класс» Формирование положительного климата в группе, снятие эмоционального напряжения, развитие логического мышления, моторики. 1  
32 «Внимание, внимание» Развитие концентрации внимания, тренировка внимания, развитие моторики 1  
   всего :   32 часа  

Литература:

  1. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002.
  3. Практикум по возрастной психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.
  4. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. – М., 2000.
  6. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» – М., Генезис, 1999.
  7. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М., Просвещение, 2012.
  8. Стрелкова Л.П. «Уроки сказки» – М., Педагогика, 2012.
  9. Овчерова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» – М., Сфера, 2008.
  10. Урунтаева Т.А. «Практикум по детской психологии» – М., Просвещение, 1995.
  11. Справочник классного руководителя, №7 июль 2014.