ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач.
Ему необходимо:
- успешно овладевать учебной деятельностью;
- освоить школьные нормы поведения;
- приобщиться к классному коллективу;
- приспособиться к новым условиям;
- умственного труда и режиму.
Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Поставим себя на место ребенка, строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил очень непросто. Он становится учеником, который впервые переступает порог школьного здания.
Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он имел дело прежде. Ему необходимо научиться.
Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.
Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм.
И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется. Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке программы групповых психологических занятий "Азбука психологии" для детей, младшего школьного возраста
В отдельных случаях психологические занятия могут проводится и в малых группах количество детей в группе - от 3 до 5 человек. Как развивающая программа может проводиться также со всеми детьми 6-10 лет.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста,что необходимо для успешного обучения в начальной школе.
- Развитие у детей младшего школьного возраста социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.
Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу работы входят:
- проведение психолого-педагогической диагностики трудностей у детей младшего школьного возраста;
- проведение коррекционно-развивающей работы с детьми.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Для разработки занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения детей младшего школьного возраста , коммуникативных навыков.
Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Методические рекомендации по реализации программы:Программа рассчитана на детей 6–10 лет и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся продолжительностью 20-30 минут.
Календарно-тематическое планирование групповых психологических занятий с детьми младшего школьного возраста
№ п/п | Тема | Содержание темы | Кол-вочас | Дата проведения |
1 | «Знакомство» | Создание условий для более близкого знакомства детей; развитие концентрации внимания. | 1 | |
2 | «Настроение, эмоции» | Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; тренировка внимания, мышления, мелкой моторики; развитие усидчивости, самоконтроля. | 1 | |
3 | «Давай поиграем» | Стимулирование общения; тренировка слуховой памяти, мышления, мелкой моторики; развитие самоконтроля. | 1 | |
4 | «Учимся общаться» | Формирование коммуникативных качеств; работа с эмоцией радости; тренировка зрительной памяти, развитие логического мышления, развитие моторики; умение управлять своим телом | 1 | |
5 | «Вместе веселей» | Развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности; обучение поиску закономерностей, развитие навыков самоконтроля. | 1 | |
6 | « Кто я?» | Формирование правильного представления о себе; совершенствование воображения, развитие моторики, | 2 | |
7 | «Разведчики» | Развитие наблюдательности, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки. | 1 | |
8 | «Мальчик звезда» | Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы; развитие мелкой моторики, концентрации внимания. | 1 | |
9 | «Настроение в чемодане» | Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции; тренировка внимания, моторики, логического мышления; формирование коммуникативных качеств. | 1 | |
10 | «Сказ по кругу» | Развитие эмпатических способностей, тренировка слуховой памяти, логического мышления. | 1 | |
11 | «Настроение» | Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, тренировка зрительной памяти. | 1 | |
12 | «Матрешка» | Развитие эмоциональной сферы, фантазии; развитие внимания, логики, моторики. | 1 | |
13 | «Сказка о радости» | Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и настроениях других людей; укрепление чувства уверенности в себе; совершенствование воображения | 1 | |
14 | «Я и другие» | Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие логического мышления, моторики | 1 | |
15 | «Маленькая Баба-Яга» | Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие концентрации внимания, логического мышления. | 1 | |
16 | «Голова, пол, потолок» | Тренировка внимания, развитие мышления, моторики, умения снимать психо-эмоциональное напряжение | 1 | |
17 | «Самооценка» | Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций; тренировка слуховой памяти | 1 | |
18 | «Тропинка» | Развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки; тренировка зрительной памяти, развитие моторики. | 1 | |
19 | «Учимся дружить» | Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса; развитие умения снимать напряжение | 1 | |
20 | «Вот я какой» | Формирование чувства уверенности в себе; развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, моторной координации. | 1 | |
21 | «Мы вместе» | Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста; обучение поиску закономерностей | 1 | |
22 | «Мир добра» | Развитие эмпатии, создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля, слухового внимания, снятие эмоционального напряжения, снижение двигательной активности. | 1 | |
23 | «Вижу, слышу, контролирую» | Развитие наглядно-образного мышления, внимания, способности к самоконтролю, совершенствование воображения. | 1 | |
24 | « Мой класс» | Развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального фона в группе, сплочение группы; развитие логического мышления, моторики. | 1 | |
25 | «Я и эмоция моя» | Развитие эмоциональной сферы, развитие концентрации внимания, моторики; сплочение группы | 1 | |
26 | «Все мы дружно, все мы вместе» | Сплочение группы; тренировка внимания, наглядно–образного мышления, способности к самоконтролю. | 1 | |
27 | «Учимся думать, воображать» | Развитие воображения, тренировка слуховой памяти, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию. | 1 | |
28 | «Я самостоятельный» | Развитие способности контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого; тренировка зрительной памяти, развитие моторики, логического мышления. | 1 | |
29 | «Будь внимателен» | Развитие произвольного внимания, способности к самоконтролю; обучение поиску закономерностей, развитие моторики. | 1 | |
30 | «Необыкновенное внутри» | Развитие воображения и творческих способностей; развитие коммуникативных навыков, совершенствование воображения, развитие моторики, логического мышления | 1 | |
31 | «Дружный класс» | Формирование положительного климата в группе, снятие эмоционального напряжения, развитие логического мышления, моторики. | 1 | |
32 | «Внимание, внимание» | Развитие концентрации внимания, тренировка внимания, развитие моторики | 1 | |
всего : | 32 часа |
Литература:
- Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.
- Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. – М., 2000.
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» – М., Генезис, 1999.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М., Просвещение, 2012.
- Стрелкова Л.П. «Уроки сказки» – М., Педагогика, 2012.
- Овчерова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» – М., Сфера, 2008.
- Урунтаева Т.А. «Практикум по детской психологии» – М., Просвещение, 1995.
- Справочник классного руководителя, №7 июль 2014.