6 класс.
Урок № 30 (по планированию на 204 часа).
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык. 6 класс», М., Просвещение, 2010 год.
Тип урока. Комплексное применение знаний и умений (урок обобщения).
Форма урока: урок-путешествие.
Метод: комбинированный, игровой.
Межпредметные связи: русский язык – литература – музыка
Цель: обобщить и повторить весь изученный материал по теме «Лексика».
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение применять на практике полученные знания;
- обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- формирование логических умений;
- развитие умения работы в парах и группах;
- развивать умение давать характеристику слову с точки зрения его значения, происхождения и употребления.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку, изучаемому предмету;
- воспитывать интерес к изучению творчества М.Ю. Лермонтова;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной и групповой работах: развитие уважения друг к другу.
Структура урока
- Организационный этап.
- Мотивация.
- Актуализация знаний.
- Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания).
- Физ. минутка.
- Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Контроль усвоения, коррекция
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
- Информация о домашнем задании (комментирование).
Оборудование: компьютер, проектор, словари Ожегова С.И., Ушакова Д.И., Даля В.И., карточки-задания.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Планируемый результат |
1. Организационный этап. (0,5 мин.) |
(Слайд 1 у автора) – Здравствуйте, ребята! – Любите ли вы путешествовать? – А можно ли путешествовать на уроке? – Как вы думаете, что необходимо иметь при себе, отправляясь в путешествие на уроке? Проверьте, все ли у вас есть на партах, а староста класса нам сообщит, все ли учащиеся сегодня будут путешествовать или кто-то отсутствует. |
Ответы учащихся:
– Да, любим. – Конечно, можно. – Учебник, ручку, тетрадь, дневник. (староста называет отсутствующих) |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Создание положительной мотивации |
2. Мотивация (3 мин.) |
Постановка проблемы (слайд 2): – «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, – Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Сформулируем цели и задачи урока (Чему хочу научиться? Что для этого надо сделать?). (Слайд 3) (Просмотр видеоклипа «Парус» (в исполнении О. Погудина)). – Вы, конечно, узнали знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Оно прозвучало не случайно. Именно произведения этого поэта помогут нам сегодня на уроке. И путешествовать мы с вами будем по стране Лексика вместе с М.Ю.Л ермонтовым. Учитель пишет тему на доске, а ученики в тетрадях.(слайд 3а) – Перед вами карта, которая укажет нам путь к сокровищам. Каким? Вы узнаете после того, как откроете все тайники. |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Ученики рассуждают, чему они должны научиться и что для этого надо сделать. |
Регулятивные: целеполагание; познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Сформулировать диагностические цели урока. Формирование ожиданий ученика. |
3. Актуализация знаний. (5 мин.) |
– Итак, мы отправляемся за сокровищами. Первая станция «Теория» (слайд 3, гиперссылка на слове Теория). Прошу вас вспомнить все, что мы изучали по теме «Лексика»: – что такое лексика? – назовите слова с точки зрения количества значений. – назовите слова с точки зрения происхождения. – назовите слова с точки зрения употребления. – назовите слова с точки зрения пассивного и активного запаса. (слайд 4, возврат на слайд 3 по стрелке) |
Отвечают на поставленные вопросы |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:повторение изученного по теме «Лексика» |
Наладить учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, актуализация знаний. |
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания) (7 мин.) |
– Следующая станция «Потеряйка» (слайд 3, гиперссылка на слове Станция). Перед вами стихотворения (карточки-задания № 1) М.Ю.Лермонтова. В них пропущены слова. которые вам нужно вставить. Найдите среди них: 1 группа: однозначные слова, докажите правильность своего выбора.
2 группа: найдите профессионализмы, определите, к какой профессии они относятся
(слайд 5,6, переход на слайд 3 по стрелке) Примечание: при затруднении можно пользоваться словарями. |
Письменная групповая работа по заданию согласно алгоритму действий, самопроверка по эталону.
На вершине, сосна, дремлет, снегом, сыпучим, снится, в пустыне, восход, грустна, на утесе, пальма
Лафет, бивак, кивер, штык
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: Личностные: формирование интереса и уважения к культуре своего народа. |
Сформированность готовности применить знания и умения в знакомой ситуации. |
5. Физкультми-нутка (1,5 мин.) |
– (Слайд 3, гиперссылка на спортсмена) Ой, ребята, это кто? Штангист? Спортсмен? Зачем он появился на нашем пути? Правильно, он приглашает нас на физкультминутку. |
Выполняют действия в соответствии с действиями, показанными в клипе |
|
Смена видов деятельности, переключение внимания, увеличение двигательной активности учащихся |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации (12 мин.) |
(слайд 3, гиперссылка на слове Ошибочка). Станция Ошибочка: карточки-задания № 2 со строчками из стихотворений Лермонтова. Вы работаете самостоятельно, а затем проверяете у своего соседа правильность выполнения задания. Итак, найдите в тексте 5 ошибок по определению групп слов, сверьте с эталоном.
(слайд 7, переход на слайд 3 по стрелке) Попробуйте ответить на вопрос: какая лексика преобладает в лирике Лермонтова? |
Поиск ошибок в паре, отработка навыков применения правила согласно алгоритму, сверка с эталоном. Архаизм Архаизм Заимствованное Профессионализм (военный термин) Историзм В лирике Лермонтова очень часто используются устаревшие слова (архаизмы и историзмы) |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение.
|
Сформированность умения применять знания и умения в новой ситуации |
6. Контроль усвоения, коррекция. (10 мин.) |
Последняя станция Грамотеи (слайд 3, гиперссылка на слове Грамотеи). Самостоятельная работа «Пишем на 5+». Списать отрывок из стихотворения Лермонтова, вставить пропущенные буквы и запятые. Указать группы слов:
|
Самостоятельно выполняют работу с дальнейшей самопроверкой. Горят очи (архаизм) его соколиные, |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
Самоопределение и самокоррекция. |
7. Рефлексия. (5 мин.) |
Организует рефлексию (Слайд 3, сундук) – Какую цель вы поставили в начале урока? – Достигли ли вы её? Почему? – Кто доволен своей работой на уроке? – Что было самым интересным на уроке? – Что было наиболее трудным? – Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? – Вот и добрались мы до цели, ребята. Смотрите, какие сокровища вы открыли. Выставление оценок. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.
|
Осознание успешности восприятия и осмысления объектов изучения |
8. Домашнее задание (1 мин.) |
(слайд 3, гиперссылка на сундук). Выучить стихотворение «Родина», отметить в нем профессионализмы, многозначные слова, устаревшие слова. |
Слушание, постановка вопросов. |
Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность |
Осмысление домашнего задания. |
Использованные ресурсы:
I. Стихотворения М.Ю.Лермонтова:
- Парус.
- На севере диком стоит одиноко…
- Баллада
- Венеция.
- Воздушный корабль.
- Валерик.
- Бородино.
- Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
II. www.proshkolu.ru/user/Shatskaya8767/file/3640414/