Тема урока по программе: «Художники Высокого Возрождения».
Тема проекта: «Особенности творчества великих мастеров Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти».
Время работы над проектом – 2 недели.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления и освоения учебной информации, проверки уровня освоения знаний и умений.
Цели по содержанию:
- образовательная: изучить особенности творчества и стилей великих мастеров Высокого Возрождения;
- развивающая: учить работать с дополнительной научно-познавательной литературой, продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
- воспитательная: формировать научное мировоззрение, учить работать в команде, толерантно относиться к чужим мнениям и позициям, грамотно выражать и отстаивать свою позицию.
Ход урока
Этапы работы над проектом |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 урок Запуск проекта |
|||
1. Погружение в проект |
Актуализация знаний, актуализация интереса |
Не сообщает тему урока, предлагает картины, нужно провести между ними аналогию. («Мона Лиза», «Мадонна Бенуа», «Дама с горностаем») – Что связывает эти картины? – Что нового появилось в живописи Леонардо да Винчи по сравнению с работами художников Раннего Возрождения? – Как вы думаете, почему период с конца XV до начала XVI в. назовут Высоким Возрождением или Золотым Возрождением? – Какие особенности эпохи способствовали дальнейшему развитию живописи? |
Проводят аналогию: Эти картины принадлежат кисти художника итальянского Возрождения Леонардо да Винчи |
|
Очерчивание проблемного поля. |
– Посмотрите внимательно на эту картину («Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти) – Могла ли эта картина принадлежать кисти великого Леонардо да Винчи? Эта картина принадлежит кисти великого мастера Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти. – А эта картина? («Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти) Похожа ли она по технике исполнения на предыдущую картину? Эта замечательная картина принадлежит кисти великого мастера Золотого Возрождения Рафаэль Санти. |
Анализируют, отвечают на вопросы, высказывают предположения. |
|
Формулировка проблемы |
Эпоха Возрождения подарила нам имена замечательных художников Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти. Прошло более 500 лет, а мы говорим об их работах. Ведь были и другие художники в то время, но их творчество забыто. В чем особенность творчества Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти? Почему их имена прошли сквозь века? – на этот вопрос вам предстоит ответить. | Анализируют, отвечают на вопросы, высказывают предположения |
|
Формулирование темы и цели проекта. |
Итак, мы будем в течение недели работать над проектом «Особенности творчества великих мастеров Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти» Цель нашего проекта, выяснить, в чём же заключаются особенности их творчества и стиля. |
|
2. Организация деятельности |
Организация детей в группы. Планирование работы по решению задач проекта, обсуждение способов оформления результатов. Распределение ролей в группе. |
Предлагает распределиться на 4 группы. Предлагает выбрать задания по группам. Обходит каждую группу. Помогает разрешить спорные вопросы |
Делятся на группы, выбирают тему проекта, формулируют тему проекта, распределяют роли, определяют форму проекта, обсуждают, где будут искать необходимую информацию, как подготовить презентацию. |
3. Установление критериев оценивания |
Выбор критериев оценивания работы. |
Обобщает, систематизирует, предлагает:
|
Анализируют, обсуждают в группе, представляют. |
Внеурочная деятельность |
|||
Сбор информации |
|
Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их, предлагает дополнительные источники информации. |
Знакомятся с дополнительной литературой, отбирают необходимую информацию. |
Структурирование информации |
|
Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает оформить предварительный результат. |
Анализируют подобранную информацию, предлагают варианты решения проблем. |
Оформление результатов |
|
Корректирует работу учащихся, советует, как подготовиться к творческой защите проекта. |
Каждая группа оформляет свой проект, упражняется в приемах защиты. |
2 урок |
|||
Защита проектов |
Выступление групп с проектами, заполнение таблиц, ответы на вопросы. |
Эпоха Возрождения подарила нам имена замечательных художников Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти. Прошло более 500 лет, а мы говорим об их работах. Ведь были и другие художники в то время, но их творчество забыто. «В чем особенность творчества Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти? Почему их имена прошли сквозь века?» на этот вопрос вам предстоит ответить сегодня. Каждая группа выступит с защитой своего проекта. Вам нужно внимательно слушать друг друга, чтобы ответить на вопрос, поставленный на первом уроке. По ходу выступления групп вам предлагается заполнить таблицу. (приложение 1) После выступления первой и второй групп задает вопросы:
После выступления третей группы задает вопрос:
|
1 группа: представляет мультимедийную презентацию «Микеланджело – скульптор» 2 группа: представляет мультимедийную презентацию «Микеланджело – великий художник» Остальные учащиеся заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. Делают вывод, отвечая на вопрос урока: Главная тема работ Микеланджело борьба духа и материи. В своих работах он соединил идеал телесной и духовной красоты, показал мощь тела и духа. 3 группа представляет мультимедийную презентацию «Творчество Рафаэля Санти» Остальные учащиеся заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. Делают вывод, отвечая на вопрос урока: Рафаэль Санти стал создателем простого стиля, основой которого стало идеальное совершенство формы, гармонии тела и духа. Общее для творчества художников – стремление показать идеал человека. Эта тема вечная для искусства. |
Рефлексия |
Оценивание работ и рефлексия. |
Учитель просит оценить проекты каждой группы, используя таблицу. (приложение 2) Предлагает ребятам озвучить результаты. Сделать анализ проделанной работы с опорой на вопросы. (приложение 3) |
Ребята оценивают результаты работы по предложенным критериям, высказывают свои пожелания. Руководитель группы оценивает каждого участника проекта своей группы. |