Дидактическая цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Горные породы своей местности. Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйстве»
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
- Предметные: (знания, умения, представления) давать определение понятиям литосфера, горные породы и минералы, их происхождение: осадочные – органические, осадочные - обломочные, осадочные - химические, определять горные породы по образцам; объяснять основные принципы размещения горных пород и их использование в хозяйстве.
- Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствование рефлексивных умений учащихся.
- Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров; воспитание гражданственности.
Образовательные цели:
- дать представление о горных породах и минералах Кировской области, их свойствах и использовании людьми;
- научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами области;
- уметь давать описание горных пород и минералов.
Развивающие цели:
- продолжить развитие умения работать с текстом учебника;
- способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород;
- развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
- развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся.
Воспитательные цели:
- способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;
- развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).
Методы обучения: частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности), наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: текст учебника географии 5 класс, коллекции минералов и горных пород, карточки с заданиями для работы в парах, тексты с незаконченными предложениями для рефлексивного осмысления материала урока, мультимедийная презентация, проектор.
Ход урока
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
Организационный момент |
Определяет готовность учащихся к работе, создает ситуацию успеха (изучаемый на уроке материал дает возможность получить каждому хорошую оценку). |
Проверяют свое рабочее место, слушают учителя. |
Личностные: самоопределение
|
2 |
Целеполагание и мотивация
|
(на слайде) глина, стекло, песок, глинистый сланец, бетон, мел, слюда, каменный уголь, пластмасса, гранит, кварц, торф, кирпич, полевой шпат… Предлагает определить ответить на вопрос: Что отнесём к горным породам? а что нет. – Почему? На все эти вопросы мы сможем найти ответы сегодня на уроке. Акцентирует внимание: тема урока…предлагает определить цели урока. |
Вспоминают понятия Высказывают свое мнение, формулируют тему и цели урока |
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
3 |
Актуализация знаний и умений
|
На какие вопросы хотелось бы найти ответы (диалог, учителя и уч-ся, побуждающий к составлению плана.) |
Вспоминают
|
Коммуникативные:
Познавательные:
|
4 |
Изучение нового материала а) Первичное усвоение учебного материала
|
|
Из следующего списка подчеркните те горные породы и минералы, которые по вашему мнению встречаются в нашей местности и запишите в рабочую тетрадь - нефть, мрамор, уголь, гранит, базальт, глина, песок, торф, фосфориты, известняк, волконскоит Обсуждают результаты (в парах). Просматривают слайды (горные породы Кировской области)
|
Познавательные:
Личностные (когнитивный компонент):
|
б) Осознание и осмысление учебного материала (практическая часть) |
Предлагает выполнить задание в парах, познакомиться с коллекцией горных пород и минералов (на столах) разделить их по составу и происхождению на группы.
|
Выполняют работу, раскладывая горные породы в группы по происхождению: осадочные-обломочные, осадочные химические, осадочные органические…
Ребята так же используют образцы горных пород, которые они собрали во время летних каникул (после 4 класса было дано опережающее задание на летние каникулы) с указанием даты и места, где собран образец..район..вблизи населённого пункта.
|
Познавательные:
Личностные (когнитивный компонент):
(ценностный и эмоциональный компонент)
Коммуникативные:
|
|
5 |
Закрепление и применение знаний |
Сделать вывод о том, какие горные породы больше распространены в Кировской области и почему? Их происхождение и использование человеком. |
Образец таблицы см. ниже Затем обмениваются тетрадями (смотрят на слайд, где представлен правильный вариант работы)
|
Коммуникативные:
Познавательные:
Регулятивные:
|
6 |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
|
Желающие озвучивают свои варианты.
Записывают задание в дневник. |
Коммуникативные:
|
Образец выполнения практической работы (с коллекцией горных пород Кировской области)
План описания горных пород | Торф | Глина | Известняк | Гравий |
1. Структура (плотная, рыхлая, сыпучая) | рыхлая | плотная | плотная | плотный |
2. Вес | лёгкая | ср. тяжёлая | ср. тяжёлая | тяжёлая |
3. Цвет | бурый, коричневый, | оттенки красноватого цвета | белый, слегка желтоватый оттенок | коричневый, разных оттенков |
4. Твёрдость | мягкий | ср. твёрдости | твёрдый | твёрдый |
5. Происхождение | осадочная органическая | осадочная обломочная | осадочная органическая | осадочная, обломочная |
6. Использование человеком | чаще, как удобрение на поля | в строительстве, кирпичное производство | в строительстве | при строительстве дорог |