Цель: формирование у младших школьников познавательного интереса к природе и ее обитателям.
Задачи:
- уточнить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их обитания и роли человека в жизни зимующих птиц;
- развивать умение находить взаимосвязи в природе, сравнивать и анализировать, уметь работать в группах;
- воспитывать интерес к птицам и желание помогать пернатым в трудное для них время.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Слайд 1 скрыт для показа. Учитель читает стихотворение С.Есенина (Слайд 2)
– Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Слайд 3
– Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем увидеть необыкновенные “цветы”. Как вы думаете, что это за “цветы”? (Это птицы зимнего леса)
2. Значение птиц в природе.
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)
Слайд 4
– Много ли птиц можно увидеть зимой?
– Что является причиной их малочисленности?
– Почему они улетели в тёплые страны?
Учитель:
Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?
1 ученик:
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!
2 ученик:
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
3. Многообразие зимующих птиц.
– Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по описанию.
Слайд 5
Игра “Узнай птицу” (по мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц, и дети могут услышать голос этой птицы).
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. (Слайд 6, 7)
Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Слайд 8, 9)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Слайд 10, 11)
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Слайд 12, 13)
Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Слайд 14, 15)
Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Слайд 16, 17)
Ворона. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. (Слайд 18, 19)
Каждый раз дети рассматривают птичку, а учитель дополняет их знания:
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки.
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже в лютые холода.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.
– Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц зимнего леса. Кого из птиц можно еще встретить зимой расскажут вам ваши одноклассники. (Свиристель, щегол, поползень, зимородок. Дети рассказывают заранее приготовленные стихотворения о других зимующих птицах). Слайд 20
Слайд 21, 22
Далее проводится игра “Кто прилетит в кормушку?” На слайде изображена кормушка и различные птицы, в том числе и перелётные. Из предложенного многообразия птиц дети должны выбрать только зимующих птиц и посадить их в кормушку.
4. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
5. Кормушки, их виды.
– Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
Ученик:
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
Кто летает как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа
От вредителей летом соберут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму,
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
– Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. (Слайд 23, 24, 25, 26)
Проводится “парад кормушек”. Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение удобная она для птиц или нет.
Далее учитель демонстрирует другие виды кормушек, которые дети могут смастерить самостоятельно или с помощью родителей.
– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Для того чтобы правильно вести наблюдение за птицами нужно знать правила наблюдения:
Слайд 27
Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.
Выясните, какие птицы, какой корм поедают.
Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.
6. Корма для птиц.
– А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.
Инсценировка “Разговор птиц у кормушки”
Клест: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!
Ученик: Это что за чудак радуется суровой зиме?
Клест: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой.
Ученик: Как же достать семена эти?
Клест: На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельченными семенами ели и сосны.
Свиристель: А мы свиристели среди птиц чемпионы-едоки. В течение всего дня мы жадно глотаем ягоды и никогда не знаем сытости. А питаемся мы ягодами рябины. Но семена в ягодах не разгрызаем, а усваиваем лишь сахаристые и другие вещества из мякоти самих ягод.
Снегирь: Глупые свиристели, ведь семена ягод такие вкусные, питательные. Мы снегири только и набиваем ими свои зобики.
Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на теплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.
Ученик: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!
Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и она зачастую спасают нас, когда снег и лед одновременно закроют доступ к другим кормам.
Большая синица: А мы большие синицы лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться и кусочком сала.
Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом.
Ученик: Зимой больше всего беспокойно за птиц – за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода.
– Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
Слайд 28, 29, 30
Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Далее дети знакомятся с памяткой “Главные правила при подкормке птиц”
Слайд 31
1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!
2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
6. Кормушку необходимо регулярно чистить!
– Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
Слайд 32
Игра “Чей это корм?” (С завязанными глазами ребенок должен определить корм на ощупь и назвать, кто им питается.)
Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
7. Закрепление.
Игра “Составь картинку”. Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице. (Слайд 33, 34, 35, 36, 37)
8. Итог занятия.
– Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно.
Слайд 38
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородноюЗдоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
– О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.
– Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда!
Слайд 39
– А сейчас мы сделаем своими руками птичку-игрушку, которая останется с вами как воспоминание о нашем занятии. (Дети изготавливают из цветной бумаги птичку.)
Слайд 40