Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.
Задачи:
- Формировать такие нравственные ценности как стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
- Развивать способности и умения анализа как чужих , так и собственных поступков и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, учить великодушию
Виды деятельности:
- Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.
Планируемые результаты:
- Познакомить со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение, великодушие.
- Формировать умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.
- Формировать уважительное отношение к окружающим.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II .Сообщение темы и цели урока.
На нашем сегодняшнем уроке мы поговорим о таких нравственных понятиях,как стыд, вина и извинение. Попробуем узнать смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться и как это нужно правильно делать.
III. Работа по теме урока
1. Чтение рассказа “Совесть”
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
2. Беседа по прочитанному
- Когда Нина пошла в рощу?
- Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе?
- Знала ли она мальчика, которого встретила?
- Почему она стала его стыдить?
- Как Нина разговаривает с малышом?
- А как отвечает малыш?
- Что произошло с Ниной?
- Почему вдруг хорошее настроение пропало?
- Чем можно объяснить перемену настроения?
- Что тревожило её?
- Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак?
Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь так поступить?
3. Понятие “СТЫД”
- А как вы понимаете, что такое СТЫД ?
- Когда вам бывало стыдно?
Сейчас вы объединитесь в группы и попробуете сообща дать объяснение понятию “стыд”, укажите , в каких ситуациях вам бывает стыдно (учащиеся записывают свои мысли по этому поводу)
Проверка коллективных работ
Работа по учебнику
А теперь давайте прочитаем об этом в учебнике с.44
- Вернемся к прочитанному рассказу.
Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки? (огорчение, раскаяние, переживание, вина, стыд)
4 .Понятие “ЛОЖНЫЙ СТЫД”
Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение, а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают позор за себя.
Эти люди испытывают “ложный стыд”. Попытайтесь привести примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники, которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа.)
Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.
Прочитаем у учебнике о понятии “ложный стыд”
5. Чтение рассказа
В.Осеева “На катке”
День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
Я нечаянно... — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку...
Сзади раздался смех.
“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое
весело заскользили по льду. А девочка сидела на
скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.
-Можно ли сказать, что мальчик Витя испытывал ложный стыд? Почему? Как бы вы поступили на его месте?
6. Упражнение “Стыдно – это когда...”
Согласны ли вы с утверждениями, стыдно – это когда:
-“горят щеки”;
-хочется попросить прощения;
-ты кого-то обидел;
-ты помог другу;
-тебя ругают;
-тебя хвалят;
-ты совершил что-то плохое;
-тебе тревожно;
-ты совершил что-то хорошее?
7. Понятие “ВИНА”
Скажите .пожайлуста ,стыд и вина - это одно и тоже?
В чём сходство, а в чём различие?
- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? (обидел маму, друга, что-то не выполнил)
Прочитаем в учебнике, с.45
Вывод: Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.
Стыд и вина формируют совесть человека.
Чувство вины тяжелое чувство. Можно ли от него избавиться? А как? (Выслушиваются ответы ребят.)
Принять решение не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел.
8. Понятие “ИЗВИНЕНИЕ”
- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)
- Как можно извиниться?
Памятка “как следует извиняться.”
- Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
- Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
- Говорите НЕ “извиняюсь”, а “ИЗВИНИТЕ”.
- Будьте искренними.
- Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.
- Какие слова -извинения вы знаете?
- Найдите в тексте учебника слова-извинения.
- В каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)
- Никогда не стыдно просить прощения.
9. Понятие “ВЕЛИКОДУШИЕ”
Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.
Как называют человека, который может простить, забыть обиды?
Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус
10. Упражнение “ Сундучок”
Дети достают из шкатулки карточки с вопросами и отвечают на них
(работа выполняется по желанию)
- Доводилось ли вам просить прощения?
- Почему люди просят прощения друг у друга?
- Просить прощения – это хорошо или плохо?
- Просить прощения – стыдно?
- Что чувствует человек, которого простили?
- Что значит выражение “заслужить прощение”?
- Надо ли прощать тех, кто просит у вас прощения?
- Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?
- Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?
- Мальчик все время обижал девочку, а потом сразу просил у нее прощения. Он поступал хорошо?
- Если ты попросил прощения – значит ли это, что ты искупил свою вину?
- Как нужно просить прощения?
- Легко ли просить прощения?
- Зачем человеку нужно, чтобы его простили?
- Нужно ли стыдиться того, что у тебя нет таких дорогих игрушек, как у других детей?
- Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?
- Почему нам бывает стыдно?
- Стыдиться – хорошо или плохо?
- Ты стыдишься, если не умеешь чего-то сделать?
- Что значит искупить свою вину?
- Как можно искупить свою вину?
11. Предлагаю вам в завершении выполнить некоторые задания.
Работа в парах.
Учащиеся получают карточки с заданиями
Вставьте пропущенное слово.
Легче на душе становится, когда тебя ____________
Прощение даёт нам свободу от чувства_____________.
Расставь слова по порядку, объясни взаимосвязь
Раскаяние | вина | прощение | извинение | стыд |
Соедини начало и конец пословицы (работа в парах).
Жили, жили, | хоть голову снесть |
За совесть да за честь | и при большом уме не проживешь. |
Не смерть страшна | а стыда не нажили. |
Без совести и | стыд страшен. |
- Обсуждение и проверка
IV. Домашнее задание
Дома вам предстоит написать мини-сочинение по репродукции картины А.Н Решетникова “Опять двойка”.
Каждый из вас получит план сочинения в печатном виде.
- Ребята, внимательно рассмотрите картину , попробуйте определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.
-
Что выражает взгляд матери?- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?
- Что можете сказать о младшем брате?
- Кто является главным героем?
- Какие чувства испытывает мальчик?
- Как вы думаете, почему?
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
Чему нас может научить поведение мальчика?
V. Подведение итогов урока
Мы на уроке говорили о таких понятиях, как СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЯ.
Я желаю вам быть великодушными!