Аннотация
В данной методической разработке содержатся конкретные материалы по организации и проведению занятия “Лекарственные растения” в форме фитогостиной в объединении “Цветоводство” МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки для детей среднего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек.
Методические материалы могут использовать педагоги дополнительного образования объединений научно-естественной направленности учреждений дополнительного образования и учителя биологии ОО.
Введение
Среди разнообразных форм занятий с учащимися объединения “Цветоводство” особое место занимает фитогостиная, которая проводится как обобщающее занятие по теме “Лекарственные растения”. Логика данной формы выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова “фитогостиная”: это комната, напоминаюшая маленький уголок природы, где принимают гостей и, одновременно, это сам процесс приёма гостей для свободного общения на основе их заинтересованного, заботливого и ответственного отношения к окружающей природе, её разнообразной флоре. Гости рассказывают истории, приводят интересные факты, организуют игры, викторины, и все участники общения стремятся к самовыражению и творчеству.
Гостей иногда угощают, поэтому фитогостиная включает фитобар с различными лекарственными сборами, чашками и самоваром. Летом ребята собирают лекарственные травы и ягоды, засушивают их. А в зимний период обострения различных вирусных заболеваний заваривают травяные чаи и коктейли. “Знатоки-бармены” показывают, как это надо делать и угощают всех гостей заранее приготовленным и настоявшимся ароматным фиточаем.
Основная часть
Цель занятия: развивать интерес и любовь, ответственное и заботливое отношение к окружающей природе.
Задачи:
- обобщить знания по теме “Лекарственные растения”;
- научить учащихся бережному общению с природой;
- познакомить с жизненным кредо достойного человека по отношению к природе;
- стимулировать познавательную активность учащихся;
- развивать умения самостоятельно осуществлять сбор информации, выделять главное.
Материалы: мультимедийное оборудование, лекарственные растения, папка материалов о лекарственных растениях, фиточаи, памятки для учащихся по сбору растений, сообщения учащихся, костюмы для постановки сказки.
Ход занятия
На экране – надпись “Сохранить природу – сохранить жизнь”.
Звучит нежная мелодия.
Педагог. Друзья! У нас сегодня необычное занятие, сегодня мы встретились в фитогостиной, где поговорим о природе и её роли в нашей жизни, о наших друзьях – лекарственных растениях. В нашей гостиной вас ждёт много необычного. Организуя её, мы проявили творчество и фантазию, чтобы всем было интересно. Устраивайтесь поудобнее и послушайте вначале вот такую историю.
На экране – слайды-иллюстрации к следующему повествованию, которое учащиеся озвучивают по ролям:
За горами, за лесами, за широкими морями,
Не на небе – на земле жил-был царь в одной стране.
Дочь царя – красну-дивчину извела совсем кручина.
Царь-отец созвал совет: как царевну, белу-свет,
От болезни сей избавить, крепко на ноги поставить?
И был дан ему ответ: съездить в “Царство тыщи лет”,
По – соседству что с горою, омываемой водою, называемой живою.Тут же дали клич народу: кто отправится в дорогу,
Привезёт живой воды из Курдюмочки-реки,
В жёны тот возьмёт царевну и пол-царства непременно!
Этот клич Иван услышал, пораздумал, поразмыслил
И решил минут за пять своё счастье испытать.
У Ивана был дружок, звавшийся Конь-Горбунок.
- Эй, Конёчек-Горбуночек, собирайся в путь, дружочек!
Мы поедем в град-столицу добывать живу-водицу,
Чтоб царевну излечить и полцарства получить.
Взял он склянку для воды, каравая для еды,
Потеплее приоделся, на коньке своём уселся.
Ехал долго по горам, про долинам и лесам.
Вот конёк по косогору поднимается на гору -
На горе той град стоит с голубыми куполами,
Пятиглавыми церквами. Старца встретил у ворот...
Наш Иван с конька спустился, низко Старцу поклонился
И с вопросом обратился: надобно идти куды, чтоб набрать живой воды?
И тут Старец отвечает: у подножия горы та речушка протекает.
Попрощавшись, как умел, на конька Иван тут сел
И с горы тотчас спустился, у Курдюмки очутился.
Там царило запустенье... Вид унылый был кругом:
Гибли чахлые растения, и ржавел металлолом,
Кучи сора неопрятны попадались им везде,
Подозрительные пятна расплывались по воде.
- Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил? -
Говорит ему Конёк. - Сомневаюсь я, дружок,
Впрямь ли раны заживит, долгим веком наградит
Эта мутная водица? Есть ли в ней такой живица?
Но что велено, исполнил, склянку он водой наполнил.
Свистнул, будто витязь знатный, и пустился в путь обратный.
Стало быть, на день восьмой приезжает он домой.
Царь с крыльца к нему бежит, весь волнуется, дрожит.
А Иван с конька слезает и преважно отвечает:
- Вот тебе жива-водица, что излечит царь-девицу.
В руки кубок дочь взяла, к алым губкам поднесла,
Лишь немного пригубила и глаза свои закрыла,
И без чувств тут же упала на шелковы покрывала.
Ах, какой тут шум поднялся, ведь совет не оправдался!
Вмиг Иванушку схватили и в темницу заточили.
Горевать Иван пустился, но тут Старец объявился.
Прямиком прошёл к царю и сказал речь такову:
- Вы Ивана отпустите, а затем его простите.
Не хотел он делать зла, без него беда пришла.
Речку ту всю захламили и водицу отравили.
А Иван не знал о том, так что он тут ни при чём.
Но печалиться не должно, разбудить царевну можно.
Средство есть – трава душица, зверобой и медуница,
Земляника и черника, и календула, брусника,
Чистотел, полынь, калина, Иван-чай, чабрец, крапива.
Травы где найти такие, знают отроки младые.
И о том они для нас поведут сейчас рассказ.
Появляется музыкальный фон – птичьи голоса.
Далее учащиеся объединения рассказывают о лекарственных растениях.
Педагог. Из того, что рассказали ребята, можно составить следующую
Памятку по сбору трав.
Текст выступления учащихся - приложение 2
- Собирать надо только те растения, которые вы хорошо знаете, отличаете их от других, близких видов.
- Сбор лекарственных растений необходимо производить только в хорошую сухую погоду.
- Нельзя складывать в одну тару одновременно несколько видов растений.
- Большинство лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются некоторые биологически активные вещества.
- Нельзя засорять сборы механическими примесями: землёй, песком и т.д., и нелекарственными частями собираемых растений.
- Не следует туго набивать корзины или мешки, так как сырьё самосогревается и действующие начала в растении частично разлагаются, по той же причине нельзя оставлять собранные растения на ночь не разложенными, в пучках.
(памятка – раздаточный материал для учащихся)
Выступающие занимают свои места.
Педагог. А сейчас давайте досмотрим нашу историю.
На экране - заключительные слайды.
Тут букет целебных трав наш Иван к лицу поднёс
Девицы. О! Старец прав: щёки стали цвета роз,
Веки дрогнули, вздохнула, стала краше, чем была,
Открыв очи, улыбнулась: “Как же долго я спала!”
Педагог. Вот такой счастливый конец у нашей истории. Да, в самом деле лекарственные растения творят чудеса.
А в нашей фитогостиной - новый гость!
Появляется Доктор Нехворайкин.
Доктор. Всем доброго здоровья!
Доктор. Лес, как сказочное царство: там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить – я могу вас научить.
Спрашивайте, я отвечу на все ваши вопросы.
1 обучающийся. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
Доктор. Ответить на этот вопрос поможет вот такая загадка.
Он знаменитый, золотой,
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Что это?
Дети отгадывают, и на экране появляется одуванчик.
Да, правильно, это одуванчик. Корни этого растения возбуждают аппетит.
2 обучающийся. Доктор, я часто болею ангиной. Есть ли растения, которые мне помогут?
Доктор.
Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом?
Дети отгадывают, и на экране появляется лекарственная ромашка.
Совершенно верно, это ромашка. И запомните:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
А ещё вам поможет уже знакомая календула, которой хорошо полоскать горло при ангине.
3 обучающийся. А какое растение поможет от болезни желудка?
На экране появляется тысячелистник.
Доктор. Поможет вам тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
10, 20 или тридцать?..
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желание есть
Дольки снова перечесть?
4 обучающийся. А какое растение поможет при ссадинах и порезах?
Доктор. Конечно же, подорожник!
На экране появляется подорожник.
Путника друг – подорожник,
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Кстати, ещё запомните, друзья, что настой подорожника хорош при кашле.
А раздражённую кожу успокоит и череда.
На экране – изображение череды.
5 обучающийся. Доктор, если сердце болит, чем тогда его лечить?
На экране появляется ландыш.
Доктор. При болезни сердца помогают капли ландыша. А ещё можно приготовить сбор из ландыша, валерианы, боярышника...
Я дарю вам эту книжку, из которой вы узнаете ещё много полезного о целебных растениях. Ну, а мне пора. Рад был нашей встрече. (Уходит).
Звучит волшебная музыка. Появляется Лесная Фея.
Лесная Фея.
Я Лесная Фея, а мой лес
Полон радостных чудес.
Но свои тайны, свою красоту и целебную силу открывает он не всем, а самым чутким, добрым, внимательным людям.
А бывает, к сожалению, часто такое, что после компании отдыхающих мы долго в себя придти не можем: консервные банки, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты валяются под вызревающей черникой, вытоптана земляничная поляна, помят зверобой, кучи мусора там, где был свежий лечебный мох сфагнум, заменяющий подчас людям вату, повреждена кора деревьев, сожжен муравейник...
Ребята! Помните!
- Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года.
- Консервная банка – 30 лет!
- Полиэтиленовый пакет – 200 лет!
- Стекло – 1000 лет!
И на этом месте уже не вырастет ни одно лекарственное растение! Поэтому давайте вести себя аккуратно в гостях у природы, а она, уж поверьте, и напоит, и накормит, и силы придаст, и подлечит.
Давайте будем выполнять следующие правила. Попробуем их сформулировать вместе.
- Нельзя ломать ......... (ветви деревьев и кустарников).
- Нельзя повреждать ........ (кору деревьев).
- Нельзя без дела рвать .........(цветы на природе).
- Нельзя топтать ......... (целебные травы).
- Нельзя сбивать ......... (грибы).
- Нельзя разорять .......... (муравейник, птичьи гнёзда).
Педагог. Сегодня, ребята, мы познакомимся с жизненным кредо достойного человека, уважающего природу. Жизненное кредо – это убеждения человека, которым он следует. Вот оно:
Я – ДИТЯ ПРИРОДЫ И ГОСПОДИН ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я...
- люблю небо, звёзды, землю и море;
- радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
- не топчу травы, не рву цветов, не пугаю птиц, не обижаю животных;
- умею слышать голоса природы, умею общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей Земле;
- принимаю дары природы как самые дорогие, ценю их и использую на благо человека;
- по мере своих сил содействую её приумножению;
- несу ответственность за состояние природы вместе со всем человечеством.
Пусть отныне это станет и нашим жизненным кредо, ребята! Вы согласны?
Рефлексия (что удалось при проведении такого занятия, какие проблемы вскрыты, что нового узнали учащиеся, чему научились и где им это пригодится).
Педагог. А сейчас приглашаем всех отведать приготовленный нами фиточай.
Гостям предлагаются разные настои и озвучиваются рецепты их приготовления.
Заключение
Советы педагогам:
* Занятие в форме фитогостиной объединения “Цветоводство” можно проводить совместно с объединениями разной направленности, например, “Книголюбы”. “Кулинария”, “Актерское мастерство”.
* Педагогу подготовить заранее слайды о разнообразии лекарственных
растений, сказочных героях, фиточаи по рецептам.
* Важно: развивать способности учащихся к самостоятельному поиску информации, публичному выступлению.
Приложения: